Да, а вот и сам текст, если кому надо:
Хенриксон Н. Для чего нужны морские крепости. Л., 1926.
Для чего нужны морские крепости
Флот должен иметь удобную стоянку (базу).
Мы уже знаем, что наш Красный военный флот защищает Советский Союз от нападения врагов. Эту свою задачу флот может выполнить только в том случае, если он будет всегда готов встретить неприятеля в море и дать ему бой во всякое время и где бы он ни появился.
Какими же способами можно достигнуть такой боевой готовности?
Если мы будем держать весь наш боевой флот в море и всеми кораблями разыскивать неприятеля, то из этого ничего не выйдет, и вот почему.
На кораблях имеется не очень большой запас топлива (угля и нефти) и смазочных материалов. Эти материалы в плавании ежеминутно расходуются. Снарядов для стрельбы военные корабли имеют тоже не очень большое количество, их хватает всего на несколько часов сильного боя.
Не забудем еще, что служба на корабле, в плавании, да еще в военное время, очень утомительна. Сверху угрожают самолеты, снизу подводные лодки, а иногда и мины. Нужно наблюдать и за воздухом, и за морем, и за тем, что делается под водой. Поэтому моряки на кораблях не могут продолжительное время без перерыва исправно исполнять корабельную службу.
Судовые механизмы, как и всякая машина, при продолжительной работе, требуют от времени до времени осмотра и починки, которые не всегда могут быть сделаны во время плавания. Точно также и корпуса (коробки) кораблей не только в бою, но и во время плавания могут получить поломки, которых не исправить в плавании.
Значит, если мы будем постоянно держать в море весь боевой флот, то, при встрече с неприятельским, рискуем иметь не полный запас топлива и усталую команду.
А тогда наши корабли не смогут быстро двигаться. Усталая же команда не сумеет зорко наблюдать за неприятелем и метко в него стрелять.
В случае повреждения в бою кораблей, а без этого ни один морской бой не обходится, мы должны будем искать удобного места на побережье, где можно было бы исправить эти повреждения. Кроме того, нам нужно будет искать, где бы пополнить израсходованные боевые припасы, уголь, смазочные материалы и прочие запасы для того, чтобы вступить в новый бой с неприятелем.
Так воевать на море нельзя. Нужно действовать по иному. Как же именно? А вот как.
Меньшая часть флота находится в море, производит там поиски неприятеля и несет охранную службу. Большая же часть флота, то-есть главные силы, находится у берега, в удобном месте для стоянки кораблей и от времени до времени посылает смену кораблям, которые несут разведывательную и охранительную службу в море.
Когда неприятельский флот открыт, главные наши силы выходят в море и вступают с ним в бой.
Таким разделением флота на две части сберегаются его силы: и корабли (машины) и их экипажи (команды) имеют отдых в их тяжелой службе.
Место для стоянки главных сил флота, или, как иначе говорят, база должно иметь все, что нужно флоту для отдыха, жизни и боя.
База должна иметь удобные рейды.
Какой же должна быть эта база?
Во-первых, база должна иметь удобные рейды или стоянки, достаточно просторные для расположения на якоре всех кораблей; корабли должны удобно разместиться в ней и у стенок в гавани, то-есть у самого берега, если нужно грузить топливо, мины, снаряды, продовольствие и прочее снабжение судов.
Удобные рейды — это такие стоянки, которые укрыты от ветров и морской волны.
Если рейд открыт для ветра, то сильный ветер разводит такую волну, что приходится беспрерывно удлинять или укорачивать канат, к которому прикреплен якорь корабля. Это надо делать для того, чтобы удержать корабль на своем месте, иначе он может сорваться с якоря и столкнуться с соседними кораблями.
Иногда, при очень сильном ветре, на открытых рейдах приходится поднимать пары и держать машины наготове на случай, если корабль сорвется с якоря. В Кронштадте в день наводнения в 1924 году был такой сильный ветер (шторм), что течение воды тащило 300-пудовый якорь линейного корабля, Чтобы удержать корабль на месте, нужно было спустить второй якорь.
