Автор Тема: Экспертно-аналитический семинар "Брестская крепость"  (Прочитано 60528 раз)

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Проект "Брест 2019"
« Ответ #80 : 02 Марта 2013, 11:58 »
Эпиграфические памятники Брестской крепости
Вчера многие белорусские и российские СМИ опубликовали информацию об обнаружении в казематах крепости Брест-Литовск древнейшего изображения одного из символов "поколения Пепси" - улыбающейся рожицы или "смайлика". Данное изображение условно датируется 1894 годом и по всей видимости его оставил часовой расположенной в этом месте гауптвахты. Если приглядеться, то видно, что это вовсе не "смайлик", а изображение человека в полный рост, а может, что еще хуже, изображение голой женщины. А вам как видится?
Граффити было обнаружено в процессе обмеров сооружений крепости нашей группой инвентаризации и документации проекта "Брест 2019".

Фото Олега Полищука
Это не единственная находка подобного рода за последние полтора месяца. Сейчас количество обнаруженных надписей насчитывает не одну сотню. Обычай оставлять надписи на стенах зданий и сооружений известен с момента возникновения письменности.  В Брестской крепости наверное большая часть исторических надписей на стенах связана с дореволюционным периодом. Это как именные "автографы" и служебные надписи, так и различные знаки и символы. Значение некоторых из них до конца не ясно.
В том же каземате где был обнаружен "смайлик" сохранилось большое количество надписей сделанных от скуки часовыми. В основном это даты и имена. Несколько раз повторяется сюжет весов. Весы как символ правосудия вполне удачная иллюстрация для места заключения. Они же могли символизировать Божий суд или голод.

Фото Олега Полищука
Дореволюционные надписи о количестве хранящихся на складе патронов. Фото Дмитрия Шакирова Fortification.ru
Есть в Брестской крепости немецкие надписи времен Первой мировой войны, надписи "польского часу", надписи советского гарнизона крепости довоенного и послевоенного периодов. В основном эти граффити увековечивали пребывание в крепости "рядового Пупкина", обозначали помещения и хранилища, перечисляли хранившееся имущество или агитировали за советскую власть и цитировали классиков марксизма-ленинизма. Встречаются и откровенно хулиганские надписи и изображения сделанные из озорства. Известно несколько надписей связанных с трагическими периодами истории. Это надписи заключенных красноармейцев, попавших в плен после неудачной советско-польской компании 1919-1921 годов, а так же надписи защитников Брестской крепости в 1941 году.

Надпись советского заключенного в польском плену. Фото Олега Полищука

Надписи отбывающих наказание на губе в послевоенный период. Фото Дмитрия Шакирова с fortification.ru
Надписи последних 30-40 лет мы рассматривать не будем, так как они скорее попадают в разряд вандализма, нежели письменных источников, так как наносились на стенах объекта культурного наследия.
Фотографии некоторых любопытных граффити размещались коллегами по мере их обнаружения на Русском фортификационном сайте для атрибуции. А вчера фотография "самайлика" перекочевала оттуда, почему-то без ссылки на первоисточник и авторство, на сайт realbrest.by и далее разошлась по просторам интернета.
Но нет худа без добра. Вот и сегодня утром мне позвонили со столичного телеканала CTV. Наскоро собравшись и захватив коменданта Форта V Александра Коркотадзе мы поехали снимать репортаж об эпиграфических памятниках Брестской крепости.

К сожалению, на месте "залежей" надписей я, увлеченный их разглядыванием и съемкой сюжета, практически не снимал. О фотоаппарате вспомнил когда мы поехали на второй объект о котором уже писал "Вечерний Брест". Редакционная машина туда бы не прошла и мы загрузились в Ниву. Лучше плохо ехать с риском свалиться в ров, чем хорошо идти. В Бресте весна постепенно вступает в свои права - солнечно, но сыро.
Надписи это конечно очень интересно, но с другой стороны существует большая проблема их сохранения. С каждым годом исторических надписей становится все меньше. Дело тут не только в современных вандалах наносящих свои граффити по верх надписей исторических, но и в природных факторах. Заброшенные казематы крепости разрушаются, штукатурка отслаивается от сырости. Как бы подтверждая это во время съемок сюжета прямо рядом с нами под действием талых вод со свода каземата упал кирпич. Есть и другая проблема - консервация, научная фиксация, изучение и интерпретация этих писем из прошлого трудоемкий и дорогой процесс. Если с поиском родственников оставивших надписи вполне могут справиться краеведы и энтузиасты, то вопросы консервации и изучения надписей должны решать соответствующие специалисты. Эпиграфические памятники Брестской крепости еще ждут своих исследователей.

