Автор Тема: Б.Н. Славинский - Советская оккупация Курильских островов  (Прочитано 1521438 раз)

Оффлайн Taranov

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 500
Акира пишет, что таких орудий было два или три. Кроме того орудя в полубашнях на Парамушире тоже принадлежали этому полку.

Две пушки живы до сих пор, третью распилили, но останки ее еще есть, четвертая где-то в районе аэродрома, если верить схеме обороны, нарисованной по словам Фусаки.

Цитировать
А искуственный холм, что под ним?

Командный пункт и склады, скорее всего.

Оффлайн kokutai

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 351
Вот что нарыл на страницах нашего бездонного инета. Вопрос напрашивается сам сабой,  есть в этом доля правды или нет! Попадалось ли что в архивах по данным событиям.
Цитировать
18 августа 1945 года в 14:43 японский армейский двухмоторный бомбардировщик (предположительно Кавасаки Ki-45 "Торю") попытался в Амурском заливе у Владивостокской нефтяной базы таранить танкер "Таганрог", однако был сбит зенитным огнем. Как следовало из уцелевших документов, пилотировал самолет поручик Иосиро Тиохара(20).

В этот же день камикадзе добились своей единственной победы, потопив в районе Шумшу (Курильские острова) катер-тральщик КТ-152(21). Бывший сейнер - рыбный разведчик "Нептун", он был построен в 1936 году и имел водоизмещение 62 тонны и команду из 17 моряков. От удара японского самолета катер-тральщик сразу же пошел на дно.

Малоизвестным остается применение B5N2 в боях с советскими войсками в августе 1945 года. На северной границе дислоцировался 553-й кокутай, который патрулировал водное пространство между Алеутами и Хоккайдо. Часть была оснащена новыми Nakajima B6N "Tenzan" (13 машин) и старыми B5N2 (21 машина). Кроме того, на Курильских островах находилось несколько B5N2 из хокуто-кокутай. 10 августа 1945 года четыре "Kate" атаковали цели на Камчатке.

18 августа 1945 года четырем B5N2 из хокуто-кокутай удалось потопить советский тральщик. Это была последняя операция B5N во Второй Мировой войне.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
Насчет атаки танкера "Таганрог" у причала нефтебазы "Первая Речка" - истинная правда. Только зенитные батареи и вообще ПВО флота тут не при делах. Самолет был сбит огнем зенитного пулемета установленного на самом танкере. ПВО этот самолет "проспала". Тревогу сыграли "задним числом".

Оффлайн Iskander

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 159
Про этот злополучный танкер легенд гораздо больше чем нужно. Есть сведения, что его сбили истребители, поднятые по тревоге то ли с Седанки, то ли со Второй Речки. Владимир Иванович, у вас данные откуда?
Отход НТОТ не предусмотрен!

Оффлайн Любитель

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 983

Цитировать
Налет на нашу нефтебазу

ВЛАДИВОСТОК
Суббота, 19 августа 1995 года

 Виктория РОЗЕНБЛИТ,
археограф,

специально для "В"

18 августа 1945я года на танкер Таганрог .стоявший на якоре в районе Первой Речки, совершил налет японский бомбардировщик. Экипаж судна, проявив находчивость и боевое мастерство, отразил атаку и сбил самолет противника.
Впервые об этом эпизоде рассказал журналист Н. Грачев в заметке «Зенитчики танкера сбили вражеский самолет». В ней были названы и фамилии отличившихся членов экипажа: зенитчиков Кобызева, Мурзы, Лещенко; вахтенного краснофлотца Рослякова (это он первый заметил воздушного врага), капитан-лейтенанта Бурмистрова, который "очередью из эрликона прошил кабину самолета, когда гот стал пикировать на судно, обстреливая его из пулеметов. Охваченный пламенем самолет врага врезался в море в 15 метрах от борта танкера"... Заканчивалась та короткая ..заметка словами: "Враг отваживается совершать налеты на наши корабли, находящиеся далеко от зоны боевых операций, что само по себе есть еще одно доказательство вероломства японцев".
В статье старшего препода-вателя ДВВИМУ К. Добрюка "Случай с "Таганрогом" ("Блокнот агитатора" № 16 за 1977 год) этот поединок описывался с новыми подробностями: "Росляков заметил самолет с расстояния 1500-2000 метров. По боевой тревоге члены экипажа заняли свои места. Боевые расчеты открыли заградительный огонь"...
По словам К. Добрюка, японский летчик дважды атаковывал танкер и открывал по нему огонь, пока военный помощник капитана Ф. Бурмистров не сбил самолет из автоматической пушки.
Далее автор пишет, что возникла угроза взрыва танкеpa от горящих бензобаков упавшего рядом самолета. Тогда старший механик К. Поверов в считанные минуты запустил двигатель, и "Таганрог" вышел из зоны огня. Старший помощник капитана В. Сахаров быстро и умело организовал работу, чтобы сдерживать подступ огня к борту. К. Добрюк отмечает, что за спасение одного из крупных танкеров, за высокую бдительность и успешное отражение атаки врага капитан судна К. Зайцев, военный помощник Ф. Бурмистров, старпом В. Сахаров, старший механик К. Поверов, первый помощник Мусатов, краснофлотец Росляков, матросы Кобызев, Мурза, Кулик и электрик Лещенко были награждены. Но какими наградами - сказано не было.
Это удалось установить, обратившись к архивным документам. В личном фонде капитана Арктического пароходства В. Лебедева были обнаружены очерки о капитанах дальнего плавания А. Кирии и В. Сахарове. Да, это оказался именно тот Виктор Сахаров, Герой Социалистического (руда, лауреат Государственной премии, а в далеком августе 45-го - старший помощник капитана "Таганрога". В. Лебедев пишет в своих воспоминаниях, что в момент налета танкер принимал груз авиабензина с Первореченской нефтебазы. В связи с военными действиями против Японии усиленная вахта на «Таганроге» даже в родном порту была круглосуточной и на борту постоянно находились или капитан, или его старший помощник.
Тут уместно сделать небольшое отступление. С начала войны с Японией (8 августа 1945 года) во Владивостокском порту находилось 15 транспортных судов. Все они и корабли, стоящие в порт-пунктах, сразу же занялись перевозкой десантных частей и воинских грузов. Эти мирные суда участвовали в десантных операциях и поставке военного снаряжения к берегам южного Сахалина, Кореи и Курильских островов.
В. Лебедев так описывает этот эпизод. "18 августа вахтенный с "Таганрога заметил в небе самолет, летевший со снижением в сторону нефтебазы. Сыграли боевую тревогу, старпом Сахаров начал отшвартовку. Одновременно две зенитных пушки и 12 судовых пулеметов открыли заградительный огонь. Мелкая очередь крупнокалиберного пулемета сбила самолет, и он упал в воды Амурского залива неподалеку от танкера..."
Автор пишет, что члены экипажа были награждены орденами Красной Звезды.
Несмотря на явные расхождения в оценке вооружения танкера, все авторы единодушны в главном - что умелые и слаженные действия экипажа спасли "Таганрог" и нефтебазу от катастрофы.
В коллекции фотодокументов архивного фонда Приморского крайкома КПСС нам удалось обнаружить фотографии, сделанные сразу после происшествия, но мало кому известные до сих пор.



Цитировать
НА СНИМКЕ: капитан танкера К. Зайцев (третий справа) н капитан-лейтенант Ф. Бурмистров беседуют с пулеметным расчетом.



Цитировать
Камикадзе над Владивостоком
 

Это случилось 50 лет назад, 18 августа 1945 года. В небе над нашим городом объявился японский летчик-смертник
 

 Евгений ШОЛОХ,
"Владивосток"