Значит, если стоянка (рейд) не закрыта, команда да и машины не могут спокойно отдыхать. Кроме того, на волне трудно выполнять судовые работы.
Попробуйте-ка на лодке, которую подбрасывает волна, починить сеть или просто отдохнуть, когда вас бросает из стороны в сторону. Конечно, корабль не так бросает, как лодку. Ко все же командир корабля при высокой волне должен держать часть команды наготове. А вдруг понадобится исполнять какие-нибудь спешные работы.
Рейд должен иметь удобный грунт (дно), который прочно держал бы якоря. Самый выгодный грунт — илистый или песчаный, а самый невыгодный и неудобный — каменистый или плитняковый, по которому якорь ползет и не задевает за грунт.
Рейд должен иметь удобное сообщение с гаванью, то-есть с местом у самого берега.
База должна иметь доки и мастерские, больницы и склады.
База флота, во-вторых, должна иметь доки и мастерские для починки судов.
Мы уже говорили о том, что в бою и даже вне боя корабль может получить повреждение. Повреждения в машинах и механизмах могут быть исправлены, когда корабль находится на плаву, на воде. Но если у корабля поврежден винт или произошла какая-нибудь другая серьезная поломка, на плаву ее исправить нельзя.
Пробоину (дыру) в лодке заделать не трудно, для этого нужно только вытащить ее на берег и перевернуть. С кораблем этого не сделаешь. Для такой работы нужен док.
Док — это глухой канал (вроде маленькой речки), вырытый на берегу гавани. При входе устраиваются ворота. После того, как корабль на плаву введут в док, закрывают ворота и начинают выкачивать воду сильными помпами (машинами). При выкачивании воды борты корабля поддерживают подпорами, чтобы корабль не наклонился и правильно встал на дно дока.
По отливке всей воды, приступают к починке при помощи мастерских, расположенных вблизи дока. По окончании работ, открывают ворота, заполняют док водой, и корабль всплывает.
В-третьих, база должна иметь госпиталя для лечения раненых и больных и склады топлива, смазочных материалов, боевых припасов, продовольствия, одежды, обуви, снаряжения разного рода, различных приборов и запасных предметов по всем частям, которыми снабжен боевой флот.
Из этих складов флот пополняет свое снабжение, израсходованное в плавании и в боевых столкновениях, для того, чтобы снова быть в полной готовности к бою.
Морская крепость защищает базу флота.
Из сказанного видно, насколько важна для флота эта база, насколько важно, чтобы флот удерживал за собою этот свой дом, свою житницу, без нее он может действовать только короткое время, насколько хватит корабельных запасов топлива, боевых припасов и прочего снабжения.
Вот поэтому то база нашего флота является приданной для неприятельского флота. Ведь стоит только напасть на базу с моря и с воздуха, когда наш флот находится в море забросать ее артиллерийскими снарядами и авиационными бомбами, устроить пожары и разрушить доки и мастерские, а потом напасть на флот, — и неприятель победит нас. Мы перестанем владеть морем, а из-за этого прекратится наша внешняя торговля, будет мало товаров.
Так что же, наш флот должен всегда находиться в своей базе и охранять ее от неприятельского нападения? Не всегда нужно так действовать. Если флот противника не сильнее нашего, то такой план был бы для него только выгодным, и вот почему.
Если бы наш флот находился постоянно вблизи своей базы или стоял в ней для того, чтобы ее защищать, то неприятель мог бы действовать совсем просто. Зная, где находится наша база, он напал бы на наш флот, направил бы все свои силы прямо на базу и разгромил бы наши склады, доки и мастерские.
Так и поступили японцы в русско-японскую войну. Хотя война еще не была объявлена, но каждый день можно было ожидать нападения японцев. Наши корабли, вместо того, чтобы приготовиться к бою и вести разведку, стояли на рейде Порт-Артура почти без охраны.
Японцы неожиданно ночью напали на нас, подорвали несколько кораблей и потопили два. Так они в одну ночь сделались хозяевами моря, а у нас были большие потери.
Вся эта война сложилась бы иначе, если бы наша эскадра (отряд кораблей) с первого дня собралась в одном месте и находилась бы в полной готовности к выходу в море, вела бы разведку и приняла бы нужные меры охранения.
Что же нужно сделать для того, чтобы флот мог выполнить свою задачу по владению морем?
Мы выяснили, что флот должен иметь свою базу, что эту базу надо защищать, но так, чтобы не стеснять действий флота.
Для того, чтобы дать нашему флоту свободу действий и не привязывать его к базе для ее охраны, нужно защитить эту базу от нападения неприятеля. Защиту эту и несет морская крепость; в случае же нужды она сама может защищать себя, то-есть без помощи флота.
Как крепости охраняют морские границы.
Какую пользу приносят крепости в обороне морских границ, видно из следующих примеров.
В мировую войну Балтийский флот в. Финском заливе имел три крепости: Ревель, Свеаборг и Кронштадт. Между Ревелем и Свеаборгом и впереди этих крепостей расположены были минные заграждения, которые защищались флотом. В этих заграждениях имелись свободные от мин проходы, известные только нашему флоту.
Польза этой минной позиции заключалась в следующем. При стрельбе лучше всего бывает тем кораблям, у которых стреляет большое число пушек. Если при этом корабли неожиданно меняют скорость своего хода, то стрельба по ним очень затруднительна.
Флоту, наступающему по усеянному минами полю, приходится двигаться за тральщиками (судами, которые вылавливают мины) малым ходом. Движение его настолько стеснено, что он не может действовать большим числом пушек. А флот, защищающий минную позицию, плавает на свободной от мин воде, в полной безопасности для своих кораблей.
Наша морская минная позиция была так сильна, что немцы даже не пытались прорвать ее для того, чтобы угрожать Петрограду.
В гражданскую войну Кронштадтская морская крепость принесла большую пользу. В 1918 году Балтийский флот опирался на эту крепость, почему действовал решительно и смело, высаживал войска для взятия города Нарвы и обхода сильной укрепленной позиции немцев и эстонцев по реке Нарове.
В 1919 году, во время наступления на Петроград белогвардейской армии Юденича, положение Красной армии в этом месте было очень тяжелое. Несмотря, однако, на то, что англичане сильно поддерживали белогвардейцев, части Красной армии, пользуясь огнем крепостных орудий, удержали все свои позиции. Крепкая оборона под Кронштадтской крепостью очень много помогла защите Петрограда.
В мировую войну турки имели очень слабый флот, почти ничтожный в сравнении с английским. Подходы к турецкой столице Константинополю на Дарданелльском проливе защищались старыми пушками. За три месяца до вступления в войну, турки так хорошо укрепили Дарданеллы, что 20 англо-французских кораблей не могли прорвать крепостной позиции и отказались от нападения. А, ведь, пушки английских кораблей были в три раза сильнее турецких береговых. И все-таки англо-французы потеряли 5 кораблей от турецкого огня и мин.
Не сумев прорваться к Константинополю морским путем, англо-французы решили взять крепость с суши. Для этого они высадили на Галлипольский и Малоазиатский полуострова (по обе стороны Дарданелльского пролива) целую армию, которая, однако, тоже не могла взять крепости. После бесплодной борьбы, которая велась несколько месяцев, англо-французы сняли осаду, потеряв 200.000 человек убитыми, ранеными и больными.
В 1855 году 50 англо-французских кораблей напали на крепость Свеаборг, в которой укрылся слабый русский флот. Три дня англо-французы громили крепость, выпустив 60.000 снарядов, но не могли ее взять.
Примеры эти показывают, что взять морскую крепость, если она хорошо укреплена и вооружена, очень трудно.
Как устроена морская крепость.
