Автор Тема: Фортификация времен ВОВ в Московской области  (Прочитано 280101 раз)

Оффлайн gistory

  • Модератор
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Скачал книжку "Роберт Кершоу - Название: 1941 год глазами немцев. Березовые кресты вместо железных"

Среди прочего там есть описание захвата моста в Яхроме.
Астрезово - это Астрецово.
С рядом "свидетельств" в книге можно спорить, но есть и интересные не побоюсь этого слова - факты.

Например - прокладка просек для бронетехники в обход дорог. Вполне может быть тк боялись минных полей.
Интересна версия захвата моста. Обычно считается что это были диверсанты говорившие по-русски.
Охрана моста и берега канала уже осуществлялась войсками НКВД, но они не могли даже задержать волну дизертиров...


С наступлением дня 27 ноября ударная группа «Фон Мантейфель» вышла на линию Астрезово-Яковлево в 4 километрах северо-западнее моста через канал Москва-Волга. Группе была поставлена задача захватить этот мост в исправном состоянии, не допустив его подрыва. Канал Москва-Волга представлял собой последнюю водную преграду на пути к столице. Немцы намеренно не воспользовались обозначенными на карте дорогами, чтобы невзначай не наткнуться на колонны войскового подвоза русских. Бойцы группы «Фон Мантейфель» подобрались к мосту из близлежащих перелесков и деревень. Инженерные подразделения бензопилами пробивали просеки в лесу для прохода танков, бронетранспортеров и полугусеничных тягачей. По обе стороны колонну
охраняли пехотинцы. С наступлением темноты группа, миновав лесную чащобу, вышла к деревне Астрезово.
Немецким войскам запрещал ось даже показываться в перелесках близ Яхромы, чтобы не привлекать внимания русских к предстоящей операции ударной группы «Фон МантеЙфель». Командир группы выдвинулся вперед к господствующим над местностью высотам, откуда хорошо различались металлоконструкции расположенного севернее города моста. Многие из офицеров и солдат группы, прекрасно понимая важность этого объекта для будущего наступления, настаивали на немедленном овладении им в ходе дерзкой и быстрой операции, тем более что мост находился в исправном состоянии. Сам фон Мантейфель не желал никаких несогласованных действий. Прибытие оборудования и остальных частей пока что не завершил ось, кроме того, танкам для проведения операции и прохода на другой берег требовалась дозаправка горючим. Поэтому было решено атаковать мост с наступлением сумерек. План подвергся тщательному обсуждению и проработке в силу того, что
большинство бойцов мост своими глазами не видели. Командир вычертил подробный эскиз моста, обозначив и направления движения. В целях обеспечения секретности всех жителей деревни Астрезово собрали в нескольких домах и оставили под охраной. Не разрешалось разводить костры, были отданы и особые распоряжения насчет открытия огня в случае внезапного появления противника.
И вот в 2 часа пополуночи 28 ноября рота добровольцев под командованием оберлейтенанта Райнека, скрытно обезвредив охрану моста, без единого выстрела перешла на другой берег. Канал Москва-Волга представлял собой гидротехническое сооружение с выложенными камнем отлогими берегами. Вдоль западного берега проходила автомобильная дорога, а вдоль восточной - железнодорожная линия.
Когда немцы без излишнего шума переправили технику на другой берег, им навстречу стали выходить с поднятыми руками русские, которых тут же выстрелами в спину расстреливали их же товарищи.
Танковая группа под командованием гауптмана Шрёдера перебралась на другой берег и тут же приступ ил а к укреплению плаrщарма. Когда на рельсах вдруг появился русский бронепоезд, а танки Т -34 стали обстреливать окапывавшихся на восточном берегу немецких пехотинцев, начался истинный ад. Танковая рота немцев выстрелами подожгла бронепоезд, и сереющее предрассветное небо заволокли темные клубы дыма. Очень скоро немцы сумели подбитьтри русских танка Т -34. Замершие на месте машины догорали.
Совершенно неожиданно на мост въехала легковая машина-такси. Изумленных пассажиров тут же взяли в плен солдаты 6-го полка. Пассажирами такси оказались советский офицер, имевший при себе письменные распоряжения и карты со схемами обороны канала. Фон Мантейфель заметил: «Русский офицер был изумлен до крайности, что ему приказали следовать сюда, он и не подозревал, что канал уже в наших руках».
Таким образом, операция обеспечила эффект полной внезапности. Никто в Яхроме и представления не имел о том, что произошло. Около 7 часов утра рабочие, как обычно, отправились на заводы, и даже в 8 утра вовсю работал огромный хлебозавод. Когда рассвело, люди понемногу стали понимать, в чем дело, и в Яхроме начался переполох. Заводы закрылись. Жители города, как, например, 19-летняя Валентина Егоровна Беликова, еще не так давно участвовавшая в рытье противотанковых рвов, рассказывает: «В ночь С 27 на 28 ноября 1941 года мы внезапно услышали рев двигателей, но доносuлись они не оттуда, откуда мы их могли ждать. Немцы передвигались на мотоциклах и, едва въехав в Яхрому, стали искать в городе партизан».
Командир ударной группы фон Мантейфель с мрачным видом миновал мост, безучастно реагируя на восторженные приветствия своих бойцов. Все понимали важность одержанного успеха. Генерал-фельдмаршал фон Бок, узнав об этом, писал: «Эта идея уже не один день занимает меня; если бы удалось продолжить продвижение северного крыла 4-й армии, это позволило бы сокрушить весь северо-восточный фронт обороны Москвы». Правда, тут же добавляет: «Но такой гарантии нет». Именно этим и объясняется недовольство фон МантеЙфеля. Операция, проведенная его бойцами, бьmа весьма многообещающим началом, немцы захватили плацдарм на другом берегу, причем весьма выгодный в аспекте обороны. Однако сообщения по радио подтвердили самые худшие опасения. «Я убедился, - рассказывает фон Мантейфель, - что, судя по всему, в нашем тылу не имеется достаточно мощных сил для закрепления достигнутого успеха».
l-я советская ударная армия, одна из трех, образовавших клин запланированного контрнаступления, сосредотачивалась неподалеку от Яхромы. Немцы и не подозревали о ее боевой мощи. В этот же день фон Бок запишет в своем дневнике: «Однако поступившее к вечеру донесение о том, что созданные 3-й танковой группой плацдармы под Яхромой подверглись яростной атаке врага, избавляет меня от необходимости и дальше взвешивать все за и против». Командующий группой армий «Центр» распорядился удерживать плацдарм «любой ценой».
« Последнее редактирование: 06 Февраля 2011, 11:24 от gistory »