 Все произошло в одно мгновение. Из-за облаков внезапно вынырнул самолет с опознавательными знаками военно-воздушных сил Японии. Открыв огонь из пулеметов, он пошел в атаку на танкер "Таганрог", который, совершив многотрудный и опасный переход из Америки с грузом авиационного топлива на борту, стал на рейде Амурского залива в районе нефтебазы на Первой Речке.
Вот как вспоминал те события при встрече с автором этих строк бывший военный помощник капитана танкера, капитан 2-го ранга в отставке Федор Бурмистров ныне, увы, уже ушедший из жизни: Был полдень. Команда обедала. Я, проверив сигнальную вахту, уже собирался и сам спуститься в кают-компанию. И вдруг тишину ясного солнечного дня пронзительно разорвал сигнал боевой тревоги, поданный вахтенным краснофлотцем С Росляковым. Теперь увидел самолет и я. На огромной скорости он несся на нас, поливая из пулеметов. Стало ясно, что это - враг, прорвавшийся к Владивостоку. События разворачивались стремительно. Я понимал, какая опасность грозит городу. По соседству с нами стояли танкеры «Батуми» и «Апшерон», другие суда. Рядом нефтебаза и многотысячный город. Да и сам Таганрог имел на борту 16 тысяч тонн бензина. В складывающейся ситуации только быстрота, решительность и снайперская точность могли предотвратить беду. Я бросился и крупнокалиберному пулемету и, пока мне на помощь подоспели краснофлотцы, успел прицельными очередями вынудить стервятника свернуть с боевого курса. Камикадзе, а мы уже не сомневались, что нас так отчаянно атаковал японский летчик-смертник, развернувшись, набрал высоту и ушел в облака. Однако спустя несколько мгновений он показался вновь и стал пикировать на Таганрог, намереваясь, судя по всему, уничтожить танкер таранным ударом. Самолет смертника был уже достаточно низко над танкером, когда мы его срезали . Он упал рядом, метрах в тридцати от судна, перебив левым крылом одну из радио-антенн, натянутых на мачтах Таганрога . Взрыва на месте его падения не было - из-под воды вырвалось только пламя...
...На палубу выбегали члены команды. Никто не мог сразу сообразить, что произошло. Тревога? В родном порту? Только что сбитый над танкером японский самолет?.. Экипажи других судов, явно проморгавшие это невероятное происшествие, тоже были в неведении и запрашивали, по какому поводу устроили пальбу на "Таганроге". В случившееся в первые минуты никто не мог поверить. А когда, наконец, стало ясно, что это не розыгрыш, капитан танкера Кузьма Зайцев первый бросился к своему военному помощнику и, крепко обняв, по-мужски расцеловал его.
Вскоре на место происшествия прибыли высокие военные и гражданские начальники и пригрозили капитан-лейтенанту Федору Бурмистрову большими неприятностями. Они не верили ни единому слову военного помощника капитана танкера и его краснофлотцам. Особенно был разъярен начальник противовоздушной обороны. Как вспоминал Федор Иванович, никто из руководства не допускал и мысли, что во Владивосток мог пробиться вражеский самолет. Его сразу же обвинили а уничтожении своего самолета. Только благодаря командующему Тихоокеанским флотом адмиралу Юмашеву капитан-лейтенанта Бурмистрова тотчас не арестовали, и он вместе со всеми ожидал результатов работы срочно вызванных водолазов, обшаривающих морское дно на месте гибели камикадзе.
"Окажется наш самолет, расстреляю лично прямо здесь!" - нервничая, горячился начальник ПВО. Некоторым должностным лицам, понятно, очень хотелось, чтобы самолет оказался советским, ведь в противном случае им придется держать ответ за потерю бдительности частями ПВО и экипажами кораблей, которые стояли на рейде Амурского залива.
Через некоторое время водолазы извлекли из-под воды спасительные для военного помощника танкера "Таганрог" доказательства: покореженную кабину японского самолета, некоторые другие обломки и тело самого пилота - одна крупнокалиберная пуля разнесла ему голову, другая оторвала руку... В нагрудном кармане его френча имелись и документы на имя подпоручика военно-воздушных сил Японии Циохоро Иосиро. В полетном задании камикадзе значилась боевая задача: „нанести таранный удар на полной скорости в 550 км в час в трубу или мостик корабля. Если не окажется кораблей, то выбрать в городе самый большой дом...
Подпоручик японской армейской авиации Циохоро Иосиро последний приказ командования так и не выполнил...
А на кителе капитан-лейтенанта Федора Бурмистрова к ордену Красной Звезды, полученному за Хасан, прибавился еще один - орден Отечественной войны I степени. Были отмечены наградами и краснофлотцы, вместе со своим командиром пресекшие полет первого и единственного летчика-смертника, прорвавшегося к Владивостоку в годы второй мировой войны.

 А вот официоз:

Цитировать
Смертник над городом

Танкер «ТАГАНРОГ»

Место постройки США
Год постройки 1921
Скорость в узлах 9
Дейдвейт, тыс. тонн 8
Род двигателя паровая машина
Род топлива жидкое
Вооружение 2 пушки, 6 крупнокалиберных пулеметов

Танкер «Таганрог» под командованием капитана К. А. Зайцева доставил во Владивосток груз жидкого топлива, необходимого для кораблей Тихоокеанского флота и фронта. После слива нефтепродуктов «Таганрог» стал на рейде в районе нефтебазы на Первой Речке. Поблизости стояли на якорях танкеры «Батуми» и «Апшерон».