Морские крепости могут быть двух родов: островные и береговые (остров — это небольшая часть суши, окруженная со всех сторон водой). В островных крепостях укрепления располагаются на островах, удаленных от берега. В береговых крепостях укрепления находятся на берегу и на островах, лежащих вблизи берега.
На островные крепости можно напасть только с моря и воздуха. Береговые же крепости могут быть атакованы, кроме того, и с сухого пути.
Главная задача морской крепости заключается в том, чтобы обеспечить спокойную стоянку флота, если флот временно ослаблен после боя или готовится к наступлению. Затем крепость прикрывает от неприятельской стрельбы доки, склады и мастерские базы.
Атака с моря и с воздуха может быть подготовлена в очень короткий срок, с такой же скоростью, с какой двигается флот морской или воздушный.
Так, например, в 1904 году, Порт-Артур был атакован в день объявления войны. В 1914 году английский флот атаковал Дарданеллы на третий день после вступления Турции в мировую войну. Значит, морская крепость должна быть всегда готова к бою, то-есть так же, как и флот.
С суши морская крепость может быть атакована в том случае, если атака с моря будет трудна или неуспешна. Эта атака требует особых приготовлений.
Следовательно, главным противником морской крепости будут неприятельские флоты: морской и воздушный.
Как защищается крепость с моря.
Каким же образом морской и воздушный флоты могут атаковать крепости?
Морской флот может подойти своими линейными кораблями (самыми большими) к нашим кораблям и обстрелять наш флот, стоящий на рейде; а также доки, склады и все сооружения базы. Против такого обстрела морская крепость защищается пушками, стреляющими на такую же дистанцию (дальность), как и морская судовая артиллерия.
Как же ставить наши батареи (то-есть несколько орудий)? Поставить их по близости от того места, где расположены доки и склады или близ рейда, где корабли находятся обыкновенно на стоянке, нельзя. Неприятельская судовая артиллерия будет одновременно стрелять и по ним и по складам, докам и кораблям. Чтобы этого не случилось, мы должны выдвинуть наши береговые батареи вперед. Выдвинуть их надо так, чтобы неприятельский флот не посмел подойти на такое расстояние, с которого он мог бы без вреда для себя обстреливать нашу базу и корабли, стоящие на рейде.
Выдвинутые вперед батареи должны задержать неприятельские корабли. А за это время наш флот, стоящий на рейде, успеет поднять пары и выйти вперед для борьбы с неприятельским.
Значит, если неприятельский флот решится атаковать крепость с моря, то он должен попытаться уничтожить наши береговые батареи. Для этого он подойдет к крепости с линейными кораблями, вооруженными 12 и 14-дюймовыми пушками. Пушки эти, толщиною в 7-вершковое бревно и длиною в 16 метров (около 8 сажен), стреляют на 27 километров (километр это без малого верста). Человек может пройти такое расстояние не меньше, чем в 7 часов времени, а крестьянская лошадь пробежит не менее, чем в 4 часа.
Если неприятельский флот будет стрелять по нашим береговым батареям из больших орудий, то и береговые батареи должны быть вооружены такими же пушками.
Если мы поставим эти пушки на низком берегу и открыто, то неприятель, узнав об их расположении от наблюдателей с аэропланов, будет знать, куда целиться. Нам же по неприятельским кораблям будет тяжелее стрелять, так как корабли плохо видимы и, кроме того, они еще двигаются.
Значит, береговые батареи нужно располагать на высоком берегу, чтобы с них был виден весь борт корабля, а пушки нужно ставить укрыто.
Но если мы поставим батареи у самой воды, то это будет невыгодно. Невыгодно потому, что для судовых артиллеристов достаточно заметить падение снарядов в воду близ берега, а потом понемногу увеличивать прицел (то-есть приподнимать стреляющие пушки), и снаряды будут падать на батарею. Падения снарядов в воду хорошо видны по высоким всплескам воды от их разрывов.
Значит, батареи надо ставить на высоком берегу, подальше от воды и укрывать их от наблюдений с моря и с воздуха.
