Автор Тема: Б.Н. Славинский - Советская оккупация Курильских островов  (Прочитано 1505916 раз)

Оффлайн sezin

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 2572
Потери ТОФ в 45 году
"десантные суда
 

ДС-01, ДС-03, ДС-05, ДС-8, ДС-09, ДС-43, ДС-47 потоплены 18 августа 1945, р-н о. Шумушу (Курильские о-ва), береговая артиллерия (три из них были позже подняты)

корабли других типов
 

КТЩ КТ-152 (б. «Нептун») потоплен 19 августа 1945, р-н о. Шумушу, атака «Камикадзе»"

Оффлайн Taranov

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 500
Потери ТОФ в 45 году
"десантные суда
 

ДС-01, ДС-03, ДС-05, ДС-8, ДС-09, ДС-43, ДС-47 потоплены 18 августа 1945, р-н о. Шумушу (Курильские о-ва), береговая артиллерия (три из них были позже подняты)

корабли других типов
 

КТЩ КТ-152 (б. «Нептун») потоплен 19 августа 1945, р-н о. Шумушу, атака «Камикадзе»"






Оффлайн Rino

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1765
Замечательные документы, огромное вам спасибо.


Цитировать
ДС-01, ДС-03, ДС-05, ДС-8, ДС-09, ДС-43, ДС-47 потоплены 18 августа 1945, р-н о. Шумушу (Курильские о-ва), береговая артиллерия (три из них были позже подняты)
Это неверная информация..


Вот, небольшая подборка из разных источников.


Погибло пять десантных судов.

___________________

ДС-1 (LCI-672) - 17.10.1945 г. исключено из состава ВМФ СССР.

Командир - старший лейтенант Б. К. Царьградский

"...Отважно действовал тогда боевой экипаж десантного судна ДС-1 (672). При очередном рейсе с воинами от грузового транспорта к берегу корабль получил несколько попаданий вражеских снарядов, в том числе в ходовую рубку. При этом был ранен в обе ноги командир корабля старший лейтенант Б. К. Царьградский, осколком снаряда тяжело ранен командир 5-го ОДДС капитан 3 ранга А. М. Верещагин, на судне начался пожар. Командование кораблем взял на себя помощник командира лейтенант И. И. Пермяков. Вместе с замполитом дивизиона капитан-лейтенантом К. Ф. Бабичем он обеспечил завершение высадки, четко организовал аварийно-спасательные работы. Когда он увидел, что огонь подбирается к ящикам со снарядами, Пермяков попытался потушить их водой из аварийного шланга, но он оказался перебитым. Тогда Пермяков, несмотря на ожоги, выбросил ящики за борт. Самоотверженно действовали в это время все члены экипажа, поддерживая жизнедеятельность и плавучесть корабля…"




Затонувшее ДС-1 (LCI-672) у мыса Кокутан.

____________________


ДС-5 (LCI-525) -  17.10.1945 г. исключено из состава ВМФ СССР.

Командир  - старший лейтенант А. Н. Котляр

"…под огнем противника, хотя и с потерями, успешно завершили высадку десантников, но при отходе от берега судно получило новые пробоины. Аварийно-спасательные команды делали все возможное, но вода прибывала и затопила машинное отделение. Застопорились двигатели, погас свет, прервалась   связь с ходовым   мостиком.   Начался пожар. Тонущий корабль сел на грунт, кубрики и отсек оказались затопленными, но моряки продолжали  сражаться на средней и верхней палубах. Стреляли по  врагу пять крупнокалиберных пулеметов. Все их расчеты погибли.
В   этой   критической   обстановке   командир корабля приказал поставить дымовую завесу, и под ее прикрытием всем находившимся в строю, вместе   с   ранеными, добираться до берега. Уцелевшие при этом влились в состав десантников и отважно сражались..."
 



Затонувшее на месте высадки ДС-5 (LCI-525)

______________


ДС-9 (LCI-554) -  17.10.1945 исключено из состава ВМФ СССР.
Командир  - лейтенант  В.П.Гурьев



Выгоревший корпус ДС-9 (LCI-554)





Братская могила экипажа ДС-9(554), фото 1946 года.


Сведения о захоронении погибших с ДС-9(554) с ОБД-Мемориал.

______________


ДС-43 (LCI-943) -  17.10.1945 г. исключено из состава ВМФ СССР.

Командир -  старший лейтенант Г. С. Бакин.