В полдень 18 августа 1945 года вахтенный матрос С. П. Росляков заметил между облаками, с правого борта, летящий на большой скорости самолет. По сигналу боевой тревоги моряки немедленно заняли свои боевые посты у орудий и зенитных пулеметов.

Тем временем самолет повернул в районе станции Океанская на обратный курс и полетел над Амурским заливом к Первореченской долине, в район железнодорожного депо. Затем развернулся и взял курс на суда, стоящие на рейде нефтебазы.

Примерно на расстоянии километра от танкера «Таганрог» с самолета был открыт пулеметный огонь, но очередь прошла мимо. По команде военного помощника Ф. И. Бурмистрова боевые расчеты электрика З. Ф. Лещенко и матросов И. Е. Кулика, В. В. Кобызева и К. А. Мурзы открыли заградительный огонь из зенитных пулеметов.

Самолет свечой взмыл в небо. Набрав высоту и развернувшись, снова пошел в пике на танкер. Не долетев несколько сот метров, он вновь открыл огонь по судну.

Меткая очередь из «эрликона», выпущенная военным помощником Ф. И. Бурмистровым, сразила стервятника, и он, охваченный пламенем, рухнул в воду недалеко от танкера. На самолете взорвались бензиновые баки. На поверхности воды появилось большое огненное поле, угрожающее взрывом судну, которому достаточно было искры, чтобы взорвались недегазированные танки.

Под руководством старшего механика К. И. Поверова машинная команда сразу же запустила в работу главный двигатель и вспомогательные механизмы. Потравливая якорную цепь, танкер начал медленно выходить из зоны бушующего у борта огня.

Оперативно действовала и палубная команда во главе со старшим помощником капитана В. Н. Сахаровым. Она мощными струями воды из четырех пожарных шлангов сдерживала подступы огня к борту. Благодаря своевременно принятым мерам танкер благополучно вышел из опасного места.

Со дна Амурского залива была поднята кабина с японским летчиком-камикадзе (смертником) и другие детали самолета. При проверке у летчика были обнаружены документы, из которых установлено, что фамилия его Циохоро Иосиро. В полетной книжке подпоручика японской армейской авиации было указано задание: «Задача — нанести таранный удар на полном ходу при скорости 550 километров в час. До последнего момента, не закрывая глаз, хорошо прицелившись, нанести удар прямо в трубу или мостик. Если нет кораблей, то выбрать в городе самый большой дом. В случае обстрела зенитной артиллерией или встречи с вражескими истребителями помахать крыльями, выпустить шасси и, сделав ложные знаки о сдаче, продолжать выполнять задание — нанести таранный удар по самому большому кораблю в порту Владивосток».

Однако благодаря бдительности моряков танкера «Таганрог», их умелым действиям врагу не удалось осуществить свой замысел.

Президиум Верховного Совета СССР своим Указом наградил большую группу моряков «Таганрога» орденами и медалями.

Необходимо отметить, что это был единственный вражеский самолет, сумевший прорваться к Владивостоку за время военных действий. В данном случае моряки торгового флота проявили высокую бдительность и боевое мастерство и, как сказал в своей приветственной речи член Военного совета Тихоокеанского флота генерал-лейтенант С. Е. Захаров, «стояли и стоят в одних рядах с бойцами и офицерами Красной Армии и Военно-Морского флота СССР».
http://militera.lib.ru/h/rudnev_ga/02.html
« Последнее редактирование: 20 Июля 2010, 07:59 от Любитель »

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
Саша, это про истребителей со Второй Речки или Седанки легенды, а здесь все многократно в многочисленных источниках, включая официальные материалы. ПВО честно проспало, что довольно странно - радиолокация в то время уже была, видимо не очень ей верили, как и в Пирл-Харборе.

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2639
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Это все же официоз, который может так же соотноситься с действительностью, как и труд В.Н.Багрова про взятие Курил, т.е. местами похоже.
Цитировать
В полдень 18 августа 1945 года вахтенный матрос С. П. Росляков заметил между облаками, с правого борта, летящий на большой скорости самолет. По сигналу боевой тревоги моряки немедленно заняли свои боевые посты у орудий и зенитных пулеметов.
Любой самолет возле танкера подлежал немедленному обстрелу, и это при нахождении во Владивостоке? Что-то сильно гладко, прямо как принято в официозах, на поверку плохо стыкующихся с действительностью.

