Посмотрел "Русские твердыни". Черт знает что такое, а не фильм!
Много "говорящей головы" Леонида Ильясовича Амирханова. Человек, издавший книгу про "урезы" фортов, сквознЯки и противооткольные радиусы, а также книгу, где упоминалось страшное финское оружие - пушки "Меллер" и "Капонир", почему то назван "историком фортифкации", не больше и не меньше. Более того, он же представлен и как "историк флота", что не может не вызвать глухую обиду за флот, ибо такие наименование человека, тиражирующего клевету в отношении героев-моряков с "Авроры", якобы взорвавших форт "Павел" в 1923 году, является настоящим оскорблением для флота.
Амирханов бродит по каким-то коридорам, рассматривает кирпичные развалины и ни разу не говорит даже на каком форту он находится и что видит зритель. Рассуждения о толще бетона и какие-то безвредные банальности общего характера и более ничего, кроме самого Леонида Ильясовича.
В разделе про Севастополь много говорится о том, что неприятеля остановили "Севастопольская цитадель" и старые крепостные стены. Говоря вскользб о ДОТах почему-то показали КП какой-то батареи и современные башни тридцатки.
Кинохроника - это вообще муть какая-то. Видеоряд совершенно не связан текстом и весьма опосредованно - с заявленной темой. Бои якобы за Брестскую крепость иллюстрированы кадрами обычных уличных боев и кронштадтскими развалинами. Особенно хорош эпизод, где дикторский голос рассказывает о подводных лодках, прорывающихся в Севастополь и подводную лодку, подошедшую к пирсу в "Севастополе", встречает ... сам командующий СЕВЕРНЫМ флотом адмирал Головко!
Впрочем, ничего удивительного, если фильм консультировал сам "Историк флота"!
Натурные съемки - никакие. Если в Севастополь съемочная группа хотя бы съездила (а почему бы и не съездить в купальный сезон на теплое море на халяву), то в Кронштадте снимать было явно лениво, а Брест вообще никто не удосужился съедить, хотя туда даже загранпаспорт не нужен.
Резюме - откровенная халтура, где какую-то ценность представляет лишь кинохроника цикла стрельбы 305-мм башенной батареи.
Сплошная компрометация "крепостного" жанра.