Автор Тема: Север, Мурманск, Кольский, Рыбачий, Средний, Лиинахамари и пр.  (Прочитано 105521 раз)

Оффлайн Tor

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 209
  • От ненужных побед остается усталость...
О строительстве береговых батарей на м.Сеть-Наволок и о.Кильдин.

Справка НКТП СССР (Народный комиссариат тяжёлой промышленности СССР) о выполнении военной промышленностью заказов Наркомата обороны СССР по главнейшим номенклатурам за 1935 г.¹*
14 января 1936 г.
Совершенно секретно.
II. Береговая оборона

.............

В 1935 г. НКТП по Северу монтирует следующие береговые батареи: 2‑х башенная 4‑х орудийная 180‑мм батарея № 11, Мурманск Сеть-Наволок — 4 орудия. Батарея должна быть закончена 1 ноября 1935 г. Вся материальная часть (орудия, башни, механизмы и т. д.) НКТП изготовлена в договорные с НКО сроки. Монтаж батареи НКТП будет закончен в мае-июне 1936 г. Опоздание со сдачей батарей против правительственного срока (1 ноября 1935 г.) происходит из-за неготовности в срок инженерных работ, которые ведутся НКО.
2‑х башенная 4‑х орудийная 180‑мм батарея № 10‑С, Мурманск, остров Кильдин — 4 орудия. Батарея должна быть закончена 1 ноября 1935 г. Вся материальная часть (башни, орудия, механизмы и т. д.) НКТП изготовлена. Ввиду неготовности инженерных работ, производимых НКО, вся материальная часть сдается на хранение Управлению морских сил РККА. Когда будет закончен монтаж батареи на острове Кильдин, НКТП доложить не может, так как это зависит от времени окончания бетонных работ, производимых НКО.
Согласно постановлению правительства от 27 мая 1933 г. № 34сс³*, НКТП должен смонтировать и сдать в апреле 1936 г. две 2‑х башенные 4‑х орудийные 180‑мм батареи в горле Белого моря. Материальная часть для этих батарей Наркоматом обороны заказана промышленности, со сроками изготовления на заводе — двух башен в 1936 г. и двух башен в 1937 г. Инженерные же работы по этим двум батареям Белого моря НКО не начаты, что не даст возможности промышленности провести монтаж двух башен в 1936 г.
2. По заказу НКО промышленностью изготовлено 9 открытых 180‑мм береговых установок с погребами. Места монтажа этих береговых батарей Наркоматом обороны промышленности не указаны. Поэтому 9 изготовленных 180‑мм береговых установок сданы Управлению морских сил РККА на хранение.

.........

Источник: Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1933-1937). М. 2011, стр. 461-464.
Архив: АП РФ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 337. Л. 32-39. Подлинник.

Оффлайн ReiT

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 29
Небольшая инвентаризация ДОТов в полосе 2УР:

Оффлайн ReiT

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 29
Артиллерийский ДОТ. По размерам где-то на полковую пушку калибра 76мм. Как0раз шрапнелью обстреливать во фланг немцев, в случае, если они пойдут в атаку на высоту 169.4
Подступы к артиллерийскому ДОТу прикрываются соседним ДОТом. На панораме использовал немецкие названия высот, для привязки фотографий к немецким картам.

Оффлайн ReiT

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 29
Дело о высоте 169.4.
На kolamap.ru в разделе советских оперативных карт (http://kolamap.ru/img/war2/sov_military_map.html) есть карта боёв при отражении немецкого наступления в сентябре 1941 года в районе губы Большая Западная Лица на участке 52 стрелковой дивизии.
Смею утверждать, что карта сия была составлена значительно после событий, которые она иллюстрирует и для её составления автор честно и добросовестно использовал только журнал боевых действий 14 армии. И карта эта ошибочна.
Дело в том, что в ЖБД 14 армии упоминаются упорные бои в районе высоты 169.4, которую немцы в конце концов заняли с расположенной рядом с ней же высотой 102.0.
Но загадочная загадка этого события происходит из того, что в том же ЖБД 14 армии была просто допущена ошибка при его ведении. Это можно понять - ситуация была напряжённая, бои тяжёлые, а вёлся этот самый журнал боевых действий армии за много десятков километров от мест боёв - в Мурманске. Поэтому то, что передавалось по связи, с неизбежными искажениями информации при передаче и понимании, привело к тому, что, скорее всего, при заполнении ночью журнала по итогам боёв за 8 сентября 1941 года, уставшим за день офицером, не знакомым с особенностями описываемого им участка фронта, и привело к тому, что он на одном и том же листе перепутал в записях две реально существующие географические точки:
- высота 169.4
- озера с отметкой 169.4 и 102.0.

