В 1939 г. партия и правительство в числе многих задач поставили артиллерийским оружейникам и такую – создать одноорудийные палубные и береговые установки. Позднее установки получили названия МУ-1 и МУ-2.
Орудийная установка МУ-2 на Поклонной горе в Москве
Другие фото доступны в галерее
http://rufort.info/cpg/thumbnails.php?album=16Согласно техническим заданиям, МУ-1 должна была иметь баллистические характеристики пушки Б-1-П. МУ-2 – баллистические характеристики пушки Б-38.
Б-1-П 180/57-мм проектировалась в 1931-32 гг. на замену неудавшейся 180/60-мм Б-1-К, в числе недостатков которой была и малая живучесть ствола (до 70 выстрелов). В свою очередь Б-1-К была попыткой (с 1926 г.) переделать 8/50-дм пушку заменой трубы на 180-миллиметровую. В итоге после испытаний Б-1-К была признана негодной. Первый образец Б-1-П испытан в ноябре 1932 г. Пушка использовалась при создании башенных установок крейсеров, береговых башенных установок МБ-2-180, береговых щитовых установок МО-1-180, установок ТМ-1-180 на железнодорожном транспортере. Вес снаряда – 97,5 кг, вес заряда – 40 кг, дальность стрельбы – до 37 км.
Б-38 152/57-мм пушка проектировалась в 1938 г. на заводе «Большевик» для установки на крейсерах. Первые образцы были изготовлены в 1940 г. Вес снаряда 55 кг, вес боевого заряда (не вес ВВ в снаряде!) – 24 кг, дальность стрельбы с боевым зарядом до 30 км. Производство этих орудий продолжалось до 1955 г.
Орудийная установка МУ-1 (180/57-мм) (Кому неинтересно читать сухую справочную информацию, читайте самый конец статьи, где устройство установки описано просто и понятно)
В 1939 г. началось проектирование установки. Но уже в 1940 г. работы были временно прекращены до 1943 г. в связи с тем, что все силы были брошены на создание ее меньшего собрата МУ-2. К концу 1947 г. было построено 8 установок, в начале 1948 г. – еще 4. Первые 4 пушки установили в Порт-Артуре в 1952 г. на батарее № 127 (строилась с 1950 по 1953 гг., в строю с апреля 1954 г.).
Еще 4 установки смонтировали на батарее у мыса Безымянный на Камчатке (строилась с 1953 по 1957 гг., расформирована в 1974 г.).
Установка разрабатывалась для береговой обороны, однако, МУ-1 собирались устанавливать и на кораблях. Кроме того, качающаяся часть могла быть также установлена на МБ-2-180, МО-1-180, ТМ-1-180.
В береговом варианте орудие должно было устанавливаться на бетонный массив (толщина перекрытия погреба 160 см), где находилось перегрузочное отделение с ручной подачей боеприпасов, снарядный и зарядный погреба, вспомогательные помещения. Неподвижное основание установки крепилось болтами к закладным частям бетонного блока. Заряжание происходило через боевой штырь, где располагались шахта снарядной подачи, зарядная труба, электрокабели, шланги сжатого воздуха. Снаряд из шахты попадал на лоток заряжания и досылался в ствол пружинным досылателем. Досылка заряда производилась вручную. Если батарея была временной, и бетонный массив отсутствовал, то снаряды загружались через окна в броне башни. Затвор двухтактный, поршневой, с электрическим приводом, откидывался вверх. Толщина лобовой и боковой брони 75 мм, крыши и задней стенки – 50 мм. 4 – 5 выстрелов в минуту. Емкость погреба – 200 выстрелов. Диаметр основания по центрам болтов 2440 мм, закладное кольцо – 3800 мм.
Орудийная установка МУ-2 (152/57-мм)Начало работ над установкой – декабрь 1939 г. Установка тоже проектировалась в различных вариантах: для береговой обороны в бетонном блоке, на временном основании, на железнодорожном транспортере и в корабельных вариантах. Подача боеприпасов, открывание, закрывание затвора, заряжание производились только ручным способом. Закладные части береговых вариантов состояли из фундаментного кольца и анкерных болтов. Первая установка построена в конце июня 1941 г. и испытана в начале июля.