"…оно подверглось тогда очень сильному   артобстрелу противника, получило ряд пробоин, в том числе и ниже ватерлинии, потеряло управление. Из строя вышли машины, возник пожар. Под тяжестью хлынувшей в  пробоины  забортной  воды  корабль стал  оседать   на грунт. Сильной волной его выбросило на отмель. Однако отважные моряки-тихоокеанцы   продолжали   борьбу   за живучесть корабля. Под огнем противника умело руководил боевыми действиями помощник командира корабля лейтенант Г. В. Шилифост, а спасательными работами — техник-лейтенант Н. И. Брагинский. Вместе с ними личным примером воодушевляли своих боевых товарищей старшины Богомазов, Пономарев, Томазов, краснофлотцы Михаил Исаков, Виктор Покидышев, Михаил Савинов, Александр Сухарев, комендор Иван Андрощук. Последний, будучи раненным, стрелял по вражеским амбразурам из крупнокалиберного пулемета трассирующими пулями и тем самым указывал цели нашим  кораблям артиллерийской поддержки. Но силы были далеко не равными, и нашим героям   пришлось   покинуть   корабль, унося с собою раненых. Там, на берегу, кто смог, влился в строй сражающихся.   Всего   же из 27 членов боевого экипажа ДС-43  (943)  осталось тогда в живых только 8 человек..."

__________________


ДС-47 (LCI-671) - 17.10.1945 г. исключено из состава ВМФ СССР.
Командир  - старший лейтенант Ю. И. Ибрагимов

"...Трагически сложилась в то время судьба ДС-47 (671) и его экипажа . Отважно действуя под огнем противника, моряки этого корабля успешно высадили передовой отряд (группу захвата) второго эшелона десантных войск, но японская артиллерия не дала им отойти в безопасное место. Вражескими снарядами была разбита кают-компания, матросский кубрик, выведены из строя ходовые двигатели, динамо-машины. Погас  свет, загорелся apтпогреб. Чтобы предотвратить взрыв, его пришлось затопить.
Большое количество воды проникло в трюм и через пробоины в бортах, но её не было возможности откачивать, так как вышли из строя насосы, помпы, шланги. Корабль все более кренился и оседал.
Смертельно раненный командир корабля приказал выходить на берег, забрав с собой всех раненых. Тут же он скончался. Добираться до суши многие уже не могли. Организатором их спасения стал моторист, старшина 2 статьи Н. Ф. Емельяненко. Он спустил на воду спасательный ботик и две пустые закупоренные бочки, из которых предварительно слил машинное масло. Захватив автомат. ракетницу и ракеты, он последним покинул корабль   Ботик был перегружен, и большинство раненых, находясь в воде, лишь держались за него.
Вначале отважные моряки двинулись к берегу, но их обстреляли японцы. Пришлось отдаться на волю течению которое все дальше сносило их в Охотское море. Лишь к вечеру они увидели наш сторожевой корабль «Киров», и Емельяненко просигналил ему ракетами. Их заметили и пришли на помощь. Однако у плотика и пустых бочек осталось совсем немного обессилевших моряков - остальные погибли. В горячей боевой обстановке их поднимали на борт, спуская на плотик выброску, на которую Емельяненко крепил очередного своего товарища. Последним подняли его самого..."



____________________

Из воспоминаний очевидца.

А.М. Грачев
Курильский десант.(Из блокнота военного корреспондента)
Бои за о. Шумшу. Взятие о. Парамушир


"...Наконец, я на флагманском корабле. В штабе напряженная, но спокойная работа, ни одного лишнего слова, в оперативном отделе осторожно, чтобы не помешать, прошу направить на передний край. Десант уже продвинулся на полтора километра первого острова. «Капитан, прихватите с собой корреспондента», — приказывает начальник оперативного отдела. Садимся в ялик, за веслами молоденький матрос, как и у тех ребят, глаза воспалены, видно, давно не спит, но лицо прямо-таки все светится, расплывается в улыбке, когда начинаю расспрашивать его об участии в боевой операции.
«Хотите посмотреть на наш сожженный корабль? — спрашивает матрос. — Нам по пути». Скоро в тумане вырисовывается надпалубная надстройка десантного судна. Матрос подводит к нему ялик. Впервые мертвецов я видел в детстве — зарубленными или покойников в гробу, а тут — обгорелые трупы, шпалерами лежащие на палубе полузатонувшего корабля. Вот она, война!..."

________________________


Так же дополнительно.  Из интересных фактов можно отметить, что ДС-9 (LCI-554) до передачи его
СССР участвовал в высадке в Нормандии. USS LCI-554(L) высаживал пехоту на знаменитом  "пляже Омаха", участки Easy Green и Dog Red.

Две фотографии сделанные  8 июня, десантные суда на "пляже Омаха" принимает немецких пленных.
На заднем плане USS LCI-554(L)



Доклады о действиях USS LCI-554(L) во время высадки в Нормандии.
http://www.navsource.org/archives/10/15/150554h.htm
« Последнее редактирование: 13 Января 2011, 05:37 от Rino »

Оффлайн Rino

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1765
Что еще.

Можно отметить большое количество ошибок в документах, что сильно затрудняет
изучение и порождает откровенную путаницу.

К примеру, в представленном уважаемым Тарановым документе, ДС-554 именуется ДС-524,
хотя есть и фото судна с номером, и на памятнике погибшим членам экипажа название - ДС-554.

На памятнике имя погибшего командира ДС-554 Гурьев В.П., а в документе Мемориала - Гурьев В.И.





Ну, еще можно добавить воспоминания журналиста (очевидец), там вообще "смешались в кучу
кони, люди..."