Американцы в своих крепостях устраивают часть батареи на железнодорожных платформах и подвозят их в те места, где это нужно. Флоту труднее бороться с такими батареями, потому что корабли не могут знать заранее, в каком месте на берегу появятся платформы.
Прибрежные водные районы очень обширны. Здесь может плавать обычно не один корабль, а несколько. А каждый линейный корабль вооружен 10—12 большими пушками. Значит, при 4 кораблях по крепости могут стрелять 40—48 таких пушек. Для борьбы с ними нужна не одна береговая батарея. Но береговое вооружение по числу орудий может быть втрое-вчетверо слабее вооружения кораблей. Значит, если крепости угрожают 40—48 больших судовых орудий, то на берегу достаточно иметь 10—16 таких же пушек.
Каждая батарея обыкновенно состоит из 4 или 6 орудий в башнях. Следовательно, на берегу может потребоваться установка двух-трех батарей. Если все батареи мы расположим в одном месте, то это будет невыгодно. Этим мы облегчим стрельбу неприятельских кораблей, которые будут направлять огонь по одному месту.
Для того, чтобы затруднить стрельбу неприятельского флота, надо разбросать батареи, т.-е. расположить их в разных местах побережья. Этим мы разделим огонь кораблей по двум-трем целям, т.-е. заставим их стрелять по двум-трем направлениям. Сами же мы можем сосредоточивать (соединять) огонь всех батарей по любому кораблю.
Для укрытия береговых батарей от снарядов, нужно защищать их так же, как пушки защищены на корабле, т.-е. ставить орудия под особые навесы или башни. Но башни защищают только самые орудия. Для защиты же всех механизмов, которые находятся под башней, и для укрытия зарядов и снарядов, корабль имеет еще и бортовую (боковую) броню, т.-е. обшит крепкой сталью. То же самое нужно сделать и на береговой батарее.
Но броня дорога, да в ней и нет надобности. На корабле броня необходима, потому что там имеет большое значение вес корабля. Всякая зашита на корабле должна занимать возможно меньше места и меньше весить, почему для брони и употребляется самая лучшая и крепкая сталь. На берегу же нет нужды считаться с весом и местом, занимаемым защитой, потому что земля выдержит всякий груз, а места сколько угодно.
Вот почему, вместо брони, на берегу устраивают бетонные убежища.
Бетон — это смесь песку, гравия и цемента, перемешанная с водой. Для стен и потолков делают сначала каркасы, т.-е. формы из деревянной обшивки. Промежутки между обшивками формы заполняют бетонной массой.
Когда бетон затвердеет, т.-е. просохнет, то обшивка снимается и получаются убежища, выдерживающие попадания самых больших снарядов. Толщина потолков делается такой, чтобы они выдерживали попадания в одно место нескольких снарядов. Толщина стен бывает разная, смотря по тому, наружная ли стена, внутренняя или задняя. Наружные стены и своды потолков вообще вдвое толще внутренних стен.
Наружные стены батарей обсыпаются землей, чтобы они не были видны с. моря, так как бетон серого цвета и блестит на солнце.
Как крепость борется с тральщиками, самолетами и мониторами.
Мы уже говорили, что линейные корабли во время боя с береговыми батареями будут маневрировать, т.-е. ходить вдоль берега, для того, чтобы облегчить свою стрельбу и затруднить стрельбу береговых батарей. Чтобы помешать этому маневрированию в тех местах, куда не достанет выстрел береговых орудий, устанавливаются минные заграждения. Подробно о минных заграждениях рассказано в наших книжках: «Чем вооружены военные корабли» и «Как «дерутся» военные корабли».
Но неприятельский флот может иметь при себе тральщики — небольшие суда, которые вылавливают мины. Как это делается, рассказано в тех же книжках, о которых мы сейчас говорили.
