27 августа 2014 года вместе с двумя коллегами мне удалось съездить на остров Нарген (Найссааре) в Эстонии.
От причала около Морского музея в Таллинне идет катер под названием ELINA. Отправление из Таллинна около 10 утра местного времени. Проезд стоит 10 Евро в одну сторону. Катер идет до острова 1 час 10 мин. Обратно отправление в 17 час 30 мин. Но катер ходит не каждый день, а только при наличии достаточного числа пассажиров. Нужно уточнять на сайте или по телефону. Этим занимался мой эстонский коллега.
На причале на острове есть аренда электромобилей. Вместимость электромобиля 2 чел, но третий человек может ехать стоя на багажнике. Аренда электромобиля 75 Евро в день. Без этого транспортного средства осмотреть остров за день не реально – он очень емкий.
Основной нашей целью были узкоколейные железные дороги Наргена. Остров буквально переплетен крепостными рельсовыми путями, сеть очень обширная. Пути не разобраны, но потихоньку зарастают лесом и становятся не проезжими. Несколько лет назад по острову ходил туристский поезд из тепловоза ТУ6А и открытого вагона с сиденьями. Хотя тепловоз и вагон целы, похоже, они, не ходят из-за плохого состояния путей. При нас ремонтировали маленькую дрезину в виде паровозика. Это штука по заказам еще бегает – берет несколько человек.
На фото, как мне кажется, батарея №8, а также советская батарея, которую прокомментировал Алексей. Еще на снимках маяк в северной части острова и минный склад (или завод).
Природа на острове очень красивая. Песчаные пляжи, сосновые леса, есть дюны. Много шиповника и рябины. Встречались белые и красные грибы, а также маслята.
За день осмотрели примерно 30-40% от объектов, расположенных на острове. Остров очень емкий – много разных сооружений. Чтобы обследовать остров целиком надо дня три.
Однако туристическая инфраструктура, как мне показалось, потихоньку умирает. Пока все действует, но совершенно нет туристов. Вместе с нами приехала группа эстонцев – человек 20. И это все! Так бесконечно продолжаться не будет. Чтобы развивать дальше туризм - нужны инвестиции, а их нет.
Поэтому спешите видеть, пока еще туристская инфраструктура как-то действует.