Автор Тема: БИБЛИОТЕКА: Хмельков С. А. Борьба за Осовец  (Прочитано 6163 раз)

Оффлайн Вадим С.

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1466
Хмельков С. А. Борьба за Осовец

http://rufort.info/library/hmelkov/hmelkov.html

Вадим С.

  • Гость
В начало раздела добавлено заставляющее по другому, критически смотреть на книгу,  предисловие Владимира Калинина.

Заканчивается оно словами:

Цитировать
Тем не менее, «поверженный» польским исследователем классик, по-прежнему остается для нас классиком, и остается только рекомендовать читателям насладиться книгой С.А. Хмелькова, пропустив раздел, касающийся построечной истории. Будем считать, что его просто не было.

Владимир Калинин

так что читайте предисловие!

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8386
К построечной истории крепости Осовец

по материалам книги Богуслава Пержика – Perzyk B. Twierdza Osowiec. 1882-1915. Warszawa, 2004. Пересказ с польского Д.Н. Никифорова, литературная редакция В.И. Калинина

Поскольку в предисловии к книге С.А. Хмелькова к построечной истории крепости, им изложенной, нами были высказаны очень серьезные критические претензии, представляется крайне нежелательным, чтобы эти претензии так и остались голословными, не подтвержденными какими-либо серьезными данными. Поскольку изданная в Польше небольшим тиражом книга Богуслава Пержика отечественному читателю практически недоступна, да и далеко не все могут свободно читать по польски, мы решили дать здесь достаточно подробный пересказ построечной истории крепости, доведя его до 1889 г. Дальнейшая история изложена С.А. Хмельковым достаточно верно, хотя Пержиком она дается намного более подробно, но каких-либо серьезных противоречий между этими двумя источниками нет и острой необходимости пересказывать Пержика дальше мы не видим, хотя и можем это сделать, если у коллег будет желание с этими материалами ознакомиться.


Проектирование укреплений в окрестностях Осовца

Девятого июня 1873 г. военный министр уведомил Главное инженерное управление (ГИУ) об утверждении царем Александром II плана использования долины реки Бобр для обороны участка западной границы государства и строительства в связи с этим форта-заставы для контролем за железной дорогой Граево-Белосток в районе местечка Осовец, находящегося в 1000 км от Петербурга и в 1164 км от Москвы и 58 км от Белостока. Разработку проекта укреплений ГИУ поручило военному инженеру полковнику барону фон Гильденбрандту, который и прибыл на место.

Летом 1873 г. Гильдендбрандт и его помощники проводили в течение нескольких недель изучение реки Бобр и территории, лежащей на удалении 10 км от железнодорожного моста Брестско-Граевской железной дороги через Бобр. Работы продолжились в 1874 г., а также и в следующем году. В результате был выяснен уровень проходимости долины Бобра для людей и подвод. Было установлено, что в сухую пору большая часть болот и заливных лугов долины Бобра превращалась в обычные луга, а уровень подземных вод уходил на глубину 0,45–0,75 м. Однако было достаточно выпадения осадков в течение нескольких дней, чтобы территория превратилась в непролазную грязь, т.к. верхний слой земли в 1,2 м составлял торф. Чтобы полностью заполнить долину водой требовалось около 20 дней дождя. Сооружение постоянных переправ через реку требовало трудоемкого строительства дамб в долине, а также дополнительных работ по очистке земли от торфа при сооружении железной дороги. Было установлено, что при сооружении форта-заставы около станции Гониондз противник, который хотел бы использовать железную дорогу для перевозки своих войск под Белосток, мог бы обойти препятствия, построив обходные пути. Другим местом строительства фортсооружений первоначально предполагался полустанок Подласек (Podlasek), откуда неприятель мог действовать по трем тактическим направлениям. Если бы ему удалось захватить территорию перед Шведским бродом, то обходной путь составил бы 30 км, а если под Гониондзом, то до 42 км. Время строительства обходных путей в военное время Гильдендрандт оценил в 24–57 дней.

