Rufort.info - Фортификация

Форум => Библиотека => Тема начата: a_live от 15 Декабря 2014, 09:28

Название: Неизвестная крепость Российской империи
Отправлено: a_live от 15 Декабря 2014, 09:28
(http://f17.ifotki.info/org/93ebeb7cf4516e1b6ed0b734e326fbe7251111201285998.jpg) (http://i-fotki.info/)

Книга «Неизвестная крепость Российской империи» написана тремя гродненскими историками и краеведами Лютиком Дмитрием, Сергеем Пивоварчиком и Александром Семенчуком. Этот коллектив уже более 10 лет работает в направлении исследования фортификации на белорусских землях. Данный труд посвящён истории планирования и строительства Гродненской крепости, а также её участия в Первой мировой войне в 1914 – 1915 годах. При написании книги авторами был использован весь комплекс доступной литературы и источников. В первую очередь речь идёт об использовании материалов из фондов Российского Военно-исторического архива, где хранится основной материал по истории Гродненской крепости российского периода. Кроме этого были проведены очень основательные полевые исследования на объектах крепости.
Выход данного исследования ознаменовал появление в отечественной и мировой историографии первого обширного и научного комплексного труда, посвящённого истории Гродненской крепости. 
Книга прошла рецензию ведущего исследователя российской фортификации Владимира Ивановича Калинина.
Следует также отметить, что в последнее время события Первой мировой войны притягивают всё большее внимание, как историков, так и общественности. Именно для них книга «Неизвестная крепость» будет наиболее интересна.
Приглашаем всех желающих на презентацию книги «Неизвестная крепость Российской империи», которая состоится 18 декабря 2014 года в зале областной библиотеки имени Карского (в Новом замке) в 17.00.
С уважением, авторы и Гродненское издательство «ЮрСаПринт»





Первоисточник (http://forum.grodno.net/index.php?topic=621.3720)



Название: Re: Неизвестная крепость Российской империи
Отправлено: Юрий Ильин от 15 Декабря 2014, 10:07
Очень хотелось бы почитать рецензию от тех, кто уже держал книгу в руках.
Название: Re: Неизвестная крепость Российской империи
Отправлено: Владимир Калинин от 15 Декабря 2014, 13:13
Доживем - увидим!
Название: Re: Неизвестная крепость Российской империи
Отправлено: a_live от 15 Декабря 2014, 14:01
Предисловие к книге Владимир Калинин написал, кстати. И научным редактором в книге значится.
Название: Re: Неизвестная крепость Российской империи
Отправлено: Владимир Калинин от 15 Декабря 2014, 16:26
Я читал рукопись, но не могу оценить то, что получилось в итоге, то есть типографский продукт, пока его не увижу сам.
Название: Re: Неизвестная крепость Российской империи
Отправлено: A_Kuziak от 15 Декабря 2014, 20:43
Ну как-то уж очень мало информации о книге. Хорошо бы оглавление, как книга иллюстрирована (указать количество фотографий и планов, схем сооружений, что иллюстрируют), количество страниц в книге, тираж.
Название: Re: Неизвестная крепость Российской империи
Отправлено: a_live от 15 Декабря 2014, 21:20
Ну как-то уж очень мало информации о книге. Хорошо бы оглавление, как книга иллюстрирована (указать количество фотографий и планов, схем сооружений, что иллюстрируют), количество страниц в книге, тираж.
Завтра постараюсь сделать :). Книги нет, к сожалению, под рукой.
Название: Re: Неизвестная крепость Российской империи
Отправлено: a_live от 16 Декабря 2014, 09:27
Отсканировал с согласия автора книги страницы из книги:

предисловие:
(http://f17.ifotki.info/org/42a3ad374fedeeade7e15aa480695ebf251111201370922.jpg) (http://i-fotki.info/)

(http://f17.ifotki.info/org/747ebf80e71fa8b6d0fd1ca8b01bcbe5251111201370925.jpg) (http://i-fotki.info/)

фрагмент введения:

(http://f17.ifotki.info/org/8e275dc451298cf5793cdc500ae16e37251111201370928.jpg) (http://i-fotki.info/)

содержание:
(http://f17.ifotki.info/org/d4ffafb2fe6b71fd6bdff7dd942cd04b251111201370932.jpg) (http://i-fotki.info/)

(http://f17.ifotki.info/org/c5596536e3b4fc08e8191a928087b094251111201370934.jpg) (http://i-fotki.info/)

фрагмент биографического справочника:

(http://f17.ifotki.info/org/70778633de4081b8673c3478a2b6b4a6251111201370936.jpg) (http://i-fotki.info/)

фрагмент источники и литература:

(http://f17.ifotki.info/org/9008fcbd731c832a6af43ee95af307d2251111201370939.jpg) (http://i-fotki.info/)

фрагмент самой книги:

(http://f17.ifotki.info/org/1c400a2c61f7a3ca7233789983f25e69251111201370943.jpg) (http://i-fotki.info/)

Название: Re: Неизвестная крепость Российской империи
Отправлено: a_live от 16 Декабря 2014, 09:47
Ну как-то уж очень мало информации о книге. Хорошо бы оглавление, как книга иллюстрирована (указать количество фотографий и планов, схем сооружений, что иллюстрируют), количество страниц в книге, тираж.