Дмитрий Шакиров рассказывает об обнаружении автографа уроженца Чечено-Ингушской АССР, оставленного в 1940 году.
Работы по обследованию сооружений Брестской крепости будут продолжены. Думаю, что впереди нас ждет немало интересных открытий.
Полный репортаж: http://starcom68.livejournal.com/1077117.html
« Последнее редактирование: 02 Марта 2013, 12:15 от starcom »

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Админу. А можно в очередной раз переименовать группу в "Проект "Брест 2019"

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Проект "Брест 2019"
« Ответ #82 : 02 Марта 2013, 12:46 »
Еще одна находка в Бресткой крепости. В процессе обмеров была найдена "дембельская нычка" 80-х годов прошлого века со значками и стихами про 1 апреля
http://starcom68.livejournal.com/1075163.html

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Проект "Брест 2019"- события последних дней: обсуждения мастер-планов, дискуссии, интервью, совещания.
Полный фото-репортаж http://starcom68.livejournal.com/1081251.html





Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
А тем временем...
Строительство нового въезда в Брестскую крепость: головотяпство или вандализм?

Настало время публично определить свою позицию к тому, что сейчас происходит с крепостью Брест-Литовск, дабы избежать разнотолков про наш проект "Брест 2019" и мою роль в нем. Здесь изложена моя сугубо личная экспертная точка зрения с элементами здорового стеба.
Как известно, задолго до рождения проекта "Брест 2019" и нашего появления в городе на Буге было публично заявлено несколько проектных градостроительных инициатив разного уровня бестолковости и одного уровня визуализации. А визуализация в наше время клиповой культуры дело не хитрое и хитрое одновременно. При отсутствии разумной альтернативы она воспринимается как команда к действию, ну почти как у собаки Павлова. Никто тогда серьезно эти инициативы не воспринял, ограничившись легкой критикой в Инете, ибо строительство каких-то развлекательных учреждений и кардинальное изменение исторического ландшафта Брестской крепости казалось святотатством. Тем не менее собака лает, а поезд идет и последние события являются тому подтверждением.
В прошлом месяце, пока мы были заняты разработкой мастер-планов развития Бреста, общественность неожиданно заметила засыпанный ров III равелина Кобринского укрепления. Как оказалось, началась "пробивка" нового въезда в крепость в продолжение улицы Гоголя. К степени гениальности подобного решения мы вернемся чуть позже, а пока несколько ссылок на публикации в СМИ: достаточно подробная статья в Вечернем Бресте и материал на телеканале CTV (смотреть с 2:40). Сейчас работы временно остановлены до получения согласования с Минкультом РБ.

Вот мое видение цепочки событий, а точнее цепочки градостроительных просчетов и ошибок в целеполагании, которые привели к проектированию нового въезда в крепость.
1. Проектирование и строительство так называемого западного обвода Бреста (завершение строительства первой очереди с мостом через Мухавец в 2013 году) является весьма спорным решением. Призванный разгрузить город от транзитного большегрузного транспорта следующего  с северного погранперехода в Украину и обратно западный обвод окончательно отсекает крепость от города и превращает ее в богом забытый пустырь на окраине. Более того, ради 20 фур в день, которые свободно могут объехать город по восточному обводу, затевать такое строительство не уместно, я уже не говорю о том, что водно-болотным угодьям в пойме Мухавца с краснокнижной черной цаплей нанесен значительный ущерб. Казалось бы куда как более полезным для городской инфраструктуры было бы создание перехода через Муховец в створе центральной магистрали города улице Ленина (в этом месте была переправа еще до революции), но это простейшее и лежащее на поверхности решение по каким-то неведомым причинам было отвергнуто. В результате в непосредственной близости от крепости мы получили вот такой вариант.