Оффлайн gistory

  • Модератор
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
И вот еще про мост через канал
http://forum.dmitrov.su/topic17714.html?hilit=1941

и фотографии

http://photo.dmitrov.su/?act=show_gallery&id=4815&page=0

Оффлайн gistory

  • Модератор
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
фашисты устремили к Дмитрову с юга. А в Дмитрове, у шпилевского переезда (окопы и сейчас видны вдоль берега)

 Насколько я понимаю "Шпилёвский переезд" - это переезд возле моста м/у Яхромой и Перемилово. Никаких "окопов вдоль берега" там нет -  там всё побережье канала пешим ходом прошерстил, нет там окопов!
 

На Дмитровском форуме говорят, что есть http://forum.dmitrov.su/topic21679.html

Оффлайн Любитель

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 983
 gistory
По вашей ссылке:
Цитировать
Что за бред? Бой с танками шёл в районе переезда в районе Яхрома - Перемилово. И стрелочница героическая тоже оттуда. А возле Шпилёва в окопах просто истребительный батальон силел и прорыва противника ожидал. Боя там не было. Вообще, столько мифотворчества всякого.
Купите книгу "Яхромский мост", почитайте, и будет вам счастие)
А окопы и рвы по берегу канала от Икши и почитай до самой Большой Волги нарыты были.
Цитировать
Шпилёвский переезд далеко от канала находится. Т.ч. как там могут быть видны окопы вдоль берега?