По результатам проведенных изыскательских работ оказалось, что первоначальная концепция строительства форта-заставы в районе местечка Осовец, обеспечивающего непосредственно только против неожиданной атаки, недостаточна, т.к. он не был в состоянии задержать противника на всем участке. Возникла необходимость строительства оборонительного комплекса, складывающегося из ряда укреплений, составляющих крепость-заставу. В 1875 г. в начале весны в Осовец прибыл товарищ начальника Генерального штаба генерал-адъютант Обручев с целью осмотра долины реки Бобр и ознакомиться с результатами работ Гильденбрандта, который предоставил первый план укреплений Осовца.

Проект предусматривал строительство кольцевой крепости, которая бы состояла из девяти укреплений и шести промежуточных батарей. Основная идея концепции состояла в том, чтобы максимальная дальность между опорными пунктами не превышала 7 км, т.е. максимальной дальности стрельбы орудий того времени. Форты на правом берегу Бобра должны были блокировать дороги, выходящие на три возможные переправы: № 3 – около Сосни напротив Шведского брода, №4 – перед с. Осовец перед сооружающейся главной переправы железной и шоссейной дороги, №5 – перед Волькой Пясечной , через которую проходила отдельная дорога к переправе на широте Гониондза. Обозначенные переправы обороняли форты на левом берегу реки: № 2, № 1 (Центральный) и № 6 около Гониондза. Остальные укрепления составляли тыл крепости: форт № 7 обстреливал шоссе и железную дорогу, ведущие из Белостока, а форты № 8 и № 9 блокировали дороги из Трсянне (Trzcianne). Укрепления планировалось соединить пехотными позициями с гласисами, убежищами и внешним рвом. Общая стоимость работ оценивалась в 10 млн. рублей, гарнизон в 14600 человек с запасами на 1,5 месяца боев.

Обручев приказал подготовить сокращенный вариант. В альтернативном варианте автор удалил форты «Сосня» (№ 3) и «Волька» (№ 5), а форт № 6 заменил батареей около с. Шафранки. При таком раскладе стоимость работ уменьшилась до 8 млн. рублей.

Главное инженерное управление и Главный Штаб были поражены огромным масштабом укреплений, которые из форта-заставы превратились в кольцевую крепость диаметром 6–8 км. Это в 5 раз увеличивало стоимость работ и увеличивало время сооружения. Из-за отсутствия средств проект утвержден не был и проблема зависла в нерешенном состоянии до самой войны с Турцией. После окончания этой войны 18 июля 1979 г. военный министр генерал-адъютант Милютин передал на утверждение императора доклад, в котором указывались причины поспешного изменения структуры укреплений на западной границе из-за нарастающего конфликта интересов с немецким рейхом. Уже 21 июля царь Александр II приказал незамедлительно приступить к укреплению границы с Восточной Пруссией. Шестого августа Главное инженерное управление направило в Осовец для дальнейших работ военного инженера подполковника Ростислава Красовского.

Красовский на основании исследований Гильденбрандта, а также собственных рекогносцировок, и учитывая ограниченные финансовые возможности, представил в октябре 1879 г. проект малой кольцевой крепости, состоящей из 4 фортов и 5 батарей. Собственно это был еще более урезанный вариант ранее разработанного его предшественником плана крепости Осовец. Исследования Красовского окончательно подтвердили, что от первоначальной концепции форта-заставы следует отказаться. Самые главные переправы должны были оборонять два форта на левом берегу Бобра, а на правом берегу напротив них - форты около Сосни и южнее Осовца, перекрывающие дороги, ведущие к реке. Красовский второочредной задачей признал прикрытие переправы под Гониондзом, однако предложил для усиления обороны Центрального форта построить на высотах в 1,2 км восточнее от него два полевых укрепления с направлением обстрела на Гониондз.

В ноябре 1879 г. дальнейшие работы над проектом принял штаб Виленского военного округа под руковолством генерал-адъютанта Альбидинского. Число укреплений было ограничено тремя фортами и четырьмя батареями. Переправы обороняли: форт № 1 «Центральный» (железнодорожную переправу) и № 3 «Шведский» (т.н. Шведский брод). На правом берегу размещался только один форт - № 2 «Заречный» около фольварка Осовец (Выгода Wygoda). Все форты должны были быть долговременными, особой силы. Четвертое укрепление восточнее Центрального форта предусматривалось к строительству только в случае начала войны. Заречный форт должен был поддерживаться с левого берега четырьмя батареями, построенными в долговременном варианте с убежищами для боезапаса.

В Главном инженерном управлении в качестве окончательного варианта крепости Осовец была принята версия, разработанная в штабе Виленского военного округа. ГИУ решило, что крепость в состоянии выполнить предназначенную задачу после строительства одного центрального и трех промежуточных укреплений, а также трех батарей. На ее вооружение предполагалось принять 89–104 пушки, дополнив их примерно на 25 % мортирами (22 – 26 шт.). Дополнительно 20 орудий предназначалось для обороны рвов и около 30 орудий в качестве запасных – всего 160–186 стволов. Гарнизон предполагался численность 13,5 рот, что составляло четыре батальона. К ним было необходимо прибавить прислугу орудий 1100–1270 человек, составлявших 10 солдат на открытое орудие и 5 – на орудие в каземате. Общая стоимость крепости была определена в 4,5 млн. руб.

Все вышеуказанные параметры подтверждались докладом ГИУ от 11 декабря 1879 г., утвержденным военным министром, а потом и императором. Установленный срок строительства составлял 6 лет, а работы распределялись в три очереди:

Работы первой очереди (2 года) – строительство валов и укрытых в них казематов, строительство дорог;

Работы второй очереди (2 года) – строительства каменных контрэскарпов, казематированных построек, фланкирующих рвы, и помещений для штаба крепости, строительство промежуточных батарей;

Работы третей очереди (2 года) – строительство помещений, обеспечивающих гарнизон от обстрела артиллерии.

Задержка в реализации проекта была вызвана не до конца устойчивой политической ситуацией, а потом и гибелью царя Александра II 13 марта 1881 г. Новый император Александр III вновь утвердил ранее утвержденные оборонительные планы на западной границе. Для руководства работами был создан специальный орган – Временная надзорная комиссия для рассмотрения дел об укреплениях на западной границе России. В числе прочих комиссией был рассмотрен и принят в общих чертах проект крепости Осовец. Для уменьшения расходов были исключены долговременные батареи, четвертое укрепление восточнее Центрального форта, а также гидротехнические сооружения. Рассмотренный комиссией проект был утвержден царем 27 марта 1882 г., а подробная комплектная документация с планами фортов, табелями вооружения и оборудования крепости была подготовлена в начале лета 1882 г.

Строительство укреплений в 1882–1889 г.

1882 г.

Приказом № 34 по Инженерному корпусу от 18 августа 1882 г. было сформировано Управление строителя крепости Осовец. На должность Строителя был назначен автор проекта военный инженер полковник Красовский, а его помощником – инженер-подполковник Карпов.

Начало строительных работ датируется 13 сентября 1882 г. по подписаннному ГИУ первому контракту на начало работ. В первый год до начала холодов успели освоить 9924,61 руб.

1883 г.

Восьмого апреля 1883 г. с Бобра сошел лед, после чего началось активное строительство укреплений, в т.ч. трех фортов: № 1 – Центрального, № 2 – Заречного, № 3 – Шведского.
Наибольшая часть земляных работ выполнялась на Центральном форту. Там были заложены фундаменты для 23 казематированных объектов.

На Заречном форту под казематированный объект был заложен 1 фундамент, а другой начат.

На Шведском форту начали только один фундамент для казематированной постройки.

Работы шли с опозданием, было освоено 221830 руб. вместо запланированных 1,058 млн. руб.

1884 г.

Чтобы ускорить работы Временная надзорная комиссия уже 26 сентября 1883 г. разрешила Управлению строителя крепости самостоятельно заключать контракты.

До конца года Инженерный департамент отпустил на строительство укреплений Осовца 1236901,90 руб. Самые большие работы были проведены на Центральном форту, где уже в неоконченном виде было выполнено 277 м вала южного фронта, а на западном, восточном, юго-восточном и южном продолжалось профилирование главного вала или фоссебреи (пониженный пехотный вал перед главным артиллерийским валом) на участках общей протяженности 477 м. Заложили фундаменты под 10 новых казематированных построек, а на 19 было закончено сооружение стен.

На Заречном форту были выполнены основные земляные работы. Закончена отсыпка четырех участков главного вала длиной 270 м и тыльного вала с барбетами для орудий на линии огня длиной 149 м. Были готовы 8 фундаментов для казематированных объектов.

Шведский форт имел короткий законченный 38-метровый участок вала на юго-западном фронте, кроме того был готов 85-метровый участок главного вала на северном и 75-метровый – на восточном фронте. Выполнены 15 фундаментов для казематированных построек.

1885 г.

Двадцать второго января 1885 г. было сформировано Осовецкое крепостное инженерное управление 1-го класса с целью эксплуатации возводимых фортификационных объектов. Шестого февраля начальником управления назначили полковника Красовского, который также остался выполнять функции строителя крепости.

На Центральном форту почти полностью закончили главный вал, фоссе-брея не была отспана только в трех узких местах, насыпали первый большой поперечный траверс, отделяющий южную часть редюита форта.

Заречный форт имел полностью отсыпанную фоссе-брею. Были окончены стены и перекрытия 10 казематированных объектов. Был готов и окружающий форт ров.

На Шведском форту на всем протяжении была закончена отсыпка валов и траверсов. На шестнадцати казематированных объектах были закончены стены.

Была построена железнодорожная станция Гониондз.

1886 г.

С 1886 г. земляные работы на Центральном форту заключались в обсыпке готовых объектов и подготовке котлованов под новые объекты. В 40 казематированных объектах приступили к окончанию работ.

На Заречном форту проводилась обсыпка больших казематированных казарм в горже форта, в малых проводилась возведение стен, также как и на убежище левофланговой батареи.

Валы Шведского форта приводились к полной профили и выкапывался обводной ров. На большей части форта проводилась укладка дерна и посадка травы. Было начато строительство большой тыльной казармы.

Наибольшие земляные работы в промежутках проводились на участке между Центральным и Заречным фортами. Был прорыт 1000-метровый ров, соединяющий Форт № с долиной Бобра, где возле равелина обоурдовали небольшой шлюз, чтобы при падении уровня воды в Бобре сохранить постоянный уровень воды во рву. Была наспана дамба по обеим сторонам долины для прикрытой гласисами дороги, были начаты работы по прорытию нового русла для реки Бобр.

1887 г.

Этот год стал переломным для Осовца, т.к. в этот год крепость была приведена в боевую готовность и получила постоянный гарнизон. Приказом по войскам Виленского военного округа от 16 июня начальником гарнизона крепости был назначен ее строитель и начальник инженеров полковник Красовский.

В течение этого года были окончены строительством 48 казематированных объектов Центрального форта, закончено профилирование валов и выравнивание гласиса.

Валы Заречного форта покрывали дерном. Были готовы все казематированные объекты, кроме тыльных казарм.

Перед Шведским фортом был выровнен гласис. Были закончены постройкой 19 казематированных объектов внутри форта, а в тыльной казарме проводились завершающие работы.

За 1887 год было освоено 1021305,47 руб.

1888 г.

На главном вале Центральном форта отсыпали 25 барбетов для орудий.

На Заречном форту была окончена малая тыльная казарма.

На валу Шведского форта отсыпали 11 барбетов для орудий.

Уменьшение объема работ вызвало уменьшение освоения средств до 549382,24 руб., а также вызвало отток инженерных кадров.

Первого июля 1888 г. на территории Центрального форта состоялась церемония освящения крепости Осовец православным священником.

1889 г.

На фортах и пороховых пороховых погребах продолжались работы по их окончанию, осуществлялся монтаж металлических дверей, ставен, решеток.

Приказом по Инженерному корпусу от 15 июня из 1-го саперного батальона в Осовец переведен капитан Буйницкий.

1889 г. был не только концом продолжавшегося почти 10 лет процесса принятия решения о строительстве крепости и проектировании фортификационных сооружений, венцом которого стало 7-летнее строительство. В момент постановки всех объектов крепости на боевую службу возник кризис в равновесии между средствами нападения и защиты. Кирпичные казематы, покрытые тонким слоем земли уже не могли противостоять уничтожающей силе новых артиллерийских снарядов с мощными взрывчатыми веществами, которыми к этому времени располагал противник. Материалом, который мог противостоять этому был бетон. Было признано необходимым усилить покрытия казематов бетонной прослойкой. Уже летом 1889 г. был откопан первый объект в Осовце, а именно пороховой погреб № 41 на территории Центрального форта, чтобы прикрыть его 1,5 метровым бетонным тюфяком, объемом в 1131 куб. м. Тем самым во второй половине 1889 г., крепость Осовец, не будучи еще формально закончена постройкой, сразу же перешла в состояние постоянной модернизации. К этому времени она находилась в следующем состоянии:

Форт № 1 «Центральный» – укрепление окружено водяным рвом за исключением участка северо-западного и северного фронтов, где имелся сухой ров с эскарпной стеной; главный вал протяжением 2556 м, а также фоссе-брея длиной 2600 м; 2 капонира и 3 полукапонира; 13 ворот и проездов с разными помещениями при них; 21 казематированный траверс; 12 пороховых складов, 3 пороховых склада для артиллерийского парка полевых войск; 2 двухэтажные этажные и 1 одноэтажная казармы, которые вместе имели 53 жилых и 32 нежилых каземата; 1 церковь. Кроме того, на форту имелось 14 деревянных домов, 2 каменных дома, 1 каменный манеж, 10 деревянных бараков.

Форт № 2 «Заречный» – укрепление окружено водяным рвом; 4 земляных открытых капонира; 3 галереи под траверсами; 1 нежилое убежище; 2 одноэтажные казармы, в которых находилось 25 жилых и 15 нежилых казематов.

Форт № 3 «Шведский» – укрепление окружено сухим рвом, в котором предусматривалась установка во время войны крепостной решетки; 1 капонир и 3 полукапонира; 1 въездные ворота с боковыми помещениями; 14 галерей под траверсами, из которых 6 входило в состав других построек; 5 проездов под траверсами с боковыми помещениями; 9 пороховых складов, 2 одноэтажные казармы, которые имели 18 жилых и 11 нежилых казематов.

Заречная позиция – с фронта защищена водяным рвом, 1140 м пехотных позиций; земляная батарея для 6 полевых пушек с 1 убежищем. Между Левофланговой батареей и левым флангом Заречного форта находился разрыв в гласисе, перед которым размещен мост через ров для вылазок, его внешний плацдарм прикрыт реданом.

Плацдарм крепости (территория между Центральным и Шведским фортами, защищенная оборонительными гласисами, прикрытыми водяными рвами)– 2 склада вооружения, состоящего из 3 нежилых убежищ и 1 жилое убежище, склад ВВ.

В таком виде крепость Осовец существовала очень недолго, не более года. До конца 1889 г. было построено около 300 казарменных и жилых строений, складов, конюшен, бараков и т.п.

Начинался процесс модернизации крепости, который с перерывами проходил до самого начала Первой мировой войны и был продолжен уже поляками после ее окончания.


Как видите, коллеги – эта история очень сильно отличается от той, которая была описана в книге Хмелькова.