Автор Тема: Разные интересные мелочи  (Прочитано 1025840 раз)

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
Re: Разные интересные мелочи
« Ответ #2750 : 08 Февраля 2015, 02:59 »
Вопрос оказался риторическим. Штаты начали массовый промышленный выпуск станций орудийной наводки для береговой артиллерии в декабре 1940 года, до того полноценно испытав не менее трех образцов. Так что не СССР Родина слонов, увы и ах!

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
Re: Разные интересные мелочи
« Ответ #2751 : 08 Февраля 2015, 03:09 »
Англичане разработали и испытали систему РЛС обнаружения воздушных целей в 1935 году и развернули эту систему на побережье, поставив ее на боевое дежурство, в 1937 году.

Так что и здесь СССР сильно не при делах оказался с единичными полуэкспериментальными установками в 1941 г.  Станции орудийной наводки даже не стал искать, ясно, что англичане их сделали достаточно рано и раньше или одновременно, а возможно и в кооперации с США.

Кстати, американца для контроля показателей РЛС первоначально использовали и теплообнаружители, но практически сразу от них отказались, поскольку они не давали каких-либо преимуществ перед РЛС.

А  на практике использовали ТПС в береговой обороне использовали только две страны - Германия и СССР, как отставшие в радиолокации.

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2639
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Re: Разные интересные мелочи
« Ответ #2752 : 08 Февраля 2015, 04:36 »
Олег Романовский
Вы просто не в курсе, кто с каким техническим багажом подошел ко второй мировой, либо сознательно играете в "СССР как родину слонов военного хайтека". Вот это вот всё, "немцы с сильным отставанием от СССР" - заведомая лажа и в очередной раз байки о сумрачном совецком инженерном гении.
http://www.comnews.ru/standart/article/51371

На 1939 год СССР не имел практически ничего.
На июнь 1941г СССР имел в эксплуатации 28 станций РУС-1. Станция только фиксировала пересечение линии завесы между двумя принимающими станциями, дальности и направления не давала.
РУС-2, появившаяся в 1941г - такую возможность имела, но их было 2 (две) штуки, одна на кр-ре "Молотов".

У немцев к тому времени были станции, на которых можно было делать сплошное радиолокационное поле (там, где это потребовалось - и это отнюдь не советско-германский фронт), каковую идею  немцы и осуществили к 1944 году. То, что они создали в ходе войны - просто не имеет аналогов, там сотни станций. СССР со своими 20 станциями РУС-2 к концу войны - просто ничто на этом фоне. Немцы одной станции Фрейя Fumo 36 сделали 2000 шт за войну, "малых вюрцбургов" (СОН для зенитной артиллерии) - 6000 (6 тыс.) шт. и много чего еще. Прообраз АФАР в т.ч. (нельзя быть сильным везде - немцам не хватило потенциала в коротковолновых РЛС по сравнению с англичанами и американцами, зато они создали "Маммут" - союзникам это было не под силу).

Начало немецких работ: ну допустим Рудольф Кюнхольд из военно-морского учреждения, 1933 год. https://yadi.sk/d/zhaoKqMiA2cHU
Самое интересное, что начало работ в СССР относится почти к тому же периоду, с осени 1934 года в ЛФТИ (группа Кобзарева). Но дальнейшее развитие темы, в виде рабочих, и главное, серийно производящихся станций, говорит о неспособности СССР своевременно доводить НИОКР до действующих образцов вооружения. До 1943г все работы шли без координации между исполнителями - ЛФТИ, НИИ-9, УФТИ. При общей слабой теоретической и промышленной базе на тот момент, это гарантировало отставание от кого угодно - от Японии, например, не говоря об остальных.
Путь от идеи до серийного производства в СССР был куда более тяжелым, чем у немцев или у союзников, и фактически разработка новых образцов подталкивалась только сведениями от военных и разведки о чужих успехах, например, когда чужая техника в виде наличных образцов явно демонстрировала новые возможности на поле боя.

Я не знаю, как организовывались работы у союзников, но про немцев известно, что создание сплошного радиолокационного поля началось с такой организационной меры, как совместное совещание представителей науки, военных и производственников. Именно тесный контакт главных специалистов в разработке, и потребителей с исполнителями, обеспечил впечатляющие успехи Германии в этом деле. Возникновение же подобных горизонтальных связей в СССР - скорее исключение, чем правило, крайне не приветствовалось это. Такой вот очередной структурный дефект.

Так что советский ВПК с тенденцией, переходящей в закономерность в виде арестов ведущих специалистов и прочими причинами, обпередяющими отставание на порядки, - опять в пролете. Причем в этом неуспехе советского ВПК чрезвычайно велика составляющая из области государственного устройства.
« Последнее редактирование: 08 Февраля 2015, 04:52 от Ivanoff »

Оффлайн Юрий Ильин

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 708
Re: Разные интересные мелочи
« Ответ #2753 : 08 Февраля 2015, 11:10 »
Спасибо за подробные справки.
Посмотрел ссылку внимательнее. Там вообще рассматривается не сама 280 мм батарея БО около Констанцы, а батарея ПВО, которая ее прикрывала с воздуха.
Поэтому возникает вопрос: изображенный на снимке радар специализировался на воздушным или по морским целям, или может был универсальным (если такое возможно)?