А.М. Грачев
Курильский десант.(Из блокнота военного корреспондента)

Бои за о. Шумшу. Взятие о. Парамушир


"...Ночь с 16 на 17 августа 1945 года была особенно темной в районе Первого Курильского пролива. Вытяни вперед руку, и не увидишь ладони — висел плотный туман. И тишина, ни малейшего движения в воздухе. Около четырех часов утра наша эскадра, состоящая из боевых, транспортных и десантных судов с полностью задраенными огнями подошла к мысу Лопатка, на траверзе Первого Курильского пролива со стороны Тихого океана. Накануне, вечером, наши боевые корабли совершили огневой налет со стороны Охотского моря на японские базы, расположенные во Втором Курильском проливе, на о. Парамушир — Катаоку и Касиваба (ныне Байково и Северокурильск). Это был отвлекающий маневр, смысл которого состоял в том, чтобы японцы оттянули сюда свои войска. Как выяснилось потом, расчет командующего оказался верным,
В начале пятого часа в эфир полетел условный сигнал — «сова», для выброски десанта. Десантные суда ринулись к берегу со стороны Тихого океана. Почти без боя в кромешной темноте войска захватили плацдарм шириной в три и в глубину полтора километра. Боевое охранение японцев почти не сопротивлялось — солдаты бежали в панике, не успев даже погасить свечи в дотах и блиндажах. На острове закрепились наши три батальона — армейский, пограничников и морских пехотинцев.
Казалось, успех обеспечен, ведь главное в подобной операции — закрепиться на берегу. И хотя командование не строило себе иллюзий насчет легкой победы, немедленно готовило второй эшелон десантников.
Обстановка утром 17 августа сложилась чрезвычайно тяжелая для нас. Первые десантники высаживались ночью, а точнее — в 4 часа утра, без единого выстрела, сразу сбили боевое охранение японцев, продвинулись на полтора километра..."


Перепутано все, даты, условные сигналы...


Оффлайн sezin

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 2572
Я не настаиваю на верности этой информации,просто наткнулся на эти сведения и выложил.
Там еще есть информация о потерях ЧФ от бер.артиллерии,но это я чуть позжн выложу.

Оффлайн Rino

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1765
Информация сама по себе интересная, только непонятно, на основе чего были сделаны выводы
о гибели 7 десантных судов.


Вот сейчас смотрю Стрельбицкого (Август 1945. Советско-японская воина на море), опять
несоответствие по ДС-43. У него командир корабля  - старший лейтенант Г.С.Курбатов, а у
Акшинского командир ДС-43 - старший лейтенант Г. С. Бакин, посмертно награжденный орденом
Отечественной войны I степени.
 >:(



Цитировать
Там еще есть информация о потерях ЧФ от бер.артиллерии,но это я чуть позжн выложу.
А есть чего-нить по Балтике, на апрель 1945?  :)
« Последнее редактирование: 13 Января 2011, 08:22 от Rino »

Оффлайн sezin

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 2572
Источник информации вот :это по Каспию,надо переходить на Балтику.
http://www.navy.su/other/lost/04.htm
Но что-то сегодня он не хочет открываться....

Оффлайн most41rus

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 6
Выложили на Милитере.

Грачёв А. М.
Падение Тисима Ретто
http://militera.lib.ru/prose/russian/grachev_am01/index.html


Автор беседовал с нашими бойцами, опрашивал пленных японцев, так что
книга можно сказать по "горячим следам". :) Хотя, если честно - полный худлит.
К знающим пару вопросов. За основу сюжета взята операция на Шумшу? Только там какие то вулканы и источники упоминаются, есть они на Шумшу? Или это собирательный образ некоего  острова?


« Последнее редактирование: 14 Января 2011, 16:35 от most41rus »

Оффлайн Rino

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1765
Там описываются Шумшу и Парамушир. Но, конечно, у автора много "своего видения".

Оффлайн most41rus

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 6
Там описываются Шумшу и Парамушир. Но, конечно, у автора много "своего видения".

Вообще в первый раз читал её пацаном, даже когда то была в домашней библиотеке, потом потерялась... По детству оставила массу впечатлений (правда пару недель назад освежил в памяти уже в эл. варианте), после этого появилось стойкое желание посетить  хоть когда то те места боевых действий. Уже третий день читаю эту ветку, за уши не оторвать :) Накачал массу ещё материалов с этого форума, читаю в свинячем восторге. Хорошо что есть ещё люди которые пытаются по крупицам собрать информацию о том времени.  То что вывозят технику  грустно, но умом понимаю, что сохранность на месте ей тоже не обеспечить. Подскажите, а в сезон 2011 года планирует кто то экспедиции на Шумшу-Парамушир? Мог бы присоединится, оказать посильную волонтёрскую помощь, если потребуется.


Ps. В нескольких источниках упоминаются "памятки десантнику" которые выдавали бойцам в период операции, интересно сканы можно где то глянуть?
« Последнее редактирование: 15 Января 2011, 12:05 от most41rus »