Где-то ж была статья, что на "Таганроге" были ДШК, а на поднятом из воды самолете в основном пробоины от 20-мм снарядов. Как раз истребители ПВО его достали, попали но не свалили, и на время потеряли - бывает такое. И вроде на тех истребителях 20-мм пушки были (насколько помню, Ла-7 тут были), на них 20-мм как раз в основном варианте и ставили.

Самолет прошел до Океанской - как раз он наверняка прошел через зону патрулирования аэродрома на Седанке как минимум, где именно по уставу несется наблюдение и всех под одну гребенку не обстерливают, ибо умеют распознавать типы. Интересно, по военному времени у них в воздухе была пара все светлое время суток?

Я склоняюсь к тому, что летчиков "забыли" как бы в общем заслуженно, что они вроде и не проспали, и достали, но не сбили (типа, яки ж вы летуны после этого).

Лавры у экипажа танкера отнимать вроде нет причин, шансов что они снесли самолет, довольно много.

Просто событие наверняка было более сложным, чем этот лакированный официоз, где все-то по уставу да по команде.


Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
Подняли-то самолет со дна возле танкера (какие-то куски самолета, вроде как есть [или были] в экспорзиции Музея ТОФ), значит он до него долетел и атаковал. В этот момент рядом с ним других самолетов не было.

Официоз часто что-то недоговаривает, но там, где есть реальные награждения, фотографирование героев, тем более живых и тому подобное - обычно явного искажения нет. Вспомните хотя бы ту историю со взрывом на Павле, расколовшую сообщество на любителей  халтуры и ценителей качественных исследований - там же тоже официоз сообщал правду, хотя и не всю.

И тем не менее, проанализированные по документам события оказались гораздо ближе к истине, чем разного рода плохо обоснованные домыслы.

Так что я бы не советовал наезжать на официоз, пока нет серьезных доказательств противного.

А система ближней ПВО сработала как надо - несли дежурство в усиленном режиме, как и положено по боевой обстановке.

Правда при нормальном налете хорошо организованной группы самолетов это бы врядли помогло, но такой группы у японцев не оказалось.

Оффлайн Iskander

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 159
Владимир Иванович, многократность - не показатель истины.

Представим себе картину: один самолет поднимается в Манчжурии и летит 400 километров к Владивостоку. Пилот, очевидно, должен обладать навыками штурманского дела и отличной летной подготовкой: он преодолевает фронтовую ПВО, дальнюю и среднюю зону ПВО города, он проходит мимо нескольких эшелонов воздушных патрулей, видит танкеры и... зачем-то летит на Океанскую. Истребители на Второй Речке, Седанке и Угловом в это время спят. Продефилировав над городом, он подлетает к танкеру, где его моментально распознают как японский и сбивают ОДНОЙ очередью из пулемета (очевидно, у зенитчиков огромный опыт). Извините, это абсурд.

В августе не то что пара в воздухе висела - там были зоны постоянного патрулирования до Барабаша, если не дальше. Ну не поверю я, что японец шел 400 километров в облаках, а потом - раз! - и вывалился точно над портом.

Как одна из версий - из Манчжурии шла группа, из которой через истребителей смогла пройти только одна машина, может быть японец как раз сваливал от истребителей, когда его добили с танкера, может быть истребители его в самом деле потеряли. В общем, в архивах нужно такие дела смотреть, а не в газетах.

На экипаж танкера никто не наезжает, они стреляли во врага и правильно делали. Мое уважение этим людям.
Отход НТОТ не предусмотрен!

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
В пользу официальной версии - довольно много печатных источников. В пользу альтернативной - пока ничего.

Документы летчика извлекли - идентифицировали имя и полетное задание. Врядли это все на пустом месте.

Ну а то, что где-то группу могли растрепать, а одинчка прорвался - вполне врозможно, однако если бы на подступах к городу шел воздушный бой, то сыграли бы общую воздушную тревогу, а ее не было.

Кстати, именно так добили покалеченный лидер Ташкент в Новороссийске в 1942 г. Из облаков вывлились самолеты (ПВО их проспала), и хотя корабль открыл огонь, в него сразу же влепили "гостинец" и он сел на грунт у пирса. Так что бывают и прохлопы со стороны ПВО.