Значит, береговые батареи должны прежде всего топить эти тральщики. Но если по тральщикам стрелять из крупных орудий, то кто же будет бороться с линейными кораблями, которые в это время стреляют по береговым батареям? Кроме того, чтобы потопить тральщика, вовсе не нужно большого снаряда, и было бы нерасчетливо тратить крупные снаряды для таких малых судов.
Выходит, что вблизи береговых батарей крупных орудий необходимо иметь еще батареи мелких пушек, которые называются противотральными.
Калибр (т.-е. поперечный размер дула) этих орудий может быть вдвое или втрое меньше 12-дюймовых, — в 6 или 4 дюйма. Эти орудия вдвое-втрое скорострельнее 12-дюймовых. Они могут уничтожить тральщиков очень скоро, так как дают по 6—8 выстрелов в минуту.
Но неприятельские линейные корабли, вместо тральщиков, могут иметь параваны. Это такое приспособление на линейном корабле, которое во время хода само отстраняет мины от бортов корабля и раздвигает их в стороны. По мере движения корабля мины возвращаются на свои места.
Как же бороться с этими параванами? Для этого на минных полях устанавливаются особые приспособления, которые рвут параваны. После уничтожения паравана корабль должен уменьшить ход или даже остановиться, чтобы завести новый параван.
Но это еще не все. Стрельба линейных кораблей по береговым батареям с больших расстояний пользы не принесет, если не будут наблюдать за падением снарядов. Иначе масса снарядов будет выпущена впустую. Как же неприятель может наблюдать за стрельбой или, как говорят, корректировать стрельбу?
Для этого он будет иметь на кораблях аэропланы, которые вылетают в сторону берега, кружатся над батареей или в стороне от нее, наблюдают за падением снарядов и сообщают об этом по радиотелеграфу на корабли.
Для того, чтобы не позволять этим аэропланам летать над батареями или недалеко от них, устанавливают противо-самолетные батареи из 4 пушек каждая. Пушки эти могут стрелять вверх. Они вчетверо меньше и короче крупных орудий, калибр имеют от 1,5 до 3 дюймов и вдвое скорострельнее противотральных пушек, так как дают до 12—20 выстрелов в минуту.
Выше было сказано, что для защиты от снарядов линейные корабли имеют бортовую броню. Палуба кораблей не так защищена и имеет очень тонкую броню, которая не защищает от снарядов внутренности корабля. Попадания снарядов в палубу и оттуда в котельное и машинное или в снарядное отделения могут причинить кораблю большие повреждения, сократить его ход и даже утопить.
Поэтому корабли боятся снарядов, падающих сверху косо к палубе. Зная это, на берегу устанавливают кроме длинных пушек, назначенных для пробивания брони, еще и короткие пушки. Короткие пушки называются иначе гаубицами. Они стреляют такими же снарядами, как и длинные пушки, но на расстояние вдвое меньше. Зато снаряд из гаубицы падает вдвое круче, чем из длинной пушки, и попадает не в борт, а в палубу и проникает во внутрь корабля.
Но неприятельский флот для борьбы с крепостью может привести с собою мелко сидящие корабли, которые не боятся ни мин, ни подлодок, так как сидят очень не глубоко и вооружены очень сильными пушками.
Эти корабли называются мониторами. Они могут встать дальше расстояния, на которое стреляют береговые орудия, и безнаказанно обстреливать береговые батареи.
Против мониторов должна быть направлена наша авиация с воздушными бомбами или же линейные корабли.
Для управления огнем береговых батарей, необходимо устроить между ними телефонную связь. Если мы подвесим проволоку на столбах, то от взрыва одного снаряда на батарее или вблизи нее вся сеть будет порвана, и связь будет уничтожена.
Поэтому между батареями прокладывают подземный или подводный кабель. Кабель — это та же проволока, которая подвешивается на телеграфные столбы, но только тонкая. Она обмотана резиной, чтобы к проволоке не проникала вода, а резиновая обмотка снаружи защищена проволочной обмоткой.
