Вот полная версия статьи Самарина. Это 1995 год.
И. А. Самарин
-
ЮБИЛЕЙ НА ШУМШУ
(Итоги полевых исследований на о. Шумшу в августе 1995 г.)
14-18 августа 1995 г. автор в составе группы поисковиков производил исследования мест боев на о. Шумшу, происходивших в ходе Курильской десантной операции 18-20 августа 1945 г. В состав группы входили опытные поисковики из Смирныховского района - Салов Н., Лошкарев Г., Скобелев В., Терещенко И., Ефимов И., Борисов М. Неоценимую помощь в работе оказали краеведы из Северо-Курильска Котенко Л., Исупов В., начальник районного военкомата Додонов В. В., начальник маяка на мысе Курбатова Пипченко В. В.
Работа группы производилась в двух направлениях: поиск останков советских солдат и офицеров, погибших в ходе десантной операции, и сбор материалов для пополнения фондов Сахалинского областного краеведческого музея. Был обследован обширный район в северной части острова: мысы Курбатова и Почтарева (Кокутан-саки и Котомари-саки), пятикилометровый пляж между ними — место высадки десанта, высоты «163 м» и «165 м», долина безымянного ручья, расположенная к западу от м . Почтарева, по которой проходило наступление левого фланга десанта, а также истоки реки Морской, где проходил второй рубеж обороны японцев (район южной мачты радиомаяка). Общая обследованная площадь составила около 16 кв. км.
Методика поисковых работ была разработана и апробирована входе многолетних исследований на Котонском (Харамитогском) укрепрайоне. Она сводилась к первоначальному изучению системы японской обороны, исходящей из нее системы расположения cоветских стрелковых ячеек и окопов и последующего их исследования при помощи миноискателей, щупов и шурфовки. При отсутствии видимых на поверхности остатков ячеек и окопов производилось сплошное «прозванивание» миноискателем места предполагаемого боя. При нахождении стреляных гильз от стрелкового оружия советского производства тщательно осматривался и, в случае необходимости, шурфовался участок, расположенный левее гильз, так как известно, что советские системы стрелкового оружия выбрасывают гильзы вправо. В ходе поисковых работ были обнаружены различные предметы вооружения и снаряжения советских и японских солдат: саперные лопатки, каски, в том числе американского производства, диски от ППШ и ППД фляжки, фанаты Ф-1, РГД, 7,62-мм, 7,7-мм, 9-мм, 14,5-мм гильзы и патроны, японская сабля с бронзовой гардой и т. Д Отмечена плохая сохраняемость металла - большинство предметов сильно корродировано.
Результат поисковых работ был отрицательным — останков советских десантников обнаружено не было. С одной стороны, это объясняется открытым, незалесенным характером местности, что значительно облегчало поиски погибших похоронными командами, с другой - тем, что значительная часть территории боев сейчас покрыта невысокими (до 1 м), но малодоступными зарослями кедрового и ольхового стланика. Насколько эффективно эти растения препятствовали работам, свидетельствует тот факт, что японские инженеры, проектирующие фортификационные сооружения на острове, отказались от использования колючей проволоки - ее роль с успехом выполнял стланик. Члены группы были несколько обескуражены отрицательными результатами поиска, тем более, что работавшие тремя неделями раньше поисковые группы из Японии обнаружили останки 5 японских солдат. Сложилось впечатление, что традиционным способом вести работы на северных Курилах нельзя, однако позже стало известно, что японцы значительно локализовали район поисков, ограничив их только осмотром корпусов сгоревших танков, где до сих пор сохранились останки японских танкистов. Поэтому работу на о. Шумшу в полевой сезон 1995 г. следует рассматривать как рекогносцировочную, только наметившую основные направления и особенности будущих работ.
Кроме полевых сборов, было произведено картирование места боя советских десантников с японскими танками во второй половине дня 18 августа 1945 г. Были выявлены и нанесены на карту позиции расчетов противотанковых ружей и остатки 15 боевых машин, уничтоженных огнем противотанковых ружей, гранат и корабельной артиллерии
1 . К сожалению, уникальный исторический ландшафт за послевоенные годы претерпел значительные изменения. Известно, что под высотами «165 м» и «171 м»
2 было уничтожено 17 танков
3 , непосредственно на поле боя обнаружено 15, еще 2 сумели выйти из боя и сгорели в долине р. Морской. Сейчас часть танков разукомплектована (сняты двигатели и трансмиссия), от других на месте боя остались только башни или корпуса, недостающие части были вывезены на территорию рембата в урочище Кузминовка и использовались для ремонта техники. Оставшиеся танки типа «2595» («Ха-Го») и «2597» («Чи-Ха»)
4 требуют неотложной реставрации и консервации, на большинстве их защитный слой краски сгорел еще во время боя, поэтому процесс коррозии идет особенно интенсивно.
Помимо картирования, был выявлен характер повреждения танков (
см. приложение 1), что позволило в общих чертах восстановить картину боя, выявить метод борьбы советских десантников с танками. Характерно, что большая часть танков уничтожена огнем противотанковых ружей, причем советские бронебойщики били в основном не по корпусам и ходовой части, а по башням, в которых в кормовой нише находилась боеукладка. В результате прямых попаданий подкалиберных пуль рвались снаряды танковой пушки внутри башни, от чего нередко башню срывало с корпуса, но чаще она просто лопалась в районе кормовой ниши.
На пляже между, мысами Курбатова и Почтарева были осмотрены остатки замытого песком десантного судна ДС-43 (LC1-943). Корабль был подбит огнем японской артиллерии в ходе высадки десанта 18 августа. Сейчас из песка виднеется только фрагмент кормовой части с брашпилем, с которого автором был снят кожух с вмятинами от попадания японских пуль.
Разместилась наша группа в помещениях маяка «Мыс Курбатова», построенных еще японцами. Именно этот маяк сыграл роковую роль в судьбе советского танкера «Мариуполь». Команда только получила бывший американский танкер «S. С. Т. Dodd»
5 и перегоняла его во Владивосток. В результате изменения японцами режима работы маяка Кокутан-Саки судно выскочило на камни возле мыса Котомари-Саки и погибло. Маячная башня сильно пострадала от огня советской корабельной артиллерии 18 августа 1945 г., а 20 августа, после того как под ней была зафиксирована работа рации, башня была взорвана трофейным толом. Новую шестигранную маячную башню высотой 15 м поставили в 1955 г.
День 18 августа 1995 г. выдался на удивление солнечный и тихий, в отличие от «тумана с моросью и дождем», в котором проходило начало Курильской десантной операции. Немногочисленное население мыса Курбатова радовалось этому поданному суровой природой дню, на лужайке играли дети офицеров погранзаставы, впервые увиденные нами почти за недельную командировку на о. Шумшу. Говорили, что из Петропавловска-Камчатского должны подойти два ПСКР (погничный сторожевой корабль), чтобы дать салют в честь золотого юбилея — дня высадки десанта. Однако они так и не появились — не было горючего...
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. По запросу с берега по танкам на западных склонах высоты «171 м» вел огонь СКР «Дзержинский» (выпустил 154 102-мм снаряда) и МЗ «Охотск» выпустил 54 130-мм снаряда). См.: Журнал боевых действий войск Камчатского- оборонителыюго района по овладению островами северной части Курильной гряды в период 15-31.08. 1945 г. СОКМ 1091-11.
2. В ходе Курильской десантной операции высотами «165 м» и «171 м» назы вал и высоты,, на современных картах обозначенные 162,8 м (высота Вилкова) и безымянная высота, известная как Командная. Высота «171 м» на современных картах показана западнее первых двух, следов боя с танками под ней не зафиксировано.
3- См.: Журнал боевых действий,., газ. «Тревога», № 210, 1 сентября 1945.//Социалистическое строительство на Сахалине. 1925-1945. Южно-Сахаинск, 1967. С. 660. В более поздних изданиях указывается другое количество уничтоженных танков — 30. См.: В. Акшинский. Курильский десант. Петропавловск-Камчатский, 1984. С. 88-97.
4. Японский легкий танк «2595», или «Ха-Го», был сконструирован в 1935 г. Его единственным преимуществом перед ведущими танкостроительными фирмами мира было использование дизельного двигателя. В остальном танк был неудачен и прост до примитивности: отсутствовали смотровые приборы, радиосвязь, внутри переговорное устройство, вооружение расположено неудачно — ограниченный угол наводки и значительные «мертвые пространства», боевая масса — 7 г. Экипаж — 3 чел. Вооружение — 37-мм пушка, два 6,6-мм пулемета. Броня - 12 мм. Двигатель «Мицубиси NVD-6120», 110 л. с. Скорость по шоссе — 40 км в час.
На месте боя обнаружены две модификации японского среднего танка «2597», или «Чи-Ха», 1937 и 1939 гг. Первоначально «Чи-Ха» был вооружен 57-мм короткоствольным орудием, с 1939 г. танк оснащался длинноствольной 47-мм пушкой, размещенной в башне увеличенного размера и с достаточно большой кормовой нишей. Ходовая часть и корпус не изменялись, только в левой части корпуса исчез люк стрелка. Бронебойный снаряд новой пушки имел начальную скорость 825 м/сек и с 500 м пробивал 75-мм броню. Боевая масса - 14 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - 57- (47-мм) пушка, два 7,7-мм пулемета. Броня - 25 мм. Двигатель-дизель «Мицубиси-97», 170 л. с. Скорость по шоссе — 38 км. в час. Характерной чертой всех японских танков были корпуса смешанной конструкции — броневые листы крепились на каркасе заклепками, болтами и сваркой. Внутренние стенки боевого отделения для уменьшения пожароопасности и увеличения теплоизоляции от тропической жары покрывались пластинками асбеста.
5. Американский танкер «S. С. Т. Dodd» построен в 1920 г. на судоверфи «Мооге. Sb. Со» в Окленде (США). 09.10. 1943 г. принят в Сан-Франциско от американской военной судовой администрации советской закупочной комиссией и вошел в состав ДВГМП. 14.11. 1943 г. на переходе из бухты Ахтомен (США) во Владивосток в 1-м Курильском проливе выскочил на камни.
Водоизмещение 15360 т, длина 133,65 м, ширина 17,37 м, мощность паровой машины 3200 л. с. Скорость - 11,8—9,9 узла. Вооружение - 1 102-мм, I 76,2- мм, 4 20-мм орудия. См.: С. С. Бережной. Флот СССР. Корабли и суда ленд-лиза. СПб., 1994. С. 346.