По поводу же советского ВПК и вообще государственно-экономической системы СССР я бы разделил ее по периодам. Можно выделить обобщенно 3 периода:

1. Довоенный СССР до 1941 года - тут полный мрак, нищета и массовые репрессии.
2. Послевоенный СССР примерно с 1946 по начало 1970-х годов. В эти годы система стала гораздо более вменяемой и были очевидные достижения. Экономика развивалась и рос уровень жизни населения. Однако, устои социализма остались неизменными и потому плавненько вошли в следующую стадию.
3. Период застоя и развала. Примерно со второй половины 1970-х годов и по 1991 год. Непомерные аппетиты ВПК просто стали пожирать экономику страны. Плюс старческое руководство генсеками, и наконец, "перестройка" в разнос.

В эти периоды СССР был очень разный. Поэтому всегда нужно пояснять о каком именно периоде идет речь.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
Re: Разные интересные мелочи
« Ответ #2754 : 08 Февраля 2015, 11:30 »
Насколько я знаю, было возможно универсальное использование этих станций.
« Последнее редактирование: 08 Февраля 2015, 11:58 от Владимир Калинин »

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
Re: Разные интересные мелочи
« Ответ #2755 : 08 Февраля 2015, 12:13 »
Да, СССР по экономике был разный и до войны. С 1922 по 1928 гг. - вполне себе реалистичная поитика. 1929 - 1932 гг. полное безумия, подорвавшее силы страны навсегда. С 1933 г. - переход к рациональным методам военно-мобилизационной экономики с использованием искусственных материальных и финансовых балансов, а не ритуальных заклинаний, что к 1941 г. и  дало краткосрочный положительный результат. Идеологом перехода к плановому "неонэпу" был, естественно, Бухарин, заведовавший тогда научно-техническим сектором Наркомтяжпрома, а основными деятелями - пригретые под крылышком у Орджоникидзе разного рода недорезанные "право-левые"  уклонисты, включая первого заместителя наркома товарища Г.Ю. Пятакова. Само собой разумеется, что людей, вернувших экономику к реальности потом чуть ли не поголовно расстреляли, а Орджоникидзе якобы застрелился сам. Но вот экономика все же осталась в  реальности и после них - финансы и материальные ресурсы как-то балансировали.

Эта экономика не могла обеспечить в долгосрочном плане опережающее развитие страны и отставание нарастало. Гниение могло бы продолжаться еще долго, но когда рыночную балансировку экономики не ввели, а административную перекосили, учинив экономически необоснованное "ускорение социально-экономического развития" путем массированной безналичной эмиссии, как в 1929-1932 гг., то страна не выдержала.

Оффлайн Юрий Ильин

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 708
Re: Разные интересные мелочи
« Ответ #2756 : 08 Февраля 2015, 13:56 »
Я не вполне согласен в том, что период с 1922 по 1928 годы был вполне нормальным. Точнее 1925-1928 гг., пожалуй, под это определение подойдет, а вот ранее была искусственно вызванный экономический кризис.

Тяжелую промышленности просто терроризировали "хозрасчетом и рыночными методами", не понимая, что заказы им может дать только государство.

Вообще этот период очень похож на начало 1990-х годов с такими же перегибами и диспропорциями. Кризис промышленности в начале 1920-х не был следствием гражданской войны, заводы по большинству остались целы, а создан "рыночным большевизмом". Лишь с 1924-1925 годов тяжелой промышленности стали давать ощутимые госзаказы и она ожила.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
Re: Разные интересные мелочи
« Ответ #2757 : 08 Февраля 2015, 14:39 »
На госзаказ надо было сперва заработать, равно как и в 90-е годы.

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2639
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Re: Разные интересные мелочи
« Ответ #2758 : 08 Февраля 2015, 15:13 »
Юрий Ильин
Разумеется, я в целом про довоенный/военный период. Высказанное явно ошибочное мнение участника Олег Романовский касалось именно начала работ в области радиолокации, соответственно, я опроверг высказанное мнение в первую очередь в приложении к начальному периоду этого вида техники.
То, что степень адекватности экономической политики в СССР была различна в разные годы, и результат вполне может и должен рассматриваться раздельно, согласен. При общих тенденциях, ситуация в разных видах техники в разное время сильно отличалась - длительная гонка по приоритетным направлениям иногда приводила к образцам очень достойным. По большей части, это уже послевоенный период - когда сложилась национальная инженерная школа, и удалось приглушить некоторые системные недостатки.

Оффлайн Юрий Ильин

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 708
Re: Разные интересные мелочи
« Ответ #2759 : 08 Февраля 2015, 15:18 »
Нет не заработать, а использовать дореволюционный золотой запас.

Вместо этого его значительная была отправлена в Швецию и Германию в 1920-1924 годах для заказа 1200 паровозов, которые гораздо дешевле могло изготовить отечественная промышленность. Инициаторы этой авантюры Ленин, Троцкий, Красин и проф. Ломоносов. Я достаточно подробно исследовал это дело в РГАЭ и знаю как оно происходило. За русское золото происходило строительство новых цехов на заводе в Трольгеттане (Швеция), постройка там порта и еще много чего. Происходил вывоз капитала из страны , которая наоборот в нем остро нуждалась.

Лишь в 1922 году спохватились, заказ частично сократили и дали новые заказы российским заводам. Но черное дело уже было сделано, начался тяжелейший кризис, из которого с большим трудом вышли лишь примерно в 1925 году.