Форум > Библиотека

Вышла книга о железнодорожной артиллерии в береговой обороне Владивостока

(1/8) > >>

Владимир Калинин:
Уважаемые коллеги!

Наконец-то вышла книга В.И. Калинина, Ю.В. Иванова и Н.В. Гаврилкина ""Железнодорожная эскадра Тихоокеанского флота": железнодорожная артиллерия в береговой обороне Владивостока и Порт-Артура (1932-1960 гг.). Владивосток: Общество изучения Амурского края - Приморское краевое отделение Русского географического общества. Изд-во "ЛИТ". 2022. 352 с. Книга формата А4, меловая матовая бумага, твердый прошитый переплет, картон, матовый ламинат.

Книга описывает историю применения железнодорожных артиллерийских установок в береговой обороне Владивостока в 1932–1960 гг. и Порт-Артура в 1945–1955 гг. Приводятся данные по устройству и истории проектирования артиллерийских установок, их подробные тактико-технические характеристики, дается история создания железнодорожной инфраструктуры, начиная от строительства Транссибирской железной дороги и кончая созданием системы оперативных веток Тихоокеанского флота и стационарных позиций для железнодорожной артиллерии. Описывается организация железнодорожной артиллерии, объединенной в 12-ю морскую железнодорожную артиллерийскою бригаду. Подробно описывается история службы 5-го и 222-го отдельных железнодорожных артиллерийских дивизионов и отдельных тяжелых железнодорожных артиллерийских батарей. Книга обильно иллюстрирована чертежами и схемами артиллерийских установок, схемами позиций батарей, историческими фотографиями артиллерийских установок, современными фотографиями сохранившихся остатков инфраструктуры, портретами людей, причастных к созданию и деятельности железнодорожной артиллерии. Книга будет полезна всем интересующимся военной историей, включая историю фортификации и артиллерии, а также краеведам.   

Книгу можно добыть в магазинах Владивостока или через меня kalininv1957@mail.ru











Владимир Калинин:
Привожу полный текст Предисловия:

Предисловие

История создания и применения железнодорожных артиллерийских установок в береговой обороне известна достаточно широко. В качестве примеров можно вспомнить организацию немцами береговой обороны Фландрского побережья Северного моря, захваченного ими во время Первой мировой войны, где железнодорожная артиллерия играла весьма существенную роль, итальянское побережье Адриатики, которое в 1915–1918 гг. также защищалось железнодорожными артиллерийскими установками, и, наконец, США, где железнодорожная артиллерия применялась в береговой обороне Лос-Анджелеса, о. Оаху (Гавайские острова), зоны Панамского канала и ряде других мест. Железнодорожная артиллерия использовалась немцами на так называемом Атлантическом Вале, применяли ее и финны для защиты своего побережья. Особое место занимает история создания и боевого применения железнодорожных артиллерийских установок в Береговой обороне Военно-морского флота Советского Союза, главным образом при обороне военно-морской базы «Ханко», Ленинграда и Кронштадта в 1941–1944 гг., а также в наступательных операциях в Прибалтике и Восточной Пруссии в 1944–1945 гг. Однако лишь немногие любители военной истории знают, что железнодорожные артиллерийские батареи, объединенные в 12-ю морскую железнодорожную артиллерийскую бригаду, были также одним из наиболее важных компонентов весьма сложной интегрированной оборонительной системы, каковой являлась Береговая оборона Главной военно-морской базы Тихоокеанского флота «Владивосток». А вот о существовании 3121-го отдельного железнодорожного артиллерийского полка Порт-Артурской ВМБ не подозревали даже сами авторы. В настоящей книге мы попытаемся восполнить этот пробел.

Железнодорожная артиллерия ТОФ включала весь широкий диапазон калибров морской артиллерии. Платформы ПВО с двумя 37-мм зенитными автоматами или 45-мм пушками, двухорудийные транспортеры с 76-мм универсальными пушками, способными выполнять задачи ПВО, действовать против танков и бороться с быстроходными катерами, железнодорожные установки среднего калибра со 130-мм и 152-мм орудиями, тяжелые 203-мм артиллерийские установки и самые большие ЖДАУ калибром 305–356-мм – этот набор артиллерийских систем, обладавших подвижностью, сделал бы честь любой хорошо сбалансированной по разным классам корабельной эскадре. В конкретных условиях Тихоокеанского флота СССР 1930-х–1940-х гг.  12-я морская железнодорожная артиллерийская бригада превосходила по своей огневой мощи любое соединение его кораблей и являлась своеобразной железнодорожной эскадрой флота, способной решать разнообразные задачи как на море, так и на суше.