  Я ведь и сказал что "Шпилёвский переезд" понимаю как переезд в районе Яхрома-Перемилово, потому что бой был именно там. Теперь понял что "Шпилёвский переезд" где-то в стороне от боёв, где именно, я так и не понял.
 Описание как найти переезд (от туда же):
Цитировать
Координаты очень просты. ст.Дмитров и назад в сторону Москвы примерно 1 км.
Вообще ставит в тупик.
Местным то там все места известны, ошибится они немогут.
Может я много пива выпил находясь на Дмитровской земле и запамятовал, но вроде (я ж там пешком всё прошёл!) от ст. Дмитров в сторону Москвы примерно ч\з километр ст. "Яхрома", там ещё шлюз через канал:
 


 Вот вид на этот шлюз со стороны моста "Перемилово-Яхрома":

« Последнее редактирование: 06 Февраля 2011, 16:45 от Любитель »

Оффлайн gistory

  • Модератор
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Надо книжку "Яхромский мост" раздобыть
http://www.infodmitrov.su/news/888.html

Вообще-то такая местно-краеведческая литература должна выкладываться в интернет. А то приходится 100 раз одно и тоже перемалывать  >:(

Оффлайн Любитель

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 983
 Согласен. Книжку надо прочесть. Но личные наблюдения изыскания на месте всё равно необходимы.
« Последнее редактирование: 06 Февраля 2011, 16:53 от Любитель »

Оффлайн Любитель

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 983
 Вот ещё упоминание про бронепоезд НКВД №73 на мемореале "Перемиловские высоты":




Оффлайн gistory

  • Модератор
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Если уж картинки порассматривать то вот еще фото диорамы из музея на Поклонной горе
http://www.molodguard.ru/museum2-39.htm
если кликнуть то откроется картинка большого размера.

а вот пояснение (в музее написано примерно тоже самое, я там был на днях):
Перед нами открывается картина недавно прошедшего боя, одного из множества разгоравшихся по всему Подмосковью: заснеженная дорога, вокруг которой противотанковые заграждения, разбитая техника, труппы врага. Слева на полотне диорамы полуразрушенная деревня Афанасово. Еще догорает пламя пожаров, нет больше деревенского, домашнего уюта мирных лет – только печные трубы, глубокие снега и оставшиеся без крова жители деревни: женщины, дети, которые с надеждой вглядываются в лица солдат-освободителей.

В центре полотна – идущие от переправы через канал Москва-Волга бойцы сибирских и уральских частей, прибывшие для пополнения 1-й ударной армии, одетые в теплые полушубки, валенки, на их плечах – только что поступившие на вооружение противотанковые ружья. В их шаге чувствуется уверенность и сила. Движение бойцов-конников 17-й кавалерийской дивизии, новых танков Т-34 как бы символизирует начало долгого пути к Победе. Именно от Москвы началась дорога на Берлин. Отчизну шли защищать войны, полные решимости изгнать врага с родной земли. Картина боя сознательно отодвинута на задний план. Там, вдали идет бой за Яхрому. Рвутся снаряды, горят дома. Туда, мимо деревни Круглино, движутся по заснеженному полю советские танки. Наступление пехоты и танков поддерживает огнем 57мм артиллерийские орудия, а неба пикирующими бомбардировщиками «Пе-2».
На переднем плане ядом с разбитой техникой противника(танками) мы видим командиров штаба 1-й Ударной армии. Среди них, с планшетом на боку, в полушубке и папахе командующий армией генерал-лейтенант Василий Иванович Кузнецов. Он по карте ставит боевую задачу командиру.
http://poklongor.narod.ru/dioram1.html

И немного о создании диорамы:
В композициях диорамы преобладает повествовательный момент, основанный на описаниях и рассказах непосредственных участников боёв под Яхромой, которые шли не затихая до перехода в решительное контрнаступление по всей линии фронта под Москвой. Светлая диагональ канала, по которой движутся танки, упирается в западный берег, где идёт бой за Яхрому, на восточном берегу яркими пятнами выделено несколько фигур: командующий 1-й Ударной армией В.И.Кузнецов и несколько штабных офицеров, руководящих боем. С левой стороны показаны лыжники в маскировочной форме (тихоокеанская морская пехота, отказавшаяся снять свои морские чёрные бушлаты), их провожают жители деревни Афанасово. Такое переплетение батального и эпического принципиально для художника — сюжетная наполненность отдельных конкретных эпизодов аккомпанирует главной тематической линии — созданию обобщённого образа Родины. Известен комментарий художника к этой работе: «Институт военной истории прикрепил двух полковников, которые меня консультировали. После наших многочисленных поездок по Подмосковью они предложили 3-й шлюз канала имени Москвы. Поехали мы туда зимой, в декабре, чтобы понять, как было в 1941 г.; нужна была конструкция местности. Сначала решили: снизу, взгляд на Перемиловскую высоту со стороны немцев, а потом: сверху, как сейчас. …Главное — это найти нужные материалы, исторические, но не только то, что написано, и пойти за ними. Предметный план здесь очень удался, здесь идеальный предметный план, то, что надо. Повторяю: диорама — это большая картина, но со своими особенностями».
http://his.1september.ru/2005/24/10.htm