Цит по: Русский фортификационный сайт
Как мы видим на примере визуализации, западный обвод отсекает перспективу с проспекта Машерова на входную группу "Звезда" мемориала (на картинке съезд с моста искусственно занижен, да и сам мост почему-то странно низко сидит окончательно закрывая тему возобновления судоходства по Мухавцу), а самое главное отсекает проезд на автостоянку для туристических автобусов (на картинке квадратная площадь за шоссе).
Можно по разному относится к мемориалу "Брестская крепость-герой", но однозначно это одно из лучших архитектурных решений 70-х годов по увековечиванию памяти погибших в Великую Отечественную войну. Все здесь было продумано до мелочей. В том числе и пробивка нового в хода в крепость с организацией входного портала ввиде "Звезды", и  длинная церемониальная аллея идущая от парковки в Цитадель, выполняющая не только коммуникативную, а скорее эмоционально-психологическую роль, подготовливая туриста к встрече с Вечным огнем, братской могилой и музеем обороны Брестской крепости.
Все это архитектурно-пространственное решение не дрогнув перечеркнула рука архитектора сегодняшнего. И вот уже главный вход в мемориал оказывается отсечен магистралью и выносится на задворки не только города, но и истории, как и сама память о Великой Отечественной войне. Скажите, кому будет интересно это пустое пространство за дорогой без возможности оставить там свой автомобиль или автобус? Это пространство так же будет не интересно и простому пешеходу. Путь от парковки до Вечного огня в прошлом составлял 860 метров (+ 100 метровая парковка), что уже очень много для простого туриста прибывшего на трехчасовую экскурсию и только в составе экскурсионной группы можно осилить это пространство настраиваясь на тяжелую тему первых дней войны. Впечатление усиливает звуковое сопровождение у "Звезды". Повторюсь, в связке парковка, "Звезда", Вечный огонь, мемориал - церемониальный вход в крепость протяженностью 860 метров вполне уместен. При отсутствии подъезда к его началу он теряет всякий смысл и превращается в пустырь. Кто отважится пройти лишние 500 метров вдоль автомагистрали чтобы выйти "в точку старта" экскурсии?
Как из данной ситуации выходит брестский "архитектурный гений"? Он предлагает пробить новый вход в крепость. Но что дозволено Юпитеру не дозволено быку. Повторить действительно по хорошему гениальное решение группы архитекторов и скульпторов 70-х не возможно. Можно только его испортить. Не буду акцентировать внимание на составе творческой группы проектировщиков мемориала в 70-е под руководством А.Кибальникова, но найти столь оригинальные пространственные решения она смогла только благодаря высокой квалификации, чувству меры, пространственному видению, вкусу, опыту и идеологии, если хотите. Эти навыки, к сожалению, современными архитекторами утрачены равно как и идеологическая составляющая их деятельности уступившая место экономическому расчету, работе под заказ и ремесленничеству.

Читать и смотреть далее http://starcom68.livejournal.com/1084689.html

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Расшифровка итогов консультации по проекту "Брест 2019" 6 марта 2013 года

6 марта 2013 года. Структурная консультация.

Перелыгин Ю.А., модератор дискуссии:
Я бы хотел, чтобы высказывания всех присутствующих отвечали на несколько вопросов. Каждый высказывающийся должен сказать что-то, уже не по отношению к каждому срезу материала, который был представлен разными группами авторов, а ко всему целому, следует иметь в виду, что перед нами один проект, правда, разработанный четырьмя различными коллективами.
 Мне бы хотелось услышать как минимум две вещи: во-первых, что обязательно должно сохраниться из тех идей, что были высказаны всеми четырьмя авторскими коллективами, и кроме этого не ими, но и прозвучали в выступлениях экспертов и участников дискуссии, потому там тоже содержались важные идеи. А во-вторых, нужно указать на то, от чего, по-вашему мнению, во всех случаях надо отказаться. Кто готов высказаться первым?

