Статья не без моих наработок и участия
Район готовился к обороне
Елецкие школьники обследовали доты
В феврале прошлого года мы рассказывали о трагедии и героизме бойцов 296-го пульбата, защищавших волжский рубеж и пос. Селижарово и освобождавших его от немецко-фашистских захватчиков. Пульбат, дислоцированный в дотах и дзотах, вместе с другими соединениями Красной Армии противостоял осенью 41-го немецким соединениям на линии фронта от Ржева до Осташкова. Более 700 человек из тысячи сложили головы или пропали без вести на нашей Селижаровской земле. Судьбы многих неизвестны. В этом году коллеги из газеты «Вельские вести» Архангельской области по нашей просьбе подготовили и прислали материал о Басове Борисе Николаевиче, который считался захороненным в пос. Селижарово. Однако, он, попавший в плен, прошел не один концлагерь, после окончания войны вернулся к себе на родину и жил там.
Судьбами бойцов 296-го пульбата заинтересовались и елецкие школьники и под руководством Алиховой Любови Викторовны обследовали оставшиеся неразрушенными доты и дзоты на территории Елецкого сельского поселения, сделали план их месторасположения, нанесли на карту. В октябре они решили собранными материалами поделиться с ребятами из средней школы № 2 и профессионального училища, которые приехали к ним в школу и услышали много интересного. После выступления ребят, рассказавших о своих поисках, а также и о жителях, которые перенесли оккупацию и знают о войне не понаслышке, участники встречи побывали и осмотрели сооружения военных лет – доты на берегу Волги.
Ганзбург АИ оборонительные сооружения в годы ВОВ
Совсем недавно внук начальника полевого строительного управления № 3 прислал документы. Ганзбург Александр Ильич руководил работами на Селижаровской земле летом и осенью 1941 года. 14 июля заместитель народного комиссара внутренних дел Союза ССР комиссар государственной безопасности III ранга Чернышов выдал удостоверение, свидетельствующее о том, что А.И. Ганзбург командируется в Калининскую область для выполнения особо важных заданий правительства. Местным органам НКВД необходимо оказывать всемерную помощь в выполнении возложенных на него поручений. Он был одним из тех, кому довелось реализовывать принятое в августе Государственным Комитетом Обороны постановление о строительстве оборонительных сооружений от Беломорска до Чернигова.
Об этом в архиве Института Российской Истории РАН сохранились воспоминания Берникова Дмитрия Михайловича, секретаря по электропромышленности, который 4 июля 1941 года после совещания в Московском городском комитете ВКП(б) получил обмундирование, оружие и отправился в район строительства оборонительных сооружений.
«В Селижарово я поехал один на другой день и застал там полевое строительство № 3, уже сформированное из работников треста. Начальником был А.И. Ганзбург – директор московской строительной конторы. У него было более 1000 квалифицированных рабочих – плотники, каменщики, бетонщики, арматурщики. Более 300 грузовых машин. И все время прибывал народ, мобилизованный из разных областей. Очень много было с калининских текстильных фабрик «Пролетарка» и имени Вагжанова. В это время прибыл комсомольский батальон, в основном девушки и женщины из Калинина, Торжка и Медного. В разгаре строительства более 75 тысяч человек в 30 строительных батальонах возводили оборонительные сооружения по линии фронта протяженностью почти 100 км от Осташкова до Ржевского района.
Линия обороны проходила следующим образом – от оз. Селигер до оз. Волго по левому берегу Волги до дер. Юркино, затем шла на Овчинниково, Молодой Туд и Оленино, опоясывая таким образом г. Ржев, и далее на Вязьму. Она состояла из противотанковых рвов, системы огневых точек (дотов и дзотов), газоубежищ, обмывных и командных пунктов и складов. Через 3-4 км эти линии объединялись отсечными противотанковыми рвами. Называлось это «батальонный район». Каждое деление соответствовало дивизии. По мере приближения фронта дивизии занимали определенные им места. Переднюю линию строили мы, а дальше всю систему строили сами войска: стрелковые окопы, хода-сообщения.
В это время подходили эшелоны с цементом, железом, лесом. Все посылал Главоборонстрой НКВД. Народ прибывал без инструмента, и его присылали из Москвы на автомашинах. Моссовет направил колонну из 30 машин с продовольствием и лопатами. Ни одной машины обратно не отпустили, горючего у нас было достаточно. По пути из Москвы была организована целая система: заправочные колонки Главгидростроя НКВД, ремонтные базы, где можно было отремонтировать машину, заправить горючим, маслом и переночевать.
За три неполных месяца к сентябрю нами было вырыто около 300 км противотанковых препятствий. Один погонный метр противотанкового рва полного профиля требовал выемки 18 кубометров грунта, глубина рва – 3,5 метра, ширина внизу – 3 м. Было вынуто около 5 млн. кубометров земли. На участке протяженностью около 100 км было построено около 1200 огневых точек. Они были дерево-земляные, но всю лобовую часть мы заливали бетоном. Затем выстроили определенное количество командных и наблюдательных пунктов. Все сооружения хорошо маскировались под стога сена и сараи. Кругом были разбросаны скирды соломы. Единственно, что не было замаскировано, – это сам ход строительства. Немецкие самолеты все время летали и фотографировали. Во второй половине августа начали прибывать воинские соединения и занимать определенные им позиции. Сибиряки-пограничники из 247-й дивизии НКВД и бойцы 249-й стрелковой дивизии, которые возглавляли генерал-майоры В.С. Поленов и Г.Ф. Тарасов, стали предъявлять жесткие требования к маскировке. Вместе с ними принимали построенные сооружения представители инженерных войск Красной Армии.
На строительстве работало много местных колхозников, главным образом возчиками, ведь необходимо было подвозить массу строительных материалов. Только на одну точку требовалось около 100 кубометров камня. Были и сборные конструкции, которые поступали с заводов и монтировались на месте. Два раза в месяц был санитарный день, под осень его стали проводить через десять дней, летом купались в реках. Строительство в основном велось по берегам Волги. В самое жаркое время обеденный перерыв был три часа. Лучше предпочитали поработать вечером попозже, а днем отдыхать. К концу августа стали получать обмундирование, получше снабжаться обувью, получили гимнастерки, телогрейки, белье.
Питание перевыполняющих норму по тому времени было замечательным. На человека выдавали сто граммов масла, два яйца, мяса без счета. В то время целые стада эвакуировали, а скот часто сбивал и ломал ноги, и его забивали. Хлеба выдавали по килограмму.
Около оз. Волго был комсомольский батальон, в основном из московских девушек со своим комсоргом. Они работали хорошо. С обувью было плохо. Первое время кровяные мозоли были у большинства, работали по 12 часов и больше, а вечером собирались у костра, пели песни и плясали под гармошку. Приходилось загонять спать, особенно молодежь, чтобы высыпались. Медицинское обслуживание у нас было поставлено хорошо врачами из Калинина и Москвы.
Механизмы использовались слабо. Экскаватор работал в районе оз. Волго, за ним приходилось дорабатывать вручную. Хорошо использовали бетономешалки с приводом от машины или ручным, и даже была камнедробилка. У нас была своя электростанция в Селижарове и передвижные.
Приемку строительства производили военные приемщики. Каждой точке делалась оценка. Мы испытывали две точки – железобетонную и деревоземляную. По железобетонной выпустили десять снарядов из 67-мм пушки и увидели только небольшие щербины. А вот в деревоземляных точках в дальнейшем передние бревна амбразур стали скреплять скобами».
7 октября руководитель строительства А.И. Ганзбург получил распоряжение от начальника строительного управления оборонительных учреждений НКВД Афанасьева об эвакуации личного состава и имущества, а 19 октября он уже докладывал о том, что местное население, мобилизованное в строительные батальоны, отпущено. Колонна ПС-3 движется следующим образом: головная в количестве 5 тысяч человек в Калязине, 8 тысяч в Лихославле, всего движется 19600 человек. В процессе строительства из-за бомбежек и обстрелов имеется 16 убитых и 20 раненных. Автотранспорт в количестве 103 грузовых машин доставлен в Калинин.
В книге воспоминаний полковника Н.И. Белова «Всегда на главном направлении» говорится о том, что прибывший в сентябре в дивизию 296-й отдельный пулеметный батальон занял оборону на участке Хотошино-Селижарово – Большая Коша, расположившись в возведенных дотах и дзотах. 10 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны объединил управление войск Западного и Резервного фронтов в Западный фронт, во главе которого был поставлен генерал армии Г.К. Жуков. Принимались все необходимые меры, чтобы остановить противника на Волжском рубеже.
Подготовил Вячеслав СМИРНОВ
http://vvpravda.ru/2014/11/%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD-%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%8F-%D0%BA-%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5/