Меня привлекло упоминание деревни Афанасово. Обычно указывается, что немцы не проходили дальше Больших Семёшек, которые находятся рядом с Перемилово, также на берегу канала. А тут Афанасово, которое уже на "горе".
Сами жители Афанасово об этом бое не упоминают:

"В Великую Отечественную войну в деревне стояли зенитки, на небольшой возвышенности, с левой стороны, если ехать от Дмитровской дороги. А там, где теперь проходит дорога Мосводоканала, стояли прожектора. Эти части сняли с дислокации только в 1944 году".

"Когда наши войска отступали, мимо нашей деревни гнали скот. И шли, шли войска. Стоял сильный мороз, и дверь в наш небольшой дом не закрывалась, солдаты постоянно просились погреться. Мы с братом седели на кровати и насчитали тринадцать солдат. У нас в огороде выкопали бомбоубежище, и когда начиналась бомбежка, мама брала нас в охапку, и мы там прятались. В окрестных лесах стояло очень много войск. Весь лес был изрыт окопами и землянками. Один раз нашу деревню даже бомбили, по опушке леса выбросили фугасные бомбы, чтобы поджечь лес, но совместными усилиями жителей деревни и солдат бомбы потушили."

"В войну на колхозном поле стояли зенитки защищавшие небо Москвы. А по опушке леса вдоль дороги Мосводоканала проходили оборудованные окопы. В 1948 году, когда сгорел наш дом, перестраивались из "окопных" бревен".

http://www.afanasovo.ru/about/history/



« Последнее редактирование: 06 Февраля 2011, 18:58 от gistory »

Оффлайн Олег Комиссар

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 129
Уважаемые коллеги - исследователи !

В 2011 году музей "Ильинские рубежи" в ознаменование 70-летия боев на Ильинском рубеже планирует начать работы по реконструкции фортификации на территории музея. Планируется вскрыть и восстановить часть земляных укреплений возле ДОТа для 45-мм противотанкового орудия возле моста: траншеи, ходы сообщения, стрелковые ячейки боевого охранения ДОТа, запасная позиция для орудия.
Возле музея планируется установка ЖБ колпака, который будет доставлен из Ильинского с территории фермы.

Время начала работ еще не определено.
В связи с крайне неудовлетворительной финансовой обеспеченностью музея со стороны Министерства Калужской области музей не в состоянии нанять специалистов.
Собираю добровольцев для безвозмездной помощи родному отечеству - проектировщиков, консультантов, землекопов, плотников.
Дальнейшую информацию буду размещать в этом разделе.
« Последнее редактирование: 06 Февраля 2011, 19:30 от komissar »

Оффлайн gistory

  • Модератор
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Может тему реконструкции вынести в отдельную ветку? А то информация может быть "размыта" другими постами.

Выскажусь, вспоминая чему меня учили когда то :)
1) Нужна топосъемка местности. Лучше если это будет профессиональная, "свежая" съемка.
2) На основании этого можно делать проект, применительно к нынешнему дню, это скорее "ландшафтный дизайн", который кроме восстановления системы окопов и секторов обстрела должен учитывать посещение объекта для осмотра и проведения каких либо мероприятий, возложение венков. Необходимо учитывать, что в октябре уже пойдут дожди и желательно избежать грязи.
Возможно, учитывая рельф заложить дрены, которые бы отводили воду из окопов.
3) После этого можно прикинуть объемы земляных работ, материалы для укрепления стенок траншей и тп
4) Организация "стройки", включая огораживание места работ, определение мест для отдыха (проживания), питания и "тп".

Что получается по срокам.
Топосъемка после схода снега. Работы там где то на день, может быть тут помогут местные геодезисты в качестве жеста доброй воли. Хотя если они смогут сделать это сейчас в снегу, то вообще замечательно.
После этого этап проектирования. Наверное частично, на уровне эскизов и "хотелок", что то уже можно нарисовать уже сейчас.
Стройку лучше всего не затягивать и не растягивать на "по выходным". Наверное, лучше начать копать на "волне патриотизма" в мае и начале июня. За лето можно будет поправить косяки и трава вырастет, может "в голой глине" будет и аутентично, но непрактично.