При этом из описания событий и указания квадратов следует, что речь идёт об одном и том же месте.

При этом у непосредственных участников боёв никакой путаницы не было и они точно знали о чём идёт речь. Это понятно и из немецких оперативных карт с kolamap.ru (http://kolamap.ru/img/war2/war2.html)- точки расположены рядом с опорным пунктом K6b

http://kolamap.ru/img/war2/dezember.jpg
http://kolamap.ru/img/war2/1941_44_lica1.jpg

так и со схем, ставших доступными на сайте "Память народа", составленных после того, как фронт на участке стабилизировался:
- Схема связи Артиллерии 52 СД от 20.11.41
- Схема дорог участка 52 СД на 25.11.41
- Схема организации прикрытия боевого порядка арт.52 СД на 25.11.41.

Ниже на фотографиях показано, что из себя представляют участки местности озёр с отметками 169.4 и как выглядит высота 169.4.

Высота 169.4 никогда не была занята противником. Перед ней были укрепления высоты Sattel-Hohe, а распадок между высотами фланкировался из артиллерийского ДОТа на высоте, которая на немецких картах названа Langberg. А путаница этих двух точек привносит большие сложности в понимании и описании боёв происходивших на этом участке фронта.
Из любопытных фактов про высоту 169.4 можно сказать, что одно время на ней занимали позицию подразделения вооружённые стрелковым оружием под патрон .45ACP.


Оффлайн Tor

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 209
  • От ненужных побед остается усталость...
О строительстве береговых батарей на м.Сеть-Наволок и о.Кильдин.

Справка НКТП СССР (Народный комиссариат тяжёлой промышленности СССР) о выполнении военной промышленностью заказов Наркомата обороны СССР по главнейшим номенклатурам за 1935 г.¹*
14 января 1936 г.
Совершенно секретно.
II. Береговая оборона

.............

В 1935 г. НКТП по Северу монтирует следующие береговые батареи: 2‑х башенная 4‑х орудийная 180‑мм батарея № 11, Мурманск Сеть-Наволок — 4 орудия. Батарея должна быть закончена 1 ноября 1935 г. Вся материальная часть (орудия, башни, механизмы и т. д.) НКТП изготовлена в договорные с НКО сроки. Монтаж батареи НКТП будет закончен в мае-июне 1936 г. Опоздание со сдачей батарей против правительственного срока (1 ноября 1935 г.) происходит из-за неготовности в срок инженерных работ, которые ведутся НКО.
2‑х башенная 4‑х орудийная 180‑мм батарея № 10‑С, Мурманск, остров Кильдин — 4 орудия. Батарея должна быть закончена 1 ноября 1935 г. Вся материальная часть (башни, орудия, механизмы и т. д.) НКТП изготовлена. Ввиду неготовности инженерных работ, производимых НКО, вся материальная часть сдается на хранение Управлению морских сил РККА. Когда будет закончен монтаж батареи на острове Кильдин, НКТП доложить не может, так как это зависит от времени окончания бетонных работ, производимых НКО.
Согласно постановлению правительства от 27 мая 1933 г. № 34сс³*, НКТП должен смонтировать и сдать в апреле 1936 г. две 2‑х башенные 4‑х орудийные 180‑мм батареи в горле Белого моря. Материальная часть для этих батарей Наркоматом обороны заказана промышленности, со сроками изготовления на заводе — двух башен в 1936 г. и двух башен в 1937 г. Инженерные же работы по этим двум батареям Белого моря НКО не начаты, что не даст возможности промышленности провести монтаж двух башен в 1936 г.
2. По заказу НКО промышленностью изготовлено 9 открытых 180‑мм береговых установок с погребами. Места монтажа этих береговых батарей Наркоматом обороны промышленности не указаны. Поэтому 9 изготовленных 180‑мм береговых установок сданы Управлению морских сил РККА на хранение.

.........

Источник: Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1933-1937). М. 2011, стр. 461-464.
Архив: АП РФ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 337. Л. 32-39. Подлинник.

Перечень строящихся объектов береговой обороны Северного флота.
/ГАМО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 162. Л. 35-36/