Автор Тема: Рецензия на книгу Е. Балашова и И. Шереметьева о линии ВТ  (Прочитано 2875 раз)

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8386
Последнее время у меня практически не было времени для спокойного вдумчивого чтения. Как говорится, чукча не читатель – чукча писатель! Почти все время занимала изнурительная редакционная подготовка второй части нашего труда по Владивостокской крепости. Но теперь, закончив эту работу, я смог несколько отвлечься, и тут как раз и подошла посылка со свежей литературой из Питера. Товарищ по работе, не чуждый интереса к исторической фортификации, поинтересовался, с чего это я перестал быть писателем и попросил назвать издания, которые я читал. При слове «Цитадель» он как-то иронически хмыкнул, а при словах "книга Амирханова и Ткаченко о форте Константин" понимающе и сочувственно вздохнул. А вот когда я сказал, что при чтении книги Е.А. Балашова и И.А. Шереметьева «Линия ВТ. Финская оборонительная позиция на Карельском перешейке 1942–1944. Санкт-Петербург: Карелико, 2014» я просто отдыхаю душой от всяческих ненормальностей, столь характерных для «питерской» литературы, от которых уже порядком устал, коллега только порадовался за меня и за всех остальных читателей. Вот поэтому с этой книги я и начну.
* * *
Итак, это добротная книга формата несколько меньшего, чем А4, но достаточно крупного для нормального представления иллюстраций, 208 страниц, хорошая офсетная бумага. В схемы добавлен цвет, но все фото черно-белые. Обложка мягкая, ламинированная, дизайн обложки весьма эффектен. Книга обильно иллюстрирована историческими фотографиями, схемами расположения оборонительных сооружений, снабжена их полным списком, чертежи основных типов сооружений, как архивные, так и обмерные, представлены в достаточном количестве, чтобы понять оборонительную систему линии ВТ – бывшей основным долговременным рубежом финской обороны на Карельском перешейке в 1942–1944 гг. Книга написана на добротной финской историко-архивной базе, соответствующие материалы которой впервые вводятся в отечественный научный оборот.

Автор описывает предысторию строительства, то есть выход финской армии на главный рубеж советского Карельского укрепленного района в августе–сентябре 1941 г., рекогносцировки, которые предусмотрительные финны начали уже в октябре 1941 г., причем решение о них было уже 10 сентября 1941 г. К середине декабря 1941 г. рекогносцировки были закончены, а в январе 1942 г. начали строительство, масштабы которого нарастали и приняли наибольший размах весной 1944 года.

Авторы подробно описывают систему укреплений линии ВТ, включая противотанковые и противопехотные заграждения, траншеи, ходы сообщения, стрелковые ячейки, командно-наблюдательные пункты, убежища, включая и знаменитые баллон-бункеры. Подробно описаны огневые сооружения, большая часть которых имела пулеметные литые бронеколпаки, включая простейшие пулеметные гнезда, а также и тяжелые долговременные огневые сооружения, которых построено было относительно немного. Описаны образцы казематного вооружения, включая пулеметные установки, трофейные артиллерийские и орудийно-пулеметные установки Л-17 и ДОТ-4 соответственно, система боевой вентиляции и охлаждения пулеметов. Описываются также тяжелые советские ДФС передового рубежа КаУРа, которые финны предполагали использовать в своей системе обороны. Также описываются открытые позиции для противотанковых пушек с убежищами для орудий. Приведены чертежи типовых сооружений и многочисленные исторические и современные фотографии. Авторы отмечают, что система укреплений принципиально отличалась от принятой на линии Маннергейма, поскольку в ее основе лежали не огромные ДОТы-«миллионники», а большое количество мелких сооружений, то есть более распыленная система фортификации.

Не менее половины книги занимает справочная информация статистического и картографического характера, где приведены подробные схемы всех секторов линии обороны, а в табличной форме даны сведения обо всех сооружениях, включая типологию, назначение, номер и степень завершенности. Также приведена краткая информация о боевых действиях в каждом секторе.

Финские войска продержались на линии ВТ в течение нескольких дней, нанесли серьезные потери наступающим войскам Красной армии, заставили ее израсходовать большое количество боезапаса, сбив тем самым темп их наступления. При первых же признаках прорыва оборонительной линии финны планомерно оставили укрепления, чтобы не попасть в окружение и постепенно с боями отошли на линию Вуоксинской водной системы, где и остановили наступление противника.

Таким образом, по мнению авторов оборонительные сооружения оказались весьма серьезным подспорьем для обороняющихся войск, но они продержались все же существенно меньше, чем рассчитывали финны. На то был ряд серьезных объективных причин. Линию обороны не успели развить в глубину. Кроме того, даже перволинейные сооружения были недостроенны. Во многих огневых сооружениях отсутствовало оборудование для охлаждения пулеметов и отсоса пороховых газов, что существенно снижало их боевую эффективность. Наконец, система обороны не была обжита войсками, и ее занятие происходило в условиях их отхода с первой линии обороны под давлением превосходящих сил неприятеля, то есть к началу боев рубеж не был занят войсками. Тем не менее, сопротивление удалось организовать благодаря наличию в секторах обороны инструкторов фортификационно-строительных батальонов, которые осуществляли окарауливание объектов и обслуживание их вооружения. Наличие таких инструкторов, в спешном порядке обучивших полевые войска пользоваться огневыми сооружениями, было очень важным для организации обороны.

Автор завершает книгу небольшим послесловием, в котором подводит итоги боев на Карельском перешейке, как, в целом, весьма успешных для финской армии, сумевшей остановить Красную армию на подступах к границе 1940 года.

Подробнее о боевых действиях автор обещает рассказать в отдельной книге, поскольку объем данного издания не позволяет это сделать. Такой подход, кстати, провозглашался и нашими киевскими коллегами.

Недостатки книги минимальны. Можно говорить о некоторых погрешностях в номенклатуре советских ДФС, которая изменилась в 1940 году, вызвало улыбку упоминание о размещении эмблемы фортификационно-строительных батальонов на несуществующем контртитуле (на самом деле на обычном титульном листе), мелковаты колонтитулы, что не имеет большого значения, поскольку они не несут никакой информации, кроме повторения названия книги. В словаре фортификационных сооружений к береговым укреплениями почему-то относят только долговременные сооружения, хотя для противодесантной обороны могут применяться и полевые укрепления.

В целом, книга может рассматриваться, как образцовая для историко-фортификационного жанра. Авторов, которые, несомненно, вложили душу в данный творческий продукт, можно лишь поблагодарить за потраченные усилия и поздравить с большим успехом!
« Последнее редактирование: 04 Июня 2014, 04:59 от Владимир Калинин »