В книге представлено достаточно большое количество фотографий. Из иллюстраций кроме фотографий в книге напечатаны фрагменты карты Гродненской крепости; чертежи фортов, опорных пунктов и пороховых погребов. Тираж не указан. Но со слов Александра Семенчука книгу удалось напечатать в Гродно очень маленьким тиражом на собственные средства. Таким же небольшим тиражом книга была напечатана и в Литве, но в твердой обложке. Количество страниц в книге - 247.

Название: Re: Неизвестная крепость Российской империи
Отправлено: Владимир Калинин от 16 Декабря 2014, 10:18
Почему-то сразу бросился в глаза бессерифный, то есть рубленый шрифт в основном тексте. Да будет известно  коллегам, что такие шрифты применяются только для выделения какого-либо части текста, а вот для основного текста они не годятся. В качестве шрифта для основного текста нужно использовать серифные шрифты, то есть с небольшими завитушками, которые обеспечивают более спокойное восприятие их глазом. Обычно используются шрифты семейства "Таймс". Имеет место быть отсутствие опыта у верстальщика и издательской культуры у издателя, ибо такие вещи описаны во всех учебниках по издательскому делу.

Этот недочет частично компенсируется удобным двухколоночным набором и крупным размером шрифта, но, тем не менее, бессерифный шрифт для основного текста использовать было не нужно.

Удивило написание фамилии генерала Дурляхера, как Дурлахер. Оба варианта допустимы, но первый был бы предпочтительнее.

В общем, по мелочам все равно блох-то наловим, это неизбежно для любой книги, в том числе и для наших собственных, но зацикливаться на них не стоит. Нужно накапливать опыт и учится, чтобы минимизировать их в дальнейших творческих продуктах. Книга-то на эту тему у авторов, я надеюсь, не последняя.   

Очень удачно, на мой взгляд, сложилась творческая команда. Более молодые исследователи, имеющие вкус к описанию фортификационных сооружений, объединились со старшим товарищем-профессионалом, доктором исторических наук, который изрядно поднаторел в области реконструкции исторических событий. И описание этих событий было наложено на твердую фортификационную почву, что, на мой взгляд, и определило особую привлекательность книги.  Объединение усилий группы единомышленников на какой-то большой творческий проект - несомненный путь к его успеху. Остается надеяться, что авторы авторы достойно переживут самый опасный период для творческого коллектива, - период успеха.

Самое страшное, это когда проект получился! Именно на этом этапе и возникают обычно разногласия, куда и как двигаться дальше. Очень бы хотелось дальнейшего сохранения этой группы, как единого исследовательского коллектива и в дальнейшем. Вместе эти авторы потом горы свернут!

А вообще, белорусских коллег можно только поздравить. Могу также сказать, что мы работали над своей книгой параллельно с книгой о Гродно, и вычитывая рукопись книги я все время чувствовал какое-то родство с авторами в плане комплексного подхода к изучению крепостей, что и отразил в предисловии.
Название: Re: Неизвестная крепость Российской империи
Отправлено: sembat от 17 Декабря 2014, 14:04
Добрый день, коллеги!
Спасибо за отзывы по поводу книги.
Первое, что я сделал, прочитав посты уважаемого Владимира Калинина, связался с издателем и показал ему это замечание.
Вот его ответ:
"Засечками -  называют выступающие относительно концов основных штрихов букв элементы. Классический типографский шрифт всегда имеет засечки.  Засечки бывают треугольные, эллиптические, овальные, прямоугольные, более или менее тонкие. Они облегчают чтение, как бы соединяя буквы между собой. Принято считать, что полноценными шрифтами с засечками являются гарнитуры антиквенных групп. Яркий пример серифного шрифта — гарнитуры тип Таймс, Бодони, Гарамон.

Шрифтам с засечками противостоят гротески. Эти шрифты начали распространяться в начале 20-ого столетия – в конце эпохи модерна, их появление положило конец господству антиквенных шрифтов. Проект шрифта был быстро развивающийся, назван sans serif – в переводе с французского — "без засечек").

