У Подаруева это не "воспоминания", а экспертная оценка. Это достаточно серьезный специалист, бывший командир батареи и не просто отставник-пенсионер, а активно работающий преподаватель военно-морского ВУЗа.
Кстати, точно такие же муфты появились еще в начале 30-х годов на стволах 152-мм батареи № 2, я об этом уже, кстати, писал. То есть такой способ дополнительного скрепления стволов уже был известен до войны.
Такое скрепление не ремонт треснутого ствола, а профилактическая мера против появления таких трещин.
За время войны накопили опыт, почему и начали потихоньку вести работу по усилению стволов, одну 305-мм батарею так усилили и одну 180-мм. А потом, поскольку предполагалось использовать в береговой обороне уже более современные артиллерийские системы, с этим особо не торопились. Ну а с середины 50-х годов все это вообще утратило актуальность.
Само собой разумеется, что прямые документы - техзадания на ремонт и отчеты о таковом ремонте надо искать. Это моглобыть сделано только по прямому приказу из центра, это никакая не самодеятельность.
На Парижской коммуне и на экс-тридцатке балки досылателя срезали, равно как и на Мирусе. Это довольно серьезное изменение весовых характеристик, на 981-й ничего подобного не было.
Про отсутствие балансиров на ТМ-3-12 сказал Тамеев.
Станок на НИМАПе я сам не смотрел, но на фото Пекки Сильваста я противовеса не заметил.