Орлов В.А., центр военного наследия, Каунас:
 Все четыре автора тем или иным способом ушли от темы работы внутри крепости. Я не буду оценивать результаты работы в городе, потому что я не эксперт в вопросах урбанистики, но уход от темы работы внутри крепости наблюдался во всех четырех работах. С одной стороны, это хорошо, потому что верен тезис: архитектор, сразу же соглашающийся работать с культурным наследием - плохой архитектор. Хороший архитектор на его месте скажет, что не будет ничего делать, потому что это деликатное дело и там нельзя нарушать историческую целостность. Мне кажется, что сложившуюся ситуацию можно и нужно решать таким образом: работы по регенерации крепости должны быть включены в  общий проект, и они должны быть достаточно подробно детализированы, в то же время они не должны нанести ущерб ни крепости, ни городу. На мой взгляд, выход из этой ситуации заключается в претворении в жизнь не только архитектурного планирования, но также и музейного. Необходимо к каждому из коллективов добавить специалистов по музейному планированию, которые помогут с работами внутри крепости. Какие бы новые функции мы ни придавали крепости, мы должны признать, что музейная функция крепости просто необходима. Да, в крепости действует мемориал, но эта музейная составляющая должна быть более развита. Не углубляясь в музейные дебри, я подчеркну: важнейший показатель использования культурного наследия в музейных целях – процент площадей, доступных для посещения. На сегодняшний момент в крепости показатель не превышает 10%, а он должен стремиться к 80, 90, 100 %.

Перелыгин:
А есть ли у Вас понимание того, что точно не должно быть включено в будущее ТЗ для мастер-плана?

Орлов:
Я не видел явных диссонансов или грубых просчетов, которые бы позволили бы сказать о представленных проектах: это страшный вред или большое зло. Опыт показывает, что крепости нужна жизнь, жизнь должна основываться на современных реалиях. Нельзя сказать, что в крепости нельзя ничего строить, простите уж за тавтологию. Я не берусь критиковать решения, предложенные по крепости, хотя некоторые из них достаточно спорны.

Палажченко Н.П., советник Фонда центра современного искусства «Винзавод»:
Я как узкий специалист позволю себе по-другому расставить акценты. Вы сказали, что к работе архитекторов должны подключиться некие специалисты по музейному планированию. Это называется – хвост виляет собакой, так не бывает. Дело в том, что мы сразу начали со второго этапа, потому что так проще, потому что больше специалистов именно по архитектурному планированию. Это почти наверняка пробивная история, потому что здесь мы можем придти от формы к содержанию. Затем надо приступить к содержательному проектированию и решать, что именно должно быть в крепости: музей, парк, культурный центр, научно-исследовательский университет. Скорее всего, учитывая гигантские размеры крепости и ее фантастическое местоположение, это будет очень сложный комплексный проект, к детальному проектированию и реализации которого мы и приступим. И тот факт, что на сегодняшнем обсуждении никто из докладчиков не касался вопроса: а что же именно будет происходить в крепости? - является следствием методологической ошибки или, наоборот, сознательной провокации.
Что касается наиболее оправданных решений, которые звучали в тех или иных проектах, то  первым пунктом безусловно пойдет река. Вне всякого сомнения потенциал реки нужно задействовать, здесь я замечу, что  говорю не столько про крепость, сколько про город. Затем следует упор на комплексную инфраструктуру двоякого рода: как транспортную, так и туристическую. Кстати, подробно инфраструктурной составляющей   занялся Варюхин А.И, а вот в проекте Антона Кочуркина при всех его потрясающих достоинствах инфраструктуре не было уделено должного внимания. Нужно осознать, что просто не работают те проекты, в которых отсутствуют разные форматы предложения. Чем шире предложение, тем успешнее будет проект.
В-третьих, мне пришлась по душе транспортная составляющая. Говорят, что  Брест успешен с точки зрения транспорта, но это неверно - автобусы и маршрутки переполнены, общественный транспорт в городе развит плохо и не справляется со своими функциями. Турист предпочитает не забитый людьми трамвай, все это понимают, просто необходимо думать о маршрутной сетке и о качестве услуг. В ходе обсуждения звучала идея создания нового центра города и плотной общественной истории в промежутке между городом и крепостью. Мне это представляется довольно-таки верным.
Теперь я скажу несколько слов о том, чего необходимо избежать. Надо избежать экономического шапкозакидательства. Понятно, что если не будет по каждой "фигне" четкого экономического просчета, то мы попадем в ситуацию, типичную для наших стран - Беларуси, Украины, России, – когда есть хорошие темы, но в них нет контента. Опыт показывает, что "хард" и "софт" по объемам затрат должен соотноситься примерно таким образом: 25% уходит на "софт", 75% затрат составляет "хард". По количеству затраченных усилий "софт" всегда отнимает 75%, а "хард" порядка 25%. Я согласен с тезисом Антона Кочуркина, что "софт", то есть "событийка" (какие-то фестивали, туристические сборища, военные вещи), может придать импульс этой истории, но я пока не могу понять, где, кроме как у государства, взять на это деньги, а государство не должно гореть желанием выделять на это деньги. А если мы не придумаем, где брать деньги на содержание, то ничего из нашей затеи не выйдет. Затраты на содержательную составляющую только при первом взгляде выглядят небольшими, на самом деле, проанализировав, приходишь к выводу, что содержательная насыщенность - довольно-таки затратное удовольствие. Впрочем, в том, что "софт" возымеет должный эффект, сомневаться не приходится.

Жарков Александр, архитектор, Брестское отделение общества охраны памятников:
Во всех 4 проектах есть одна грань, из-за которой могут ломаться копья и возникать негативно окрашенные вопросы со стороны общества. Мы забыли про тот пласт археологии и наследия города, который лежит в земле. Для инвестора это головная  боль, потому что за один присест культурный слой не исследуешь. А если будешь действовать сгоряча, то общество вполне резонно заявит: похоронили они нашу историю. Археологические раскопки надо вводить в содержательную деятельность проекта.  В конце концов  это должно стать основой для образования исследовательского университета или института.
Что касается запретного на данной территории, то ответ таков: не должно быть бездумной застройки и моментальных решений. Надо хирургически подходить собственно к территории.

Читать материал полностью на сайте Ibrest http://ibrest.ru/forum/?t=472

Контакты:
Проект "Брест 2019"
+790906443226
e-mail: ibrest2020@gmail.com, www.ibrest.ru
группа "Брест 2019" в "Facebook",
группа "Брест. Крепость: перезагрузка" в "VK"

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Министерство культуры Республики Беларусь
Ассоциация менеджеров культуры
В рамках проекта "Брест 2019"

Семинар Дитера Богнера для профессионального сообщества:
«Культурно-историческое наследие как ресурс развития территории и местного сообщества. Опыты и практика».

Дата: 5 апреля 2013 г., с 12-00 до 18-00
Место: Конференц-зал, ГУ «Мемориальный комплекс «Брестская крепость».

Дитер Богнер – крупнейший специалист в области музейного проектирования, маркетинга и музейного PR, «автор» многих музеев: музея Пауля Клее в Берне, «Музейного квартала» в Вене – огромного культурного пространства площадью в 60 тыс. кв. м, а также плана музеефикации Зальцбурга, председатель правления частного благотворительного фонда Фредерика и Лилиан Кислеров. Создатель мастер-плана Мыстецкого Арсенала (г. Киев, 2006-2008гг.).
Ведущая: Инна Прилежаева – куратор, культуртрегер, эксперт в области социокультурного проектирования, событийного менеджмента; специалист в области PR-технологий и маркетинга культурных продуктов. Директор по проектам Ассоциации менеджеров культуры, руководитель программы Арт-резиденций в Никола-Ленивце, со-учредитель компании «МУЗЕЙПРОМ».

Регистрация у координатора семинара – Алины Деревянко, тел.: +79096443226, e-mail: ibrest2020@gmail.com.
О проекте «Брест 2019»:
Культура в современном мире - это не только сфера высших художественных достижений, но и экономически прибыльная деятельность, инструмент развития городов, территорий и сообществ.
БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ – это ресурс для социально-культурного и экономического развития Брестской области и всего региона.
Концепция развития территории Брестской крепости - комплексный проект, позволяющий включить БК и прилегающие территории в современные городские сценарии, и дающий новые функции месту, как коммуникационному, культурно-историческому, развлекательному, частично жилому и деловому центру города.
Задачи проекта:
• Объединить все ресурсы и инициативы территории с целью максимально эффективной интеграции в проект;
• Стимулировать местное, культурное и деловое сообщество региона к созданию новых, актуальных проектных идей в области культуры, туризма и предпринимательства;
• Создать эффективную и самовоспроизводящуюся культурно-туристическую индустрию, ориентированную на развитие территории и решение серьезных социокультурных задач.

Контакты:
+375295544017
Проект "Брест 2019"
e-mail: ibrest2020@gmail.com,
www.ibrest.ru

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Экскурсия на остров Пограничный c  http://starcom68.livejournal.com/1103078.html

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Modern Talking - встреча Дитера Богнера с белорусским музейным сообществом в Брестской крепости http://starcom68.livejournal.com/1103272.html