Автор Тема: Тыловые рубежи в Приморье  (Прочитано 4742 раз)

Оффлайн DenisNik

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 139
Тыловые рубежи в Приморье
« : 01 Февраля 2014, 16:31 »
С момента строительства приграничных УРов в Приморье, прежде всего Полтавского и Гродековского, возникал вопрос о проведении обороны в случае прорыва обороны укрепленных районов. Особенно остро этот вопрос стоял в случае прорыва Полтавского УРа, наиболее выдвинутого к границе.
В предвоенный период этот вопрос, вероятно предполагалось решать средствами маневренной обороны. Но, начавшаяся Великая Отечественная война показала, что маневренные действия армии должны быть подкреплены надежными оборонительными рубежами, куда было возможно отойти в случае неблагоприятного развития событий.
В полосе 25-й армии требовалось надежно прикрыть операционное направление Полтавка – Покровка – Уссурийск. Здесь в военный период были построены не менее трех тыловых рубежей. Эти рубежи, в отличие от Полтавского УР, уже не были сплошными оборонительными полосами и состояли из участков укреплений полевого типа, своими флангами упирающимися в труднопроходимые преграды (горные хребты, водные преграды). Основной их задачей было не допустить прорыва противника вдоль основных транспортных коммуникаций или вблизи них. Главным элементом оборонительной полосы были противотанковые и противопехотные препятствия. Первые были представлены в основном противотанковыми рвами и эскарпами, и реже каменными валунами и лесными завалами. Вдоль противотанковых рвов и эскарпов шли противопехотные препятствия - проволочные заграждения в три кола.


Синим цветом - рубежи Полтавского УР, красным - тыловые рубежи, пунктир - приблизительная линия тылового рубежа

Как известно основным требованием к устойчивой обороне является прикрытие противотанковых и противопехотных заграждений огнем артиллерии и стрелкового оружия. Эта задача достигалась путем строительства большого количества выносных стрелковых ячеек, из которых обстреливался продольным огнем как противотанковый ров, так и проволочные заграждения. Очень часто в стрелковых ячейках устанавливались железобетонные колпаки и СЖБОТы. В небольшом количестве применялись дзоты, вероятно их вооружение составляли 45-мм противотанковые пушки. Кроме того, в оборонительной полосе имелись огневые позиции для отдельных орудий.
Первый рубеж располагался в ближайшем тылу Полтавского УР и частично смыкался с его ОПБ. Этот рубеж отстоял от границы на 12 км и проходил по линии Фаддеевка – Новогеоргиевка – г. Орлиха – распадок р. Шибенчхихи (Орлихи) – Николо-Львовск. Участок Николо-Львовское – долина р. Шибенихи имел противопехотные препятствия проволочные заграждения в три кола. На небольшом обследованном участке этого рубежа севернее с. Николо-Львовское на участке в 1 км обнаружены 4 объекта: два СЖБОТ круглого типа (обычно трехамбразурные) и два одноамбразурных СЖБОТ арочного типа. В одном из СЖБОТ сохранились остатки надписи «Кто сам не боится смерти, тот сеет смерть врагов».
Второй рубеж располагался в 16-20 км от границы и проходил по долине р. Синеловки. Его правый фланг упирался в высокий хребет г. Медвежья (573,2 м), пересекал автомобильную дорогу Новогерогиевка – Галенки и выходил своим левым флангом в район Синтупик – горного прохода к с Чернятино. Общая протяженность этого рубежа составляла 20 км. В центральной своей части в районе пересечения с автомобильной дорогой на Галенки этот рубеж имел противотанковый ров глубиной 2,5-3 м и шириной до 6 м. Общая протяженность противотанкового рва составляла 10 км. На правом фланге до автомобильной дороги Новогеоргиевка – Галенки на протяжении 2 км проволочные заграждения в три кола шли перед противотанковым рвом, а после пересечения автомобильной дороги – за противотанковым рвом.


Красным цветом показаны противотанковые рвы, зеленым - проволочные заграждения

Третий рубеж находился более чем в 60 км от границы, располагался вдоль р. Крестьянка, прикрывая автомобильную трассу Уссурийск – Гродеково на участке Галенки – район южнее Покровки. Здесь имелся 12-км участок противотанкового рва и 3-км участок противотанкового эскарпа

Оффлайн DenisNik

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 139
Re: Тыловые рубежи в Приморье
« Ответ #1 : 01 Февраля 2014, 17:01 »
Основным заграждением были противотанковые рвы, проходящие вдоль фронта и обстреливаемые как фронтальным, так и косоприцельным огнем линии траншей, как правило расположенной в 50 м от рва. При этом оставалась проблема прикрытия рва так, чтобы он не представлял укрытие атакующему противнику.



