Форум > МЗО

Оборонительные рубежи 1941 года под Ярославлем

<< < (3/5) > >>

gistory:
Конечно антинаучно, но увидел из окна автобуса и потом нашел на карте:

Уж больно похоже
http://wikimapia.org/#lat=57.5138406&lon=39.8041534&z=14&l=1&m=b

Опирается с одной стороны на реку Которость, другой на реку Волга

Вот еще подозрительное место
http://wikimapia.org/#lat=57.4003293&lon=39.6787548&z=15&l=1&m=b

Широкое шоссе конечно новое, а вот дорога которая его пересекает скорее всего была давно.

PS Спрашивал экскурсовода про оборонительные рубежи Ярославля, но тот ничего не смог сказать, хотя город знает очень очень хорошо. Единственное рассказал про "бункер Сталина" недалеко от города в санатории Красный Холм. http://gulo.by.ru/yarosl.html и http://www.rg.ru/2004/10/19/stavka-stalina.html

gistory:
Первая попытка положить на карту описания рубежей в Ярославской области.

gistory:
Позже привяжу все это к электронной карте, а пока покажу кусочек возле (южнее) Углича. У села Маймеры линия обороны поворачивала к Ростову и шла скорее всего вдоль реки Устье. На ее берегах по карте видны характерные зигзаги ПТР.

А вот у самого села Маймеры видна вот такая картинка "высохшие канавы" шириной 5 метров.



Также есть интересные "ямы" глубиной до 2х метров и курганчик такой же высоты.

vvv:
В первые дни войны для обороны города было создано ополчение, куда записались добровольцами 40 тысяч человек. На предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях начали изучать стрелковое оружие, тактику ведения уличных боев. Осенью 1941 года между Ростовом и Переславлем 210 тысяч ярославцев построили более 100 километров противотанковых рвов, тысячи дзотов и дотов.
Источник: http://yarreg.ru/2011/11/20256/

gistory:
Частью повтор, но частью и новое в частности подтверждение про сборные ж/б ДОТы в Мышкине.
кстати в том источнике использованы мои карты )))
http://my.mail.ru/community/vseowar./4B5F8E582F7152A5.html

30 сентября 1941 года началась битва за Москву, 20 октября в столице было введено осадное положение. Возникла реальная угроза прорыва немецких частей со стороны Калинина не только в тыл нашим обороняющимся войскам, но и на территорию Ярославской области – и захвата ряда важных стратегических объектов, в частности Рыбинской ГЭС. По решению Ставки 24 октября 41-го были созданы чрезвычайные органы власти – Ярославский и Рыбинский городские комитеты обороны, перед которыми была поставлена задача возвести оборонительные укрепления на территории Ярославской области до конца января 1942 года.

Ярославский пояс укреплений состоял из двух рубежей: Северо-восточного и Юго-западного. Северо-восточный проходил от деревни Прислонь по восточному берегу Рыбинского водохранилища через Пошехонье--Володарск, Рыбинск и далее по левому берегу Волги через Тутаев, Ярославль и Кострому до деревни Серково. Юго¬-западный рубеж шел по правому берегу Волги от Рыбинского водохранилища через города Мышкин и Углич, деревню Гребенево, отходил на юго¬-восток к деревне Львы и далее через озеро Неро выходил на деревню Горки.

Работа по созданию оборонительных сооружений была поручена управлению «Волгострой», возводившему плотину ГЭС под Рыбинском. Непосредственно строительством руководил начальник «Волгостроя» Владимир Дмитриевич Журин, а общее руководство всеми работами было возложено на командующего 3-й сапёрной армией (чьё формирование началось в Московском военном округе в середине октября) Яков Давыдович Раппопорт. Изначально на строительстве было занято всего 13 бетономешалок, 43 транспортера, один экскаватор и два насоса с механическим приводом, а тем не менее был получен приказ наладить выпуск бетонных противотанковых надолбов, металлических «ежей», железобетонных колпаков для пулеметных гнезд.

Большую часть транспортных средств составляли лошади, а основным инструментом были ломы, кувалды и лопаты. К концу октября строительством занималось порядка 105 тысяч человек, к 8 ноября строителей стало 120 тысяч. А к 30 ноября на всех объектах работало 174 036 человек и 70 процентов всей рабочей силы составляли женщины. Первоначально, согласно черновой схемы оборонительного кольца, дважды опоясавшего Ярославль, предполагалось вести работы на всём протяжении линии обороны, но уже в начале ноября, по предложению командующего 28-й резервной армии генерала И.В.Тюленева, работы были сосредоточены на важнейших направлениях предполагаемого наступления противника, там и началось сооружение глубинных батальонных районов.

Первостепенное значение в возведении оборонительных сооружений придавалось Юго-западному участку проходившему по правому берегу реки Волги. Но два форпоста его были вынесены на левый берег. Первый – для охраны железнодорожного моста у станции Волга. Там был создан предмостный оборонительный рубеж. Всю систему обороны моста опоясывал противотанковый ров длиной около семи километров. Начинался ров у железной дороги в 350 метрах от вокзала. Отсюда он уходил к берегам Волги: на севере до деревни Торхово и на юге – у деревни Зиновская, Мышкинского района. Южный сектор обороны, наиболее доступный для прохода вражеских танков, укреплялся усиленно. На этом участке все дороги, ведущие к реке, перекрывались противотанковыми «ежами». Перед деревней Заря между железной дорогой и ручьём был вырыт второй ров. Возможный подъезд закрыли «ежами» и железобетонными надолбами. У деревни Коплино на высоком берегу ручья и на западной окраине деревни Петровское, были возведены железобетонные огневые точки с амбразурами в сторону железнодорожной станции. На самой станции, рядом с вокзалом, в выемках железнодорожной насыпи были подготовлены дзоты, а так же землянки и траншеи связывающие их. Обочины просёлочных дорог, проложенные к вокзалу от деревень Большая Шиловка и Малая Шиловка, перекрывались рядами надолб. На случай необходимости полного перекрытия дорог рядом лежали дополнительные «ежи».

Северный участок предмостного района укреплялся меньше южного, поскольку берег реки, от села Сменцева до железнодорожного моста, высокий и обрывистый являлся естественной преградой для танков. От авианалётов мост охранялся 4-мя батареями 362-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона (по 3-4 орудия в батарее). Одна батарея стояла у деревни Гладышево, а другая – между деревнями Коплино, Починок, Папоротная. В деревне Заря на крыше одного из домов, на башне шерстопрядильной фабрики и к западу от неё среди сосен у железной дороги (Харламов хутор) на помосте стояли спаренные зенитные пулемёты. В поле за селом Петровским на 15-ти метровой металлической вышке размещался пост воздушного наблюдения, соединённый телефоном с зенитными батареями. Вторым левобережным укреплённым пунктом должен был стать город Мышкин. Населённый пункт опоясали противотанковый ров, система окопов полного профиля, блиндажи. На перекрёстках улиц были установлены доты, собранные из железобетонных балок заглубленных в землю. Из числа местных жителей – мужчин непризывного возраста и увечных был сформирован истребительный батальон, который регулярно прочёсывал окрестные леса для блокирования и поимки диверсантов и сбитых немецких лётчиков.

В районе Шалимовского болота началось обустройство базы для партизанского отряда, туда успели завести необходимое оборудование и продовольствие. Местные краеведы утверждают, что база охранялась до окончания войны.

30 января 1942 года задание ГКО по строительству оборонительных сооружений было выполнено. Уже 1 февраля командование управления оборонительных работ (УОР) рапортовало об этом обкому ВКП(б) и облисполкому. За три месяца строительства было возведено: 201,5 километров противотанковых препятствий, 1821 огневая точка, 248 командно¬-наблюдательных пунктов, 1076 землянок, 285 пулемётных дотов, 122 огневые точки для 45 мм пушек, 1322 железобетонных колпака для пулеметных гнезд, 154 пулеметных дзота, 8826 противотанковых «ежей». Кроме этого были устроены лесные завалы в количестве 204 единицы. Область готовилась к поистине Народной войне, со стороны возможного прорыва пехоты противника устраивали снежные валы и заготавливали колья коих было изготовлено – 91 000 штук! Воспользоваться, к счастью, всей этой линией обороны не пришлось и постепенно сооружения стали ветшать и приходить в негодность. К сожалению не все они дожили до наших дней. Но часть оборонительных линий ещё можно увидеть даже на картах.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии