Автор Тема: Ржевско-Вяземский рубеж  (Прочитано 570681 раз)

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #340 : 04 Августа 2012, 00:14 »
:) нужны нужны. Просто надо мне в эту табличку погрузиться, а я пока о другом думаю ))

Оффлайн Олег Романовский

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 1128
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #341 : 04 Августа 2012, 01:09 »
Добрый вечер!
Это, как я понимаю из истории формирования резервного фронта, когда он назывался "Группой генрал-лейтенанта Богданова". Даты на карте нет, но вероятно это начало июля 1941 года.
Обращает внимание, что центральная часть схемы никак не конкретизирована, но она совпадает с известной картой "третьего рубежа". А вот по краям - дорисованы узлы обороны.
А не карта ли это рекогносцировки рубежей проведенная полковником Бутылевым Василием Ананьевичем.
Начальник 1 отдела укрепленных районов при 2 саперной армии.
В дни ОВ по заданиям командования СЭФ и ГШ КА руководил рекогносцировками и контролировал строительство следующих оборонительных рубежей:
     В Литовской и Латвийской СССР, начиная с 22.06.41 г. руководил работами на рубеже Митава-Рокишкис и по р. Западная Двина.
     В июне-июле руководил приведением в боевую готовность недостроенных Себежского и нового Островско-Псковского укрепленных районов и старого Псковского УР.
    Руководил рекогносцировкой рубежей западнее города Опочка, укреплениями города Опочка и рубежа по р. Великая (западнее Пушкинские горы), на последнем рубеже противник был задержан нашими частями на 10-15 суток.
    На рубеже Медведь-Шимск юго-западнее Новгорода противник нашими частями задерживался около месяца.
    Руководил рекогносцировками Новгородского и Старо-Русского полевых укрепленных районов и оборонительных рубежей по р.р. Ловать и Пола.
Руководил рекогносцировкой  оборонительного рубежа по р. Мста восточнее Новгорода, который был построен на фронте 60 км в течение 12 дней.
    С 12.08.41г. руководил рекогносцировками оборонительного рубежа по р. Шегринка, Валдай, оз Селигер, Осташков, на южном фасе указанного рубежа от Бол. Уклейно до Осташков противник был задержан до перехода частей СЗФ в контрнаступление в январе 1942 года.
     В сентябре 1941 года  руководил рекогносцировками оборонительного рубежа по р. Вишера, Усть-Волма, Валдай. Рубеж закончен строительством в октябре 1941 года, при приемке получил отличные оценки.
     
     По указанию представителей ставки ГК, руководил рекогносцировками тыловых рубежей юго-восточнее Валдай, которые были возведены в течение 5-10 суток.
     С конца октября 1941 года руководил по заданию ГШ КА, рекогносцировками Государственного оборонительного рубежа в полосе строительства 2 саперной армии.
С уважением Олег.

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #342 : 08 Августа 2012, 16:53 »
С подачи ВВА также купил книгу:
Вяземская голгофа генерала Конева. Михаил Филипенков м. Вече, 2012, 271 стр.

Написана по документам ЦАМО как нашим, так и немецким (фонд 500). Местами автор сетует на секретность отдельных архивов, что не дает установить истину - но тут вроде и не додумывает.
Книга представляет собой описание событий по дням с конца сентября до 12 октября.  Это позволяет выстроить последовательность событий.
Основное внимание автора привлечено к Сычевке, которую по его выводам немцы считали ключом к Ржеву. Но я просмотрел мельком.

В электронном виде пока не находил, а в бумажно мне не очень привычно читать :)

Оффлайн aldr

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 285
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #343 : 09 Августа 2012, 01:31 »
Основное внимание автора привлечено к Сычевке, которую по его выводам немцы считали ключом к Ржеву.
либо невнимательно читал, либо очередное оправдание бездарности командования всех уровней, кроме ген. Далматова (командарм 31, который еще 5 октября пытался выбросить в р-н Сычевки полностью укомплектованную 119сд с артиллерией, однако ему запретили это делать. Он успел отправить только 365сп 119сд и 916сп 247сд).
по пунктам.
1. командование КА до 12-13 октября действительно считало направлением главного удара немецких войск Ржев (после Сычевки).
Это был стратегический просчет, который осознали, когда немецкие танки после взятия Сычевки и Зубцова двинулись на Калинин, поставив заслон от возможного флангового удара со стороны Ржева на дороге Зубцов-Ржев.
Ссылка (Переговоры ориент 12.10.41 ( ЦАМО № 60321840 Без даты но в тексте есть "в ночь на 12")
...Болдин донес, что в ночь на 12 они прорвались (эта фраза для датировки. прим.мое) ... Наиболее опасным на сегодня направлением надо считать Калининское и Можайское. Вот вам краткая информация... Это правильно, но вы учтите, что при развитии прорыва пр-ка на Калинин, он может попытаться замкнуть кольцо. ...
– Мне непонятно какими данными вы располагаете об угрозе на правом фланге, ибо до сегодняшнего дня опасным флангом мы считали левый и особенно направление Старица и Ржев..."
Прямая вина за отсутствие войск в р-не Сычевки лежит на командующем Зап.фронтом ген. Коневе и командующем Рез.фронтом ген.Жукове (в т.ч и как представителе Ставки, решения которого с 6 октября обязательны для исполнения и Западным фронтом).

2. Немцы же изначально главный удар наносили в направлении Калинина.
"...Цель для LVI. AK - Калинин"  Приказ 58 от 11.10.41 по LVI. AK (в этот день был взят Зубцов)
http://www.wwii-photos-maps.com/germandivisions/7panzerdivision/June%201941%20-%20May%201942/slides/0060.html
« Последнее редактирование: 09 Августа 2012, 02:06 от aldr »

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #344 : 09 Августа 2012, 01:50 »
Я пролистал в обед несколько страниц.
Автор родом из под Сычевки (точнее его отец там родился и был в оккупации), потому фокус на Сычевку  может быть чрезмерным.
Некоторый наброс на высшее командование есть в предисловии, дальше идут документы, коих с его точки зрения недостаточно. Он судя по всему будет продолжать копать эту тему.

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #345 : 16 Августа 2012, 14:49 »
Отчитываюсь. Книжку дочитал. Для тех кто интересуется направлением Белый, Ржев, Сычевка, считаю ее очень полезной. Сложность вызывает отсутствие вменямой карты (она есть но очень мелкая, что не разобрать), потому не всегда понятно кто и куда.
Автор старается избегать оценочных суждений и выводов.
Вынужденный минус в использовании главным образом немецких источников. Про саму линию он упоминает мало, хотя в немецких сводках встречаются "группы ДОТов" и тп, причем в несколько неожиданных для меня местах, которые скорее можно отнести к предполью.
Попозже постараюсь эти кусочки процитировать и привязать к карте.

Судя по книге, первая линия практически нигде не участвовала в боях, кроме левого фланга Ржевского УР, где как раз и был прорыв. Потом было оказано сопротивление на второй линии, которая прикрывала Сычевку.
По этой линии я не встречал документов, непонятно кто занимал ДОТы и каков был их состав. Значительная часть сычевских ДОТ разрушена или сильно пострадала. Карты по ним пока нет, кроме отдельных координат, рассказов "их там много" и пары рвов видных по спутнику.

Попробую сделать туда предварительный выезд, чтобы было за что цепляться.
Я наметил

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #346 : 17 Сентября 2012, 11:00 »
Приехал с южной части Ржевского УРа

Найден и обмерен довольно интересный бетонный ДЗОТ. Интересен тем, что верхняя часть над амбразурой имеет наклон в 60 градусов. Также найден взорваный БЗОТ - толщина неармированной стены - 70 см. Куски разлетелись на площади 50 метров.
Еще нашли вероятно немецкий блок пост у перекрестка двух дорог. Дорог уже давно нет. На тот же перекресток смотел и ДОТ с НПС-3. Кроме основного входа у него был и запасной из гильзесборной камеры. К сожалению вкамеру не смогли залезть там вода. Да и по ДОТа завален землей и кирпичами. Вероятно использовался кемто для чего то...

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #347 : 17 Сентября 2012, 11:43 »
VVA прислал очень интересную ссылку на мемуары бывшего министра обороны Болгарии

Воспоминания П. Панчевского, бывшего министра обороны НРБ, посвящены славной когорте болгарских революционеров-интернационалистов. Автор - воспитанник Советской Армии, в рядах которой он вырос от курсанта военно-инженерного училища до генерала, командира соединения инженерных войск. В книге рассказывается о восстании 1923 года в Болгарии, об участии болгарских патриотов в Великой Отечественной войне Советского Союза против гитлеровской Германии, о строительстве народной армии и социалистических преобразованиях в Болгарии в послевоенный период.

Андрей Мятишкин: Автор воевал в Испании, во время Великой Отечественной войны командовал 12-й штурмовой инженерно-саперной бригады РГК.

"Моя служба в Сибирском военном округе продолжалась до начала Великой Отечественной войны."

"Вечером 25 июня группу ответственных офицеров вызвали в кабинет командующего округом. Среди них были начальник штаба округа генерал-майор Глинский, командующий артиллерией генерал-майор Машенин, начальник связи генерал-майор Соколов, командующий бронетанковыми войсками полковник Ивакин, начальник оперативного отдела подполковник Сахно и я в качестве начальника инженерных войск.

Командующий округом генерал-лейтенант Калинин объявил:

- Все присутствующие здесь входят в оперативную группу штаба формирующейся двадцать четвертой армии и завтра самолетом вылетают в Москву, а оттуда на фронт. Будем готовить противнику второе Бородино. - И, обратившись ко мне, приказал: - Возьмите как можно больше ваших инженеров, пока прибудут части армии. Работы по вашей специальности будет больше всего.

Выполняя указание командующего округом, я взял с собой офицера из инженерного отдела штаба округа майора Филатова, хорошего специалиста по маскировочному делу, а также майора Слюнина, который два месяца назад командовал инженерным полком, а теперь работал в инженерном отделе. Других офицеров - специалистов инженерного дела - я уже не имел возможности взять с собой, так как саперные батальоны еще в марте 1941 года были отправлены на западную границу для оборудования пограничного района.

В шесть часов утра 26 июня мы все собрались на аэродроме. Провожающих не было.

С семьями прощались спокойно. "Иди, родной, бей озверевшего врага и скорее возвращайся живым и здоровым с победой!" - так тогда расставались матери с сыновьями, жены с мужьями. С такими же пожеланиями проводили и нас наши жены и дети.

Самолет набрал высоту и взял курс на запад. Под нами открылась величественная панорама необъятных сибирских просторов. Густой ковер хвойных и лиственных лесов сибирской тайги вскоре сменили высокие Уральские горы. Здесь мы увидели большие заводы тяжелой промышленности Советской страны. Потом внизу засеребрилась великая русская река Волга, и поздно вечером мы прибыли в Москву.

27 июня генерал-лейтенант Калинин и генерал-майор Глинский получили от Генерального штаба Советской Армии задачу для оперативной группы: предстояло выдвинуться в район, расположенный западнее города Вязьмы, и до прибытия частей и соединений армии приступить с помощью местного населения к строительству тылового оборонительного рубежа.

После получения задачи в Генеральном штабе командующие родами войск должны были явиться в соответствующие управления для уточнения задач по специальностям. Явился и я к начальнику инженерных войск генерал-лейтенанту Котляру. С Леонтием Захаровичем Котляром мы познакомились еще в академии, где он преподавал и был начальником курса. Среднего роста, с продолговатым лицом и проницательными глазами, Котляр обладал острым умом и порой отпускал шутки, полные сарказма.

При этой встрече времени для личных разговоров не было, да и по внешнему виду чувствовалось, что Леонтий Захарович очень устал, как и все, с кем мы встречались тогда в Генеральном штабе: в эти несколько дней с начала войны им пришлось провести колоссальную работу. Я коротко доложил генералу задачу, полученную армией.

- Вам ясна задача? - спросил он.

- Ясна, но есть несколько неизвестных...

- Каких, например? - приблизился он ко мне.

- Во-первых, - начал я, - рабочей силы, которую мы надеемся получить от местного населения, будет недостаточно. Во-вторых, где взять инструменты? И, в-третьих, армия не имеет инженерно-саперных частей. Вы знаете, товарищ генерал, что еще в марте все саперные батальоны из округа были отправлены на западную границу для оборонительного строительства.

На все это генерал-лейтенант Котляр ответил так:

- Относительно рабочей силы... Используйте местное население. Указания по партийной линии и по линии Советской власти в районы даны. Сил местного населения действительно недостаточно, но принимаются меры, и к вам будет направлена молодежь из московских высших учебных заведений... Относительно инструментов. Местное население должно использовать свои инструменты, а тех, кто прибудет из Москвы и других городов, снабдим мы. По вашей заявке вышлем вам мины и колючую проволоку... Вопрос с саперными батальонами более сложный. Ваши саперные подразделения, как и многие другие, участвовали в первых боях на границе. Судьба их сейчас неизвестна. Формируются новые. Позже по возможности дадим вам один-два инженерно-саперных батальона. Таковы наши реальные возможности, - закончил генерал и добавил: - Ясно?"

"Мне была ясна обстановка, но у меня почему-то вырвался совсем наивный вопрос:

- Какие еще будут указания?

На лице генерала появилась такая знакомая дружеская улыбка.

- Какие еще указания? Ты ведь академию кончил, имеешь боевой опыт в Испании, ну и действуй! - И, протянув мне руку, сказал: - До свидания.

Топографические карты, указания о предстоящей работе и транспорт мы получили в Генеральном штабе Советской Армии. Наша маленькая оперативная группа (ОГ) штаба 24-й армии рано утром 29 июня 1941 года прибыла в район западнее города Вязьмы. Войска, прикрывавшие Западное направление, вели ожесточенные бои с превосходящим в несколько раз противником в районах, расположенных западнее железнодорожной магистрали Великие Луки - Витебск Могилев.

Перед оперативной группой стояла задача - организовать и с помощью населения построить тыловой оборонительный рубеж с передним краем, проходящим по линии Селижарово, Оленино (60 километров западнее города Ржева), верхнее течение реки Днепр, Дорогобуж и Ельня. На этом огромном фронте шириной 250 километров нужно было выкопать непрерывный противотанковый ров и подготовить оборонительные позиции, построив дерево-земляные огневые точки, траншеи и ходы сообщения для частей и соединений, которые в это время формировались в Сибири, грузились в поезда и двигались к фронту.

В 25 километрах восточнее первой позиции предстояло построить таким же образом второй оборонительный рубеж.

Население деревень и городов, организованное партией, вооружившись кирками и лопатами, густым потоком стекалось на строительство оборонительных рубежей. Работали юноши-допризывники, женщины и девушки. Спустя несколько дней из Москвы, Воронежа и других городов на автомашинах и поездах начало прибывать подкрепление: юноши-допризывники, студентки высших учебных заведений, девушки из городов и сел. Они прибывали организованно, большими группами во главе с инженерами и техниками-строителями. Некоторые группы представляли целые строительные организации, как, например, Московское водопроводно-канализационное хозяйство. Прибывали коллективы и от многих других гражданских организаций.

К 10 июля на огромном оборонительном рубеже было сосредоточено, распределено и работало на строительных объектах более 120 тысяч человек. Многие из них не были знакомы со строительством, никогда не занимались тяжелым физическим трудом. Предстояло отрыть противотанковый ров длиной в несколько сот километров, сотни километров траншей и ходов сообщения, а только для подготовки одного погонного метра противотанкового рва строители должны были вынуть с двойной переброской 16 кубометров грунта."

http://www.litmir.net/br/?b=67087&p=22


Это намекает на то, что планы по строительству "тылового рубежа" были разработаны еще до начала войны

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #348 : 17 Сентября 2012, 12:37 »
И снова благодаря VVA

Спецэшелон в их судьбе
Опубликовано: газета «Весть» №368-369 (5288-5289)
В Калуге состоялась встреча участников комсомольского спецэшелона, которые в июле-августе 1941 года строили оборонительные сооружения на дальних подступах к Москве. Управление по работе среди населения на территориях Калуги и городской совет ветеранов войны и труда собрали в школе-интернате № 5 60 участников спецэшелона.

Это была очень теплая, волнующая встреча. Учащиеся и преподаватели интерната подарили ветеранам цветы и пригласили в зрительный зал, где были накрыты праздничные столы. Звучала музыка военных лет, на сцене с патриотическими песнями выступил самодеятельный коллектив интерната. На экране демонстрировался созданный в интернате документальный фильм об эшелоне.

С большим волнением выступили участники спецэшелона Борис Серебряков, Антонина Болховитина, Сергей Садомичев и другие. Они вспоминали непосильный труд на строительстве оборонительных рубежей. Работать приходилось по 12-14 часов без выходных. Большинству из них было по 16 лет. В спецэшелоне, кроме зарегистрированных 2500 человек, находились около двухсот «зайцев», проникших при посадке в эшелон. Все были добровольцами.

Предлагаю читателям рассказ участницы спецэшелона, активистки ветеранского движения Нины Павловны Писулиной.

Шли первые дни Великой Отечественной войны. В конце июня мы, учащиеся школ, техникумов, училищ города, узнали, что горком ВЛКСМ формирует спецэшелон из 2500 человек для строительства по заданию Государственного комитета обороны оборонительных сооружений на западных рубежах Московской области. В стройотряд принимались юноши и девушки в возрасте не менее 16 лет.

Помнятся митинг в зрительном зале кинотеатра «Центральный», недолгие сборы, напутствия старших товарищей и родных, минуты посадки в теплушки. Это был вечер 3 июля. Начальником спецэшелона был назначен Ефим Сверчков, комиссаром - Иван Бохенский, комендантом - Матвей Алешин.

Ночью приехали в Вязьму. Никто не спал. Мы увидели первые следы бомбардировок: вдоль обгоревших платформ стояли искореженные вагоны. Прозвучал сигнал тревоги, и было приказано покинуть вагоны и бежать в заросли осоки: началась бомбежка. Фашистским налетчикам изрядно помешали наши краснозвездные «ястребки». Бомбежка окончилась, все стихло. Вернувшись к поезду, мы увидели изрешеченные осколками вагоны. Последовала команда - ломать ветки берез и маскировать эшелон.

Дальше дорога шла на Ржев. Проехали реку Вазузу, ненадолго остановились в Сычевке. Ржев проехали ночью. Прибыв на станцию Мончалово, выгрузились и поступили в распоряжение управления капитального строительства оборонительных сооружений. Рассредоточились в березняке. Слышался ноющий гул самолетов. Выстроились группами по 100 человек и отправились к месту назначения, в деревню Морозово. Двигались по проселочной дороге километров 25. Разместились в школе, сараях, свободных избах, ригах, на чердаках, где только было можно. Отряды разбили на подразделения, во главе которых стояли политруки и комсомольские активисты, а в подразделениях создали бригады.

Утром 5 июля вышли на работу. Перед глазами - широкое волнующееся ржаное поле, вдали у горизонта виднелся редкий березовый лес. Вешки указывали трассу будущих укреплений. С севера на юг должен был протянуться ров. А за рвом требовалось вырыть траншеи и создать долговременные огневые точки. Нам объяснили, что ширина рва должна быть шесть метров, по дну - три метра, глубина - три с четвертью метра. Норма на каждого - за световой день вынуть четыре кубических метра земли. В районах Оленина, Ржева, Молодого Труда под руководством военных специалистов создавались противотанковые рвы, долговременные огневые точки, траншеи, завалы на лесных дорогах. Сооружалась третья линия обороны Москвы. Работы велись в трудных условиях. Трасса проходила через поля, овраги, заросли, заболоченные участки. Дали одну лопату на двоих. Сперва, без привычки, было трудно, быстро утомлялись, появлялись мозоли, солнечные ожоги, травмы, даже обмороки. Иногда нечем было утолить жажду, недоставало питьевой воды. Вся наша строительная техника состояла из лопат, топоров, пил и ведер. Плохо было со спецодеждой.

Через несколько дней появился первый немецкий самолет, на бреющем полете он сбросил листовки, а улетая, помахал крыльями. Ребята с отвращением рвали листовки и бросали в костер. Фашистские войска уже приближались к Смоленску. 22 июля был совершен первый массированный налет на Москву. Но никто из нас не унывал. Чуть свет уже все на ногах.

Управлением строительства наш боевой эшелон был отмечен как трудолюбивый и исполнительный. Противотанковый ров был принят комиссией с оценкой «отлично». Мы отправились на новый участок - в Бурцево.

Шли по шоссе, за нами - обоз со скарбом. В Бурцеве мы разместились в избах, на сеновалах. Наутро был объявлен день отдыха: стирка в местной речушке и сушка белья. Противотанковый ров начали рыть в пяти километрах от деревни.

Все чаще курсом на Ржев шли эскадрильи фашистских самолетов, а возвращаясь, не раз обстреливали нас. Приходилось маскироваться в лесу, ветками укрывать брустверы вырытой земли.

За нами был Ржев, а от него рукой подать до Волоколамска. Кончился второй месяц войны. Наши пока отступали, оставляя врагу родную землю.

Вечером 4 сентября появился комиссар эшелона Иван Бохенский. Поступила команда строиться. От лица командования управления строительства нам объявили благодарность за хорошее выполнение задания. В штабе управления строительства хранилось Красное Знамя ЦК ВЛКСМ, врученное нашему спецэшелону за ударную работу, работу по-фронтовому. Мы чувствовали себя бойцами трудового фронта.

Ровно через два месяца к исходу дня, преодолев много километров пешком небольшими группами, мы собрались на железнодорожной станции Оленино. Нам подали эшелон, мы погрузились и отправились в путь. Когда покидали Оленино, к станции приблизились фашистские стервятники, и началась бомбежка. На пути в Калугу мы видели разбитые станционные постройки, обгорелые исковерканные вагоны и цистерны, перевернутые вверх колесами паровозы.

5 сентября наш отряд вернулся в Калугу. Возвращались повзрослевшими, закаленными морально и физически. В родной город уже пришла война: зенитные орудия, бомбоубежища, крест-накрест заклеенные бумагой окна, военные патрули...

Нам радостно было осознавать, что много фашистских танков и солдат благодаря нашему труду нашли свой бесславный конец на советской земле.

Записал Николай ЕГОРЕНКОВ
http://www.vest-news.ru/article.php?id=5684


Есть Морозово в 15 км западнее Мончалово. Этот кусок не изучался.
« Последнее редактирование: 17 Сентября 2012, 12:43 от gistory »

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #349 : 18 Сентября 2012, 19:45 »
ДОТ с НПС-3 внутри



место, где должне быть гильзосброс завалено кирпичами и глиной



Лаз в гильзосборную камеру



Ниша под установку перископа Отверстие в боевом покрытии для перископа



похоже, что станок и сектор сняли еще в 1941 году. Обращает на себя внимание двутавр под коробом. Возможно он устанавливался в процессе бетонирования проема под короб.



Все заросло



Некое отверстие. Возможно для коммуникаций?



Камера уходит к задней стенке ДОТа, есть предположение что там запасной выход



Рядом с дверью есть стандартная 10 см труба и какая то закладная.



вход



Противооткол полностью металлический. В других ОП он деревянный. На стенках я не увидел и намека на размещение емкостей для охлаждения пулемета и тп. Возможно это были просто стеллажи?



Заплатка?



вход снаружи. остатки косяка.



запасной выход? внизу снимка угадывается брусок



он же







Передняя стенка "всего" 150 см - короб 100 и по рулетке 50

« Последнее редактирование: 19 Сентября 2012, 09:17 от gistory »