Броневой щит лобовой – 50 мм, боковой и крыша – 25 мм. Расчет – 10 чел. В сентября 1941 была испытана установка на железнодорожном транспортере Б-64.
Установка на Поклонной горе в Москве. Боевое отделение
Первая серия установок была выпущена в 1945-1946 гг. на заводе «Большевик». Далее установки производились в таких количествах: 1946 г. – 18 штук, 1947 г. – 32, 1948 г. – 16, 1950 г. – 16. В 1947 г. в чертежи были внесены изменения, - многие детали заменялись литыми и штампованными, и установка выпускалась уже в таком виде. Установка стала называться МУ-2 – II серии. Таких установок на 1.1.1984 г. в ВМФ было 15 (4 на Северном флоте – бат. №10, 4 – на Черноморском флоте, 7 – на складах). В 1948 г. был разработан еще один вариант для береговых батарей. Были установлены пружинный досылатель, как в МУ-1 и круговая броня. Такой вариант стал называться МУ-2М. Первый образец испытывали в 1952 г., выявили недостатки и отправили на доработку. В 1955 г. доработанная установка прошла испытания, но дальше них дело не пошло.
Устройство установки. Ствол с лейнером, затвор поршневой, двухступенчатый, двухтактный, открывается вправо. Привод затвора ручной. Тормоза гидравлические, накатник пневматический. Неподвижное основание – литое кольцо, как в МУ-1, с фланцем и ребрами жесткости, крепилось к закладным частям в бетоне 48-ю болтами. Снаряды и заряды из погребов передавались в перегрузочное отделение, находящееся в бетонном массиве под орудием. Снаряд подавался по шахте на 2-х цепях с присоединенными несущими стержнями, с ручным приводом, выгружался на подготовительный лоток, слева от орудия, оттуда на лоток заряжания и досылался в ствол. Заряды вручную передавались через зарядную трубу и укладывались на лоток, прикрепленный слева на броневом щите, потом досылались в ствол. Диаметр неподвижного основания по центрам болтов наружного ряда 2090 мм, внутреннего – 1460 мм, диаметр болтов 42 и 36 мм соответственно, по 24 болта в обоих рядах. Скорострельность – 5 – 8 выстрелов в минуту, расчет – 19 – 20 человек (10 чел. – боевое отделение, перегрузочное – 4, снарядный погреб – 3, зарядный – 2). Вес снарядов 55 кг, дальность – 29 км.
Как построить стационарную береговую установку «своими руками» Орудийный дворик бетонированного массива для установки МУ-2. Северный берег Финского залива
Берем участок земли и строим опалубку. В профиль главный блок Т-образный. Наверху у него круглый орудийный дворик с бруствером около 1 м высотой. Внизу, под центром дворика, перегрузочное отделение с двумя исходящими коридорами в погреба, снарядный и зарядный. Из погребов выходы в потерну, параллельную фронту батареи. Напротив этих выходов в потерну есть несколько помещений – командирская, дизельная (?) и др. На обоих концах потерны есть выходы на поверхность, которые прикрываются круглыми бетонными огневыми точками. Рядом с правым выходом к коридору примыкает еще одна потерна, идущая перпендикулярно фронту вдоль края орудийного дворика. С нее есть выход-лесенка на сам дворик.
После строительства опалубки начинаем заливку бетона, одновременно заделывая в него фундаментное кольцо. Ждем пока высыхает бетон. Строим рельсы, пригоняем кран, ставим само орудие. Делаем обсыпку бетонного массива и получаем холм. Все озеленяем и маскируем. Установка готова. Рядом строим еще 3 таких же, и чуть впереди и в стороне строим командный пост.
А теперь едем смотреть на месте либо на Северный флот, либо на Черное море, либо на Финский залив, последнее ближе, и там их как минимум 2 батареи по 4 бетонных массива, но уже без установок.
Фотографии доступны в галерее
http://rufort.info/cpg/thumbnails.php?album=16