Для лучшего наблюдения за падением снарядов, у береговых батарей имеются еще такие воздушные пузыри, в виде огромной колбасы, наполненные легким газом. Эти пузыри, или, как их называют, змейковые аэростаты, поднимаются на высоту около версты. К ним подвешена корзина, в которой сидит наблюдатель.
Но мало следить за тем, попадают ли в неприятеля наши снаряды. Нужно еще, чтобы и флот, и крепость, стреляющие по неприятелю, делали это не без порядка. Нужно сделать так, чтобы флот стрелял по одному кораблю, а береговые батареи — по другому или другим. Такое разделение огня можно сделать только тогда, когда мы установим связь между батареями и кораблями. Для этого на батареях должны быть установлены такие же радиостанции, какие имеются на кораблях, а также прожектора, т.-е. лампы, дающие очень сильный свет, для переговоров с кораблями днем и ночью.
Как крепость защищается от воздушных нападений.
Неприятель может напасть на нашу крепость с моря. В то же время он может произвести нападение и воздушным флотом, т.-е. самолетами, которые будут сбрасывать бомбы на рейд, где стоят корабли, а также на склады, доки и мастерские.
Воздушная атака производится или одиночными бомбовозами (самолетами, несущими бомбы), которые налетают один за другим, или целыми отрядами бомбовозов, налетающих кучей.
Для одновременной атаки, отряды в 9—12 бомбовозов строятся в воздухе тройками, как летят гуси. Пролетая над крепостью, самолеты все разом по сигналу головного самолета (вожатого), сбрасывают бомбы. Таким образом, на крепость сразу падает несколько бомб.
Против такого воздушного налета крепость борется противосамолетной артиллерией. Огонь этой артиллерии должен расстроить, разогнать эти отряды, после чего наши воздушные истребители (легкие аэропланы, вооруженные пулеметами), могут атаковать отдельные бомбовозы.
Следовательно, для воздушной обороны крепости необходимо иметь противосамолетные батареи и отряды воздушных истребителей.
Для того, чтобы противосамолетная артиллерия могла во-время открыть огонь, а истребительная авиация — вылететь и поднятся на боевую высоту (около 3 километров), впереди батарей, возможно дальше (около 50 километров) устанавливаются наблюдательные посты. Посты эти снабжаются слуховыми приборами и соединяются с батареями телефонами. Слуховой прибор может по звуку моторов (машин самолетов) узнать, откуда может появиться неприятельская авиация.
На случай ночных налетов, вблизи каждой батареи нужно иметь прожектор для освещения участков воздушного пространства. Как только какой-либо прожектор поймает своим лучом самолет, он направляет луч на его хвост, а два соседние прожектора направляют лучи на крылья. Тогда противосамолетная артиллерия открывает огонь по освещенному самолету.
Как защищаются от торпедных катеров и брандеров.
Неприятельский флот может ночью атаковать наши корабли, когда они стоят на рейде и в гаванях, быстроходными торпедными катерами-истребителями.
Быстроходный торпедный катер-истребитель — это моторная лодка, которая может двигаться со скоростью до 60 километров в час (в 1 минуту около 1 версты), примерно так же быстро, как самый скорый поезд, или как летит голубь. На катере имеется одна или две торпеды, т.-е. самодвижущиеся мины. Торпеды снаряжены большим количеством взрывчатого вещества. Этого вещества достаточно для того, чтобы сделать подводную пробоину (дыру) в линейном корабле ниже брони.
О торпеде также рассказано в нашей книжке: «Чем вооружены военные корабли».
Такими катерами англичане в 1919 г. два раза атаковали наш флот, стоявший Кронштадте, частью в гавани (у берега), частью на рейде, и потопили два крейсера.
Для борьбы с такими катерами, нужно впереди рейдов устанавливать противо-катерные батареи скорострельных пушек самого мелкого калибра, примерно около 1,5—2 дюймов. Кроме того, вблизи батарей нужно иметь прожектора, освещающие подходы к рейдам. Налеты катеров в будущих войнах будут производиться в темные ночи десятками. Поэтому нужно во-время проследить катера прожекторами и потопить их огнем батарей раньше того времени, когда они могут сбросить торпеды.
Кроме батарей, флот, стоящий на рейде и в гавани, защищается от налета катеров еще установкой бонов, через которые катера не перескакивают. Бон — это плавучая надводная изгородь, которая перегораживает вход на рейд или в гавань. Он состоит из нескольких звеньев, связанных между собою цепями или стальными тросами (канатами). Каждое звено состоит из нескольких толстых бревен, связанных по длине, или пустых длинных железных цилиндров (котелков). На надводной части звеньев укрепляется стальная изгородь для перехватывания катеров.
Часть бона разводится для пропуска своих судов. Для этого около разводной части бона с внутренней стороны его устанавливается на якоре дежурный корабль, который называется брандвахтой.
Если фарватеры (морские пути, ведущие с моря на рейды, с большими глубинами для линейных кораблей) или входы в гавани узки, то неприятельский флот может ночью попытаться заградить эти фарватеры или узкости, потопив у входа особые корабли: брандеры-заградители.
Если наш флот стоит в гавани или на рейде и если заградитель будет потоплен на фарватере, то наши линейные корабли не смогут выйти в море, т.-е. будут заперты. Работа по подъему заградителя очень трудная и требует много времени, а пока что неприятель сумеет бороться с нашими береговыми батареями.
Брандер-заградитель — это большой пароход, груженый камнем. На палубе его находится много горючего материала вроде нефти, смолы, керосина. Каменная нагрузка нужна для того, чтобы пароход можно было скорее потопить и труднее поднять. Горючее же держат для того, чтобы устроить пожар на палубе. Когда будет пожар, брандер нельзя будет отвести в сторону от фарватера на мелкое место.
Команды на брандерах составляются из самых смелых людей. Брандеры в числе 5—10 ночью идут полным ходом по фарватеру. Дойдя до узкого места, команда открывает отверстия в подводной части парохода, которые служат для наполнения трюмов водой (кингстоны), зажигает горючие материалы и спасается на шлюпках.
Против таких брандеров крепость защищается теми же противотральными батареями и прожекторами, о которых говорилось выше. Кроме того, высылается судовой дозор впереди рейдов. Дозор состоит из 2—3 малых судов. Вся задача батарей и судов дозора заключается в том, чтобы не допустить брандер до фарватера и потопить его.
Японцы такими брандерами в 1904 г. несколько раз пытались загородить вход во внутреннюю гавань Порт-Артурской крепости.
Что мы узнали о крепостях.
В случае неудачных атак с моря и воздуха, неприятель попытается напасть на морскую крепость с суши. Как бы велика и сильна ни была крепость, у нее всегда имеются слабые места. Это фланги, т.-е. крайние батареи. Неприятель может вдали от крепости высадить большие силы, потом двинуться вдоль берега и постепенно захватывать с тыла (сзади) береговые батареи, начиная с крайних.
Таким образом, были атакованы Севастополь в 1855 г. англо-французами, Порт-Артур в 1904 г. японцами и Ревельская крепость в 1917 г. немцами.
Против такого способа действий нужно строить укрепленные позиции на сухопутных участках крепости, которые обеспечивали бы береговые батареи с тыла. Для защиты этих позиций, крепость должна иметь пехотные и артиллерийские части с подвижной артиллерией.
***
Ну, а достаточно ли морского военного флота, морской авиации и морских крепостей для того, чтобы защищать Советский Союз от врагов? Нет, не достаточно. У всех этих вооруженных сил есть еще главный и самый важный союзник, с которым действуют сообща и флот, и крепости, и авиация.
Этот главный союзник — наша Красная армия.
Для того, чтобы узнать, как действуют сообща все вооруженные силы Советского Союза: и Красная армия, и Красный морской флот, и Красный воздушный флот, и крепости, — обязательно прочти следующую нашу книжку № 13: «Краснофлотец и красноармеец — одно целое».
Н. Хенриксон.