Чтобы советские танки не могли воспользоваться дорогами на Смоленск, Москву, Минск, Полоцк и Ленинград, немцы перекрывали овраги и равнинные участки полосами минных полей. Противопехотные препятствия были представлены рогатками и проволокой внаброс.
3. Центром немецкой обороны был Витебск, превращенный оккупантами в «тевтонскую крепость» («Цвинбург»-«Крепость Возмездия»). Немцы использовали в основном две системы обороны — сплошную траншейную и систему опорных пунктов и узлов сопротивления. Также имели место отдельные хорошо укрепленные дома, позиции для пулеметчиков и орудий. Примером служила хорошо оборудованная огневая точка в здании Благовещенской церкви. На окраине города находились зенитные батареи:
а) высота, расположенная на юго-запад от устья Лучёсы ;
б) район Юрьевой горки и Старосемёновского кладбища;
в) в районе современного дачного посёлка за Борониками и т.д….
Долговременные огневые точки(Доты) в Витебске были сконцентрированы по четырём главным направлениям шоссейных трасс: а) направление Смоленск – Москва (район Московского проспекта, в районе Гапеева ручья, ул. Смоленская, Офицерская, Московский проспект; б) Суражское направление (Песковатики, ул. Гагарина); в) Ленинградское направление (Лужесно, Верховье, Руба, Красный Двор); г) Минское направление (ул. Черняховского, устье Лучёсы, Бороники).Кроме этого были укреплены аэродром (пр-кт Строителей) и железнодорожный вокзал (район Юрьевой горки)
Витебск являлся важным железнодорожным узлом, поэтому охране дорожных коммуникаций уделялось большое внимание — постоянно совершали проверки патрули. Также огромное внимание придавалось охране железнодорожных и речных мостов. Во время войны на территории города было 6 шоссейных мостов и 2 железнодорожных.
Рис.2. Охранно-оборонительные сооружения у железной дороги.
Железнодорожные мост через Западную Двину в устье реки Лучёса был жизненно важной магистралью для вермахта. Немецкие войска устраивали вокруг моста сильную оборону.
Обороняемый район окружался двумя полосами колючей проволоки. Окраины участка постоянно патрулировались охранными отрядами. За рекой была отрыта траншея для боевого охранения, препятствующая атаке на железнодорожную насыпь. На юг от ж\д моста, на высоте в районе 24 сш располагались долговременные огневые точки – «эрликоновские Доты»). Дневные посты вели наблюдение за любым движением на местности. По обеим сторонам реки на возвышенностях оборудовались штабные постройки и одновременно огневые точки.
На данных рисунках представлены классические немецкие фортификационные сооружения сороковых годов. Известно, что они народ пунктуальный, аккуратный и точный во всём, поэтому фортификационные сооружения строились по уставу инженерной службы примерно одинаковыми на всех захваченных фашистами территориями с уточнением и корректировкой под ландшафт и рельеф местности. При обороне жизненно важных железнодорожных узлов немцы создали новый тип позиции — в насыпи. У основания насыпи вырывалось помещение высотой 1, 60 м и с узкой амбразурой для ствола в другом конце. Все пространство одевалось бревнами диаметром 20 см. Позиция была готова к использованию.
И все равно существенный недостаток был. Если немцы добивались абсолютной маскировки с одной стороны насыпи, то с другой — отверстие для въезда и выезда совершенно не прикрывалось. В таком случае орудие становилось легкой добычей для тех же советских танков, зашедших с тыла.