Первым тему железнодорожной артиллерии в системе береговой обороны Владивостока затронул начальник Кафедры военно-морской тактики и истории Тихоокеанского высшего военно-морского училища им. С.О. Макарова кандидат исторических наук капитан 1-го ранга Юрий Михайлович Зайцев, обнаруживший в фондах Военно-исторического музея Тихоокеанского флота рукописные истории частей железнодорожной артиллерии, ллюстрированные фотографиями. Результаты предварительного изучения этих источников он изложил в статье, опубликованной в Записках Общества изучения Амурского края. За этим последовали более или менее систематические исследования, выполненные авторами в Российском государственном военном архиве, Российском государственном архиве Военно-морского флота, Центральном военно-морском архиве, касающиеся документов по строительству железнодорожной инфраструктуры, истории самих железнодорожных артиллерийских установок и их службы на Дальнем Востоке. Эти исследования выполнялись также Ю.М. Зайцевым, с которым велся активный обмен информацией об их результатах. Мы предполагали написать эту книгу совместно с ним, но его безвременная кончина после тяжелой и продолжительной болезни перечеркнула наши планы. Светлой памяти первого исследователя темы железнодорожной артиллерии Владивостока Юрия Михайловича Зайцева авторы посвящают эту книгу.

Очень полезными для раскрытия темы были работы по истории советских тяжелых морских железнодорожных артиллерийских установок, выполненные Леонидом Ильясовичем Амирхановым – инженером-конструктором Ленинградского металлического завода, историком, краеведом и издателем военно-исторической литературы. В его книгах были приведены достаточно подробно данные об истории проектирования тяжелых артиллерийских установок, в том числе и попавших на вооружение Тихоокеанского флота. Леонид Ильясович оказал нам существенную помощь – предоставил архивные данные, включая иллюстративный материал, – за что авторы выражают ему признательность.

Много информации мы получили от ветеранов Тихоокеанского флота, служивших в железнодорожной артиллерии, которых, увы, уже нет в живых. Это контр-адмирал Николай Васильевич Страхов, полковник Федор Ефимович Беляев, подполковник Арнольд Диомидович Клименков, краснофлотец Степан Алексеевич Жилин. Много информации об оперативных ветках Владивостокского сектора Береговой обороны мы получили от капитана железнодорожных войск Якова Мироновича Зильберга, специалиста Службы пути Дальневосточной железной дороги Ивана Васильевича Завгороднева, сына одного из последних командиров 12-й морской железнодорожной артиллерийской бригады Николая Викторовича Зиновьева – Аркадия Николаевича Зиновьева (г. Москва). Всем этим людям мы благодарны за помощь и отзывчивость.

В настоящей книге, помимо архивных материалов, собранных самими авторами, а также Юрием Михайловичем Зайцевым, мы использовали архивные материалы, предоставленные Александром Владимировичем Стеховым (г. Владивосток) и Юрием Витальевичем Королевым (г. Торжок Калининской области), Денисом Николаевичем Никифоровым, Артуром Ильсуровичем Романенко и Дмитрием Алексеевичем Анчой (г. Владивосток), кандидатом исторических наук старшим научным сотрудником Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Романом Сергеевичем Авиловым, а также Николаем Владимировичем Гущенским (г. Санкт-Петербург) и Владимиром Борисовичем Щербаковым (г. Петропавловск-Камчатский), за что также выражаем им благодарность. Мы признательны участникам полевых исследований позиций железнодорожной артиллерии: Владимиру Петровичу Ипатову (г. Владивосток), Станиславу Александровичу Воробьеву (г. Санкт-Петербург) и Сергею Викторовичу Кирееву (г. Хабаровск). Во время работы над книгой мы получали полезные консультации от ряда любителей истории бронепоездов и железнодорожных артиллерийских установок, таких как Александр Плахов (г. Славянск, Украина) и ныне покойный Сергей Владимирович Ромадин (г. Краматорск, Украина), за что выражаем им особую признательность. Мы признательны Александру Владимировичу Кузьмину за предоставленные сведения о награждениях владивостокских артиллеристов-железнодорожников по итогам войны с Японией в августе–сентябре 1945 г. Мы благодарны Игорю Константиновичу Тимофееву (г. Санкт-Петербург) за предоставленную информацию о динамике состава паровозного парка, используемого 12-й морской артиллерийской железнодорожной бригадой, и консультации. Мы выражаем искреннюю признательность Глебу Евгеньевичу Ильинскому (г. Владивосток) за помощь в подготовке иллюстраций.

Среди источников информации, положенной в основу этой книги, следует особо отметить рукописные истории 5-го Отдельного железнодорожного артиллерийского дивизиона, а также 6-й и 8-й отдельных тяжелых батарей. История 5-го дивизиона авторская. Ее автором был майор Василий Гаврилович Арбузов, помощник командира дивизиона по технической части. В своей рукописи он сделал акцент на историю транспортеров, а также на историю их боевой службы с упором на описание наиболее интересных стрельб, походов, учений и т.д., отдавая должное и советской политической обрядности, но без фанатизма. Большинство изложенных событий полностью соответствовали тому, что мы узнали из архивных документов, и лишь ряд эпизодов по истории Гражданской войны был изложен совершенно фантастическим, как тогда было принято, образом. Однако технические и человеческие подробности, которые не найти ни в одном другом материале, сделали из рукописи майора-железнодорожника уникальный исторический источник. То же самое можно
сказать и об истории 356-мм/52 кал. отдельной тяжелой железнодорожной артиллерийской батареи № 6. Там на технические и исторические вопросы упор сделан еще больший, а артиллерийские стрельбы и техника описываются с такими подробностями, что совершенно понятно: над этим материалом работал очень грамотный артиллерист, опросивший многих участников событий, рассеявшихся к моменту написания этой истории по другим частям Береговой обороны ТОФ, но находящихся в доступности. Политико-пропагандистских «плясок» там ровно столько, сколько нужно для соблюдения коммунистической обрядности, и не более того. Материал уникальный, и мы с большим удовлетворением вводим его в научный оборот. По-видимому, автором рукописи был старший лейтенант Лев Нусимович Фабрикант, начавший службу на батарее еще в 1932 г. рядовым краснофлотцем и прослуживший на ней до 1943 г. С историей 305-мм/40 кал. отдельной железнодорожной артиллерийской батареи № 8, к сожалению, ситуация противоположная. Толстенная рукопись, заполненная политикопропагандистским мусором про величие дела Ленина – Сталина и прочей подобной ерундой, содержит лишь единичные вкрапления ценной информации. Труд выдает авторство какого-либо не слишком умного политработника, формально выполнившего задачу. Вместе с тем даже такая «История части» все же позволяет выявить кое-какую историческую канву, на которую потом можно навесить какие-то подробности из архивных документов, что гораздо удобнее, чем если бы ее не было совсем. Мы выражаем особую признательность заведующей библиотекой и архивными фондами Военно-исторического музея Тихоокеанского флота Галине Васильевне Рассказовой за сохранение и обеспечение возможности использования этих уникальных материалов.

При написании соответствующих разделов этой книги мы воспользовались конспектами Историй частей 5-го дивизиона и 6-й батареи как основой. Мы сделали их литературную переработку, добавили туда информацию, полученную из других источников, сделали необходимые комментарии и выводы, в чем, во избежание упреков читателей, здесь и признаемся. Но, надеюсь, они правильно поймут, что мы сделали это для их пользы.

Авторы будут признательны за все критические замечания, касающиеся книги. Их можно отправлять по адресу: Калинину В.И., ТИБОХ ДВО РАН, Пр. 100-летия Владивостока, 159, Владивосток, 690022; по телефону +7-(423)-2-75-08-45, а также по электронной почте: kalininv1957@mail.ru или kalininv@hotmail.com.

