Форум > Фортификация Дальнего Востока и Забайкалья

Вопросы по крепости Владивосток.

<< < (338/338)

Олег Романовский:
Будьте ласка! Жаль заканчивается 14 годом. С уважением.

Артур Романенко:
Корпуса ИПЦ ДВФУ назвали в честь инженеров-строителей Владивостокской крепости
8 июля 2024 - Новости ДВФУ

Источник: https://www.dvfu.ru/news/fefu-news/korpusa_ipts_dvfu_nazvali_v_chest_inzhenerov_stroiteley_vladivostokskoy_kreposti/

Инновационно-производственный центр Дальневосточного федерального университета (ИПЦ ДВФУ) и Правительства Приморского края продолжает традиции создания инноваций инженерами — людьми, которые во все времена привносили инновации в жизнь человека. А для увековечения их памяти и вдохновения на новые разработки первые корпуса Центра назвали в честь выдающихся инженеров-строителей Владивостокской крепости.
Более 100 лет назад для реализации одной из самых интересных с профессиональной точки задач, решение которой требовало нестандартных и новаторских подходов, создания уникального инновационного проекта во Владивосток приехали талантливые инженеры-фортификаторы. Все они были новаторами, поскольку построенное ими сооружение было неповторимым.

В жизни русского Дальнего Востока до революции роль Русского острова как форпоста на восточных границах империи отмечена периодом строительства Владивостокской крепости — уникального, инновационного, инженерного сооружения. История крепости немыслима без людей, которые проектировали и руководили ею.

Имена инженеров-новаторов на корпусах Инновационно-производственного центра — дань уважения людям, чьи имена вписаны в историю крепости Владивосток — призваны пробудить желание больше узнать об истории развития научно-технологической и инновационной деятельности на Дальнем Востоке.

Шошин Алексей Петрович

Алексей Шошин — почти ровесник Владивостока: он родился в 1861 году в Костроме. Окончив реальное училище — дореволюционный аналог средней школы с упором на естественнонаучные дисциплины, — он обучался инженерному делу в Военно-топографическом училище и Николаевской инженерной академии. После академии Шошин поступил службу в крепости Варшавского военного округа и провел там двадцать лет.

С апреля 1910 года Шошин занимает должность помощника строителя Владивостокской крепости в районе полуострова Муравьёва-Амурского, а вскоре становится и начальником инженеров крепости. Алексею Петровичу фактически пришлось возглавить все работы по переустройству Владивостокской крепости.

Работы проводились на сильно пересеченной местности, что давало огромный простор для творческой мысли инженеров-проектировщиков, поскольку пользоваться здесь какими-либо теоретическими шаблонами и типовыми решениями было совершенно невозможно.

При участии Алексея Петровича Шошина были созданы максимально примененные к местности разделённые форты, многие из которых не имели аналогов в практике мировой фортификации того времени. Он также улучшил защиту гарнизона от поражения шрапнелью и осколками снарядов, внедрив новые конструкции укреплений: круглые амбразуры минимального размера в кофрах и индивидуальные подбрустверные ниши-укрытия. В практику строительства крепостей в европейской части России они вошли только спустя несколько лет.

Он выступил инициатором использования на фортах всех возможных строительно-технических новинок того времени: механических перфораторов (пневматических отбойных молотков), электрических бетономешалок, подвесных канатных дорог и т.д., что позволило довести работы во Владивостокской крепости до самой высокой степени законченности оборонительных сооружений относительно всех остальных русских крепостей.

Военный инженер полковник П. П. Унтербергер, бывший во Владивостоке молодым капитаном, выпускником Николаевской инженерной академии, с необыкновенной теплотой вспоминал впоследствии об Алексее Петровиче Шошине:

«Этот умный и опытный человек всегда был для нас в случае необходимости хорошим советчиком и твердой опорой. Когда сверху его упрекнули в том, что он назначает молодых неопытных офицеров на самые ответственные места руководителями строительств, он отвечал: «Местные условия таковы, что опыт, накопленный инженерами в России, не имеет большого значения. Молодые люди приносят то, чего у старых больше нет, — горячий энтузиазм к порученному им делу и непредвзятый ум, а что касается практического опыта, которого им не хватает, то я тут, и меня хватит на всех!»

За заслуги в строительстве Владивостокской крепости в 1914 году военное министерство наградило Шошина орденом Святого Станислава 1-й степени и выделило ему деньги на строительство дома-особняка.

МААК Эрнест Оскарович

Эрнест Маак родился в Вологде в 1869 году в немецкой семье, которая переселилась в Россию из Германии ещё в начале XIX века. Он окончил Александровское реальное и Николаевское инженерное училища, а затем и Николаевскую инженерную академию. Вскоре после окончания учёбы, в 1898 году, Маак был направлен на службу во Владивостокскую крепость и произведен в военные инженеры.

Эрнест Оскарович был уникальным кладезем информации о крепости, которую лучше него не знал никто. Имел обширные связи в деловых кругах, умел договариваться с самыми разными людьми и находить общий язык и с подчиненными и с начальством, не случайно ему поручали улаживать разного рода хозяйственные споры между подрядчиками и Управлением Строительства крепости.

Эрнест Оскарович участвовал в строительстве Новосильцевской и Ларионовской-на-Пике батарей, достраивал Поспеловскую батарею и канал через перешеек Саперного полуострова.

Самый крупный объект, реализованный при его участии — достройка форта Русских на одноименной горе. В 1899 г его перепроектировали, Эрнест Оскарович Маак нашел интересное решение для оборудования въезда на форт, в казарме были оборудованы артезианская скважина, паровое отопление, электрическая станция и соответственно электрическое освещение, чего на других фортах крепости в то время не было.

Под его руководством в 1932 г. также усовершенствовали типовые проекты орудийных двориков 902-й и 982-й батарей на Русском острове и 911-й на острове Попова.

Его авторству принадлежит 904 батарея на острове Шкота 1932 года постройки — новаторский проект, разработанный взамен непригодного для местных условий типового проекта.

В 1932 году давал подробнейшие консультации о применении местных природных материалов в качестве инертных материалов для изготовления бетона, а также по вопросам экономики процессов строительства, специалистам, командированным из Москвы для выбора позиций батарей и проверки условий для развертывания крупного оборонительного строительства.

Именно он обеспечил преемственность старой имперской и новой советской инженерных школ, потому что при любой власти и любом правительстве служил любимому делу и любимому городу.

14 мая 1935 года Эрнест Оскарович Маак скончался во Владивостоке в своей квартире на Посьетской и похоронен на Морском кладбище.

Напомним, ДВФУ и Правительство Приморья запустили конкурсный отбор резидентов в Инновационно-производственный центр. Это площадка, где будет расположено производство малых инновационных компаний. Основная цель ИПЦ ДВФУ — повысить технологический потенциал и конкурентоспособность региона. На новой площадке ориентировочно появятся более 60 новых рабочих мест, а объем выпускаемой продукции предположительно в год составит свыше 300 миллионов рублей.

Статья подготовлена на основе материалов книги «Владивостокская крепость: войска, фортификация, события, люди. часть 4. Инженеры Владивостокской крепости: счастливые люди», авторы: Р.С. Авилов, Н.Б. Аюшин, В.И. Калинин.

Владимир Калинин:
Как всегда, забыли дать на рецензию специалистам и на свет появилось чудо-чудное, диво-дивное - "разделенные форты". Маты застревают в горле!

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии