Продолжаю свой вчерашний пост о том, как мы с коллегами пробивались на пароме через льды пролива Босфор Восточный на остров Русский 19 января этого года. Кому будет интересно как я и зачем оказался во Владивостоке смотрите остальные посты согласно специально обустроенной навигации
http://starcom68.livejournal.com/620696.htmlИ так, мы подошли с севера к каналу через узкий перешеек на оконечности полуострова Саперный острова Русский. Надо сказать что береговая линия островов здесь чрезвычайно изрезана в силу своего геологического происхождения в результате многочисленных вулканических и тектонических процессов. Этот канал искусственно отделяет от полуострова его оконечность - остров Елены.
Канал стал первым объектом инфраструктуры Владивостокской крепости который я увидел своими глазами вблизи.
Мне было сначала не понятно зачем прокопали канал. Не проще ли было обходить небольшой островок Елены через Амурский залив? Оказалось нет.
Во-первых канал прокопали в конце XIX - начале XX века в период интенсивного строительства укреплений Владивостокской крепости когда морские прибрежные грузоперевозки достигали своего пика и крюк в 2-3 километра вокруг оконечности полуострова Саперный и отмелей удлинял путь на четверть. Во-вторых, прокопав канал можно было не опасаться блокировки судов в бухте Новик в случае осады острова Русский неприятельским флотом со стороны Амурского залива. Остров Елены надежно прикрывал канал от настильно огня с западного направления, а Ларионовские батареи на нем могли отогнать противника.
На схеме из Гугла четко видна необходимость строительства канала в этом месте
Сам вход в канал я промохал греясь в машине, когда выскочил, то успел заснять только вид с кормы назад на пролив, полуостров Шкота и пробитый во льду нашим паромом проход
В стенках канала были видны слоистые геологические отложения из скальных пород. Местами сохранилась дореволюционная облицовка, но она у меня попала в кадр только на фотографиях выше
Выход из канала в бухту Новик
Слева по курсу аварийный причал из-за состояния которого паром теперь к полуострову Саперный не пристает в этом месте. На причал вытащен какой-то катер.
Там где восходит солнце - верхнее устье бухты Новик. Нам туда, но уже по острову.
Катер то ли рыбный, то ли военный, вероятно был когда-то затоплен. За ним где-то прячется станция искрового телеграфа "Телефункен". Может быть это ее здание торчит за кормой и ангаром. На левом плече горы видна опора строящегося моста на остров. Все новостройки саммита АТЭС 2012 за горой
Выходим в бухту Новик и лед сразу крепчает, здесь кроме паромов другие суда не ходят. За ночь проход во льдах основательно замерз
Вид по правому борту на выход из канала. Какие-то постройки
Владимир Иванович с Денисом осматривают горизонт
Наиболее возвышенная часть острова Елены, вид с юго-востока
На макушке острова Елены видна Ларионовская батарея на пике (слева) и Ларионовская батарея уступная за и правее белого домика береговой службы (?) с ветряком, антеннами и радаром. Чуть ближе и ниже какое-то светлое сооружение. Не исключено что это расходный погреб, а может быть и запасной, их там два. Странный только какой-то.
Вид на вход в бухту Новик. Справа остров Елены, по центру какая-то скала, охраняющая вход, слева мыс Старицкого острова Русский. Белое пятно вверху это полукапонир береговой обороны крепости Владивосток № 15, а рядом с ним с трудом просматривается орудийный ДОТ № 220 из другой эпохи.
Мыс Старицкого. Там где торчат трубы - какой-то военный городок
Подходим к причалу. Видны пятиэтажки и прочие постройки военного городка
И тут я как закричу: "Смотрите! Пингвины!..." Оказалось рыбаки...
Еще один взгляд от причала на остров Елены и по машинам. Выгрузку я почему-то не снимал
Зато снял внутри местного продовольственного магазина, который совсем недавно открыл какой-то добрый человек. В противном случае всем пассажирам пришлось бы часами дожидаться паром под открытым недом в любую погоду. Здесь даже навеса нет. Только будка по продаже билетов. Внутри продмага был небольшой киоск со всякой несъедобной всячиной. Догадываетесь что я увидель среди желтой прессы? Правильно - книги Владимира Ивановича Калинина о Владивостокской крепости, замечательные фотоальбомы и всю остальную владивостокскую фортификационную классику.
Видео прохода канала
Продолжение следует
Полный репортаж
http://starcom68.livejournal.com/625301.htmlЧуть позже я выложу туда интересные комментарии и уточнения с Владивостокской группы в ЖЖ