Первые шрифты без засечек появились еще в 19 веке, но считались экзотикой. Новым шрифтам дали название «гротеск» и из-за их необычных свойств использовали редко, в основном в акцидентном наборе. Такое положение вещей оставалось до тех пор, пока немецкая группа Баухауз не стала использовать и разрабатывать такие шрифты. Девизом нашествия гротесковых шрифтов стала прагматичность, рациональность, стремление избежать «лишнего». Наиболее известным образцом гротескового шрифта того времени является Футура, шрифт, созданный в Германии в 1928, в нем отразились основные идеи идеологии Баухауз.

Первые гротески проигрывали серифным шрифтам в удобочитаемости. Футуре не удалось занять ведущих позиций, предпочтение было отдано Хельветике, типичному "офисному" шрифту. Примером дальнейшего развития гротесков является Фрутигер (он же Freeset, созданный в 1976); на первый взгляд он напоминает Хельветику, в нем прослеживается тенденция к некоторым "анти-геометрическим" особенностям, типа неравной ширины элементов (особенно в шрифте жирного начертания), непрямоугольность конечных линий, их закругленность (например в основании вертикальной линии в букве "b"). Все эти тонкости нужны были, чтобы сгладить слишком резкие линии гротеска, повысить четкость знаков, их узнаваемость, в результате получился гораздо более удобочитаемый шрифт — особенно по сравнению с Хельветикой или Футурой.

Тенденции, которые проявились в шрифте Фрутигер, были позднее развиты в семействе шрифтов, чрезвычайно популярных теперь как в вебе, так и в полиграфии. Первый шрифт этого семейства, названного Meta, был разработан в 1984 дизайнерами Эриком Шпикерманом и Лукасом де Гротом . В Meta элементы слегка различаются по ширине (в маленьких кеглях, более тонкие элементы должны не сойти на нет, но, напротив, быть неотличимым от более толстых) и, как компенсация отсутствия засечек, согнутые окончания вертикальных линий в буквах "b" или "n". И прописные и строчные буквы гораздо уже, чем у других гротесков (буквы зрительно вписываются в прямоугольники, а не в квадраты).

Задача состояла в том, чтобы, сохравнив экономичность шрифта, повысить его удобочитаемость, и чтобы он выглядел при наборе мелким кеглем хорошо и на экране и на дешевой бумаге. Мета был провозглашен "шрифтом девяностых"."

"...Куда более современный и авторитетный Рудер как раз таки такими шрифтами и рекомендует пользоваться. "
Эмиль Рудер. "Типографика. Руководство по оформлению."  перевод и переиздание 2002 год
Кстати книга по издательскому делу отпечатана именно таким же шрифтом, что и наша книга.

Это ответ нашего издателя.
Кстати он напечатает несколько страниц для сравнения, тогда будет наглядно всё видно, а то я думаю многие и не понимают, о чём речь( и я в их числе)

Теперь по существу.
Экземпляр книги Вам, Владимир, уже должен был выслать Сергей Аркадьевич.
Книги действительно две, вернее два варианта. Когда в 2011 году Литовские коллеги, начавшие серию книг о Российских крепостях, узнали, что у нас есть готовый материал по Гродненской крепости, предложил издать книгу у них. Но так как в это время была уже издана первая книга из серии, Ковенская крепость, то они "зажали" нас в общих рамках книг. Т.е. весь материал им был не нужен, и они включили в книгу только то, что по их мнению будет интересно массовому читателю. Т.к. к тому времени спонсоров, желающих издать нашу книгу у нас не было, мы согласились.
Был разработан макет, подготовлен к печати и...началась "обещаловка". Три года нам говорили, что книга вот-вот выйдет. Кончилось тем, что издатель сказал, что денег на издательство книги нет. Тогда мы и попросили, что бы наш труд не пропал зря, отдать нам готовый макет, и мы поищем издательство в Гродно. Спонсоров мы так и не нашли. А так как 21 ноября в Гродненском университете должна была состояться Международная конференция по ПМВ, мы решили к этой дате издать книгу минимальным тиражом за свои деньги. Книгу издать успели, но на конференцию приехал и издатель из Литвы и привёз долгожданную книгу, в твёрдой обложке, изданную, по его словам, то же полукустарно минимальным тиражём. Я видел всего 5 экземпляров. Сколько их есть в Литве, мы до сих пор не знаем.
Наш вариант книги отличается от Литовского. За эти три года мы были несколько раз в РГВИА, и у нас появились некоторые изменения и замечания. Мы сделали небольшие изменения в тексте и заменили некоторые фотографии, которые вставили в текст без нашего ведома.
Вот вкратце и всё о книге.
Т.к. у нас осталось очень много материала, который не вошёл в книгу, сейчас мы готовим новую книгу,  которую постараемся сделать ещё более полной. Осталