Форум > Фортификация Дальнего Востока и Забайкалья
УРы Забайкалья что с ними?
vladvitkam:
примерно через полгода (если повезет) ожидаю копию справки по амбразурам УР РККА от 1939 - там должно быть и про Забайкальский
разные отрывочные данные по ЗУРу есть, но надо искать и сводить. Вобщем, буду иметь в виду, что вопрос актуален
навскидку вспоминается переписка по поставкам печей бездымного горения типа ВТИ для дотов - 1ОКА, 2ОКА, Забайкалье и КаУР, потом поставка градуированных дуг заводского производства для пульстанков, потом расчет на поставку ПСК-2
Владимир Калинин:
Был такой товарищ Сурошников - начальник фортификационного отдела Народно-революционной армии ДВР в 1922 г. Похоже из старых спецов...
Plitkin:
Волею судеб я некоторое время нахожусь в Забайкальске. Вот, набросал свои мысли по поводу мотивов и дат создания укреплений вокруг ПГТ Забайкальск. Наверняка куча неточностей, но мало ли кого натолкнёт на мысль...
В 1904 году, летом, на границе с Китаем построен разъезд № 86 в связи с началом функционирования Китайско-Восточной ЖД.
В 1924 году по договору с Китаем на разъезде № 86 начинает функционировать пограничная застава.
В 1929 году возник конфликт на советско-китайской границе. Дипломатические отношения с Китаем были разорваны. Была организована Особая Дальневосточная армия под командованием В.К.Блюхера. Разъезд № 86 переименован в станцию Отпор.
В 1932 году Япония установила контроль над всей территорией Китайской Маньчжурии, создав угрозу нападения.
В 1932 году создан Забайкальский УкрепРайон (УР). Первый период строительства.
К 1937 году построена первая линия укрепсооружений - всего около 200 ДОТ.
В 1939 году принимается решение о строительстве новой линии укрепсооружений. Второй период строительства.
В 1941 году Забайкальский УР был переименован в Борзинский УР № 32 и вошел в состав общего Даурского УР № 31.
В 1945 году советские войска вступили на территорию Китая. Угроза нападения Японии (после Хиросимы) была снята.
В 1945-1955 годах инженерные сооружения УРов постепенно переводят в режим консервации.
В 1956 году проходит XX съезд КПСС, известный осуждением культа личности и т.д. Мао Цзедун и Никита Хрущёв начинают друг друга не понимать. Начинается частичная расконсервация и реконструкции УР пограничных с Китаем.
В 1958 году, по просьбе Китайского правительства, станция Отпор была переименована в Забайкальск.
В 1964 году начинаются пограничные конфликты с Китаем.
В 1965 году в Китае создаётся 200 километровая (!?) примыкающая к границе запретная зона -- передовая линия обороны.
В 1966 году посёлок Забайкальск получает статус районного центра.
В 1969 году, происходит вооруженное столкновение с Китаем на о.Даманском. В руках китайцев оказывается секретный на то время танк Т-62. В результате, 15 марта, под личную ответственность получившего взыскание командира 135 дивизии, системы залпового огня "Град" и гаубицы сровняли с землёй всё на территории КНР на глубину 15 км от места конфликта. В мае принимается решение о восстановлении пограничных с Китаем УР законсервированных в 50-х годах. Начинается третий период строительства.
В 1970 году пограничные с Китаем УРы комплектуются устаревшими танками ИС-2М и ИС-3. Обычно их просто вкапывали в землю и использовали как ДОТ. Официальный приказ МО РФ о снятии ИС-2М с вооружения был отдан только в 1995 г. Боевое дежурство на таких ДОТах было отменено. Вооружение с танков сняли военные, а корпуса танков спионерили местные жители, распилили и по кускам продали в Китай. Последний остов танка "исчез" из окрестностей Забайкальска примерно в 2006 году. Он бы исчез и раньше, но был по башню залит бетоном...
Владимир Калинин:
Один УР не мог входить в состав другого. Было два самостоятельных УРа - Борзинский 31-й (бывший Забайкальский) и Даурский 32-й (новый). Они по всем документам именно так и проходят.
Первое время их еще называли - Забайкальский старый и Забайкальский новый.
Владимир Калинин:
Честно говоря - всегда думал, что Забайкальск - это бывшая Мациевская, но это не так. Оказывается, станция Мациевская, некогда бывшая последней станцией на Забайкальской дороге перед КВЖД перестала быть таковой и бывший разъезд 86 (расположенный на 10 км ближе к границе) превратился сам в станцию стал поселком Забайкальск. Кстати, я этого раньше не знал, спасибо. А станция Мациевская входит теперь в состав Забайкальска, как его часть.
Вот справочка из викимапии о станции Мациевская:
http://wikimapia.org/10630563/ru/Мациевская
Расположен пристанционный поселок в 10 км к сев.-зап. от пгт Забайкальск. Основан в 1899 как ж.-д. ст. Сибирь. В 1901 переименован в честь военного губернатора Заб. обл. Мациевского при стр-ве Кайдаловской ветки. В нач. XX в. – казачья станица М. В 1989 население – 113 чел., в 2002 – 132, в 2009 - 110. Имеются: школа, клуб, библиотека. В ходит в состав городского поселения "Забайкальское" того же района.
А вообще, интересно. Поселок Забайкальск, но ж.д. станция Мациевскаыя осталась. В ПРиморье то же самое - поселок Гродеково переименовали в поселок Пограничный (после чего его и стали путать с Суйфыньхе), но станция по-прежнему Гродеково.
Подробнее обо всем этом компоте здесь: http://www.transsib.ru/Article/article-zab03.htm
Правда про станцию Дружба тут почему-то ни слова, а я ведь на карте ее видел.
Впрочем, возможно картографы спутали ее со станцией на границе Казахстана и Китая. А может и я ччего не доглядел, но вряд ли.
Навигация
Перейти к полной версии