Полевые опорные пункты были представлены развитой сетью траншей, расположенных на склонах сопок, обращенных к противнику. Количество линий траншей в одной оборонительной полосе достигало 3-4, в которые были встроены многочисленные блиндажи и иные укрытия. Вершина сопки в этом случае представляла собой небольшой опорный пункт, подготовленный для круговой обороны. Собственно вся линия обороны состояла из таких взводных опорных пунктов, имеющих часто круговую оборону
Основным типом огневых точек, представленных на этой части рубежа были железобетонные колпаки для станкового пулемета, имеющие для стрельбы две амбразуры. Таких сооружений на правом фланге до пересечения с автомобильной дорогой Новогеоргиевка – Галенки обнаружено 13 штук из общего количества обнаруженных 22 сооружений. Среди колпаков почти все были одного типа – со слегка скругленной верхней частью диаметром 160 см, двухамбразурные, причем на правом фланге два колпака такого типа имели оторванную верхнюю часть Только один колпак отличался – имел плоское покрытие и диаметр 170 см.


Оффлайн DenisNik

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 139
Re: Тыловые рубежи в Приморье
« Ответ #2 : 01 Февраля 2014, 17:03 »
Другим распространенным типом сооружения был одноамбразурный СЖБОТ, состоящий из арочных сегментов. Таких сооружений на этом участке было обнаружено 5 штук. У такого типа СЖБОТ передняя амбразурная стена оформлялась двумя способами. Первый – сборные элементы (блоки), над амбразурой устраивался защитный козырек из железобетонной балки.


Второй – цельнолитая лобовая плита толщиной 25 см, в этом случае какой-либо защитный козырек уже не применялся.


Количество арочных сегментов обычно составляло 5 штук по 30 см длиной, но иногда встречались и 6 сегментов и 8 сегментов.

развалившаяся амбразура

СЖБОТов круглого типа, наиболее известный в укрепленных районах, на этом участке обнаружен только один.


Помимо них в числе обнаруженных сооружений был наблюдательный железобетонный колпак наружным диаметром 100 см. Такие сооружения размещались, как правило, несколько выше линий траншей, чтобы обеспечить лучший обзор близлежащей местности. Применить оружие в таком колпаке было проблематично.


Для обстрела противотанкового рва и ведения огня из глубины были предназначены 2 ДЗОТа, которые располагались на возвышенных участках, обеспечивающих продольный обстрел подходов к противотанковому рву на большую дистанцию.

Оффлайн DenisNik

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 139
Re: Тыловые рубежи в Приморье
« Ответ #3 : 01 Февраля 2014, 17:48 »
Глубина обороны на главном направлении вдоль автомобильной дороги достигала 3 км. При этом здесь имелось две полосы обороны, отстоящая одна от одной на 1 км. Первая полоса имела глубину обороны до 1-1,5 км, насыщенную на всю глубину огнем железобетонных колпаков и СЖБОТов. При изучении только первой линии траншей над противотанковым рвом, и частично верхней линии в глубину здесь на протяжении 8 км левофлангового участка было выявлено 42 сооружения, из них 22 железобетонных колпака для станкового пулемета, 6 одноамбразурных СЖБОТ арочного типа, 8 СЖБОТ круглого типа, 2 малых наблюдательных железобетонных колпака, 4 ДЗОТ.
По сравнению с ранее описанным правофланговым, участок левее от дороги имеет в большем количестве СЖБОТ круглого типа, часто они располагались в глубине обороны с тем, чтобы действие их вооружения распространялось на всю глубину обороны.



Один из СЖБОТ круглого типа имел одну расширенную амбразуру.


Одноамбразурные СЖБОТ арочного типа здесь также встречаются часто, в одном из них сохранились надписи: «Смерть немецким оккупантам», «Воин должен упорно обороняться и без приказа командира не отходить».

« Последнее редактирование: 02 Февраля 2014, 00:43 от Владимир Калинин »

Оффлайн DenisNik

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 139
Re: Тыловые рубежи в Приморье
« Ответ #4 : 01 Февраля 2014, 18:26 »
Более явно здесь встречаются остатки ДЗОТ, в среднем по одному на километр фронта.

Помимо этого в составе полевых сооружений встречаются огневые позиции для отдельных орудий, стрелковые ячейки, разделенные траверсами.


На этом участке на протяжении 5 км склон, на котором располагается оборона, доступен для подъема танков, поэтому вдоль его подножья проходит противотанковый ров.

Далее на протяжении следующих 3 км противотанковый ров отсутствует, здесь оборона располагается на более высоких и обрывистых скатах, подъем танков на который уже представляется проблематичным.




Оффлайн DenisNik

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 139
Re: Тыловые рубежи в Приморье
« Ответ #5 : 12 Июня 2014, 10:29 »
По результатам зимне-весенних поездок постепенно выясняется общая схема одного из участков полевого рубежа в тылу Полтавского УР. На схеме представлен район от Пореченского разреза на юг вдоль долины р. Синеловки, где отмечены все найденные сооружения общим числом 67, большая часть - железобетонные колпаки и СЖБОТы, но присутствуют также 13 орудийных площадок, до сих пор сохранившихся на местности, несколько ДЗОТов, несколько земляных выемок под крупные убежища. Общая протяженность представленного рубежа 5 км. Разрежение на южном фланге - это неоконченная часть полевых исследований, ее придется заполнять уже по следующему сезону. В тылу этого рубежа в 1,5-2 км тянется еще одна полоса железобетонных колпаков и СЖБОТов, правда там их плотность несколько ниже.