Авторы:

Калинин В.И., д.б.н., член Русского географического общества

Иванов Ю.В., член Русского географического общества

Гаврилкин Н.В., полковник запаса

Владимир Калинин:
Содержание

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Глава 1. Артиллерийские установки 12-й морской железнодорожной
артиллерийской бригады .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 9
Артиллерийские установки 5-го отдельного морского
железнодорожного отдельного артиллерийского дивизиона . . . . . . . . . . . . . . . 9
Артиллерийские установки 222-го отдельного морского железнодорожного
артиллерийского дивизиона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Артиллерийские установки отдельных батарей 12-й морской железнодорожной
артиллерийской бригады .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   20
Артиллерийские установки 6-й отдельной железнодорожной артиллерийской батареи .   20
Артиллерийские установки 7 и 8-й отдельных артиллерийских батарей . . . . . . . . 28

Глава 2. Организация железнодорожной артиллерии .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   37

Глава 3. Создание железнодорожной инфраструктуры базирования и боевой
деятельности железнодорожной артиллерии .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   47
Строительство Транссибирской железной дороги .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   47
Строительство железнодорожной ветки Угольная – Кангауз – Сучан .   .   .   .   .   .   .   .   .   59
Развитие Владивостокского железнодорожного узла после
Русско-японской войны 1904–1905 гг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Развитие железнодорожных сообщений в Приморье в 1920-е–1940-е гг. . . . . . . . . 66
Строительство оперативных веток для нужд Береговой обороны Дальнего Востока и
Владивостокского, Шкотовского и Сучанского укрепрайонов Морских сил
Дальнего Востока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Развитие инфраструктуры железнодорожной артиллерии в 1941–1945 гг. . . . . . . 116

Глава 4. История боевой службы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
5-й отдельный железнодорожный артиллерийский дивизион . . . . . . . . . . . . 145
222-й отдельный морской железнодорожный артиллерийский дивизион .   .   .   .   .   .   . 193
356-мм/52 кал. отдельная железнодорожная батарея № 6 .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 202
305-мм/40 кал. отдельная железнодорожная батарея № 7 .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 236
305-мм/40 кал. отдельная железнодорожная батарея № 8.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 268

Глава 5. 12-я морская железнодорожная артиллерийская бригада в системе
сухопутной обороны Владивостока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283

Глава 6. Постоянные позиции 433, 449 и 456-го железнодорожных артиллерийских
дивизионов (бывшие 6, 7 и 8-я отдельные железнодорожные батареи) 741-го железнодорожного
артиллерийского полка по состоянию на 1957 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
Позиция «Гнилой Угол» .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 289
Позиция «Вампаусу» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
Позиция «Дунай» .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 299

Заключение .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 308

Приложение 1. Подвижной состав, относящийся к 12-й ЖДАБР и ТОФ . . . . . . . . .312

Приложение 2. Подвижной состав, относящийся к 12-й ЖДАБР (5-й ЖДАД и ПВО) .   .   . 312

Приложение 3. Подвижной состав, относящийся к 12-й ЖДАБР (356-мм/52 кал.
железнодорожная батарея № 6) .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 314

Приложение 4. Подвижной состав, относящийся к 12-й ЖДАБР (305-мм/40 кал.
железнодорожная батарея № 7) .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 316

Приложение 5. Подвижной состав, относящийся к 12-й ЖДАБР (305-мм/40 кал.
железнодорожная батарея № 8 ) .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 319

Приложение 6. Банно-дезинфекционный поезд. Штат № 013/265 27/III-42 г. .   .   .   .   .   . 321

Приложение 7. Список личного состава 12-й морской железнодорожной артиллерийской
бригады Тихоокеанского флота, награжденных орденами и медалями
за участие в войне с Японией (09.08.–03.09.1945 г.) .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 322
Орден Отечественной войны I степени .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 322
Орден Отечественной войны II степени .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 322
Орден Красной Звезды .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 322

Приложение 8. Полные тактико-технические характеристики 356-мм/52 кал.
железнодорожной артиллерийской установки ТМ-1-14 .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 323

Приложение 9. Полные тактико-технические характеристики 305-мм/40 кал. железнодорожной
артиллерийской установки ТМ-2-12 .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 329

Источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341

Andrey152:
Книгу получил, по-диагонали посмотрел.
Мощная работа!
Спасибо авторам!
Буду изучать!

Владимир Калинин:
Спасибо за добрые слова! Мы старались, хотя проклятая ковидла помешала реализовать часть того, что мы задумали, поскольку существенная часть материалов по теме из РГА ВМФ так и осталась необработанной. Однако мы частично компенсировали это материалами из Музея ТОФ, поэтому основные моменты все же, полагаю, закрыли. Ну и работать пришлось в режиме жуткой спешки, поскольку было понятно куда может свалиться ситуация на рынке типографских услуг. В общем, хорошо, что не стали ждать окончательной доработки темы по архивам, а успели все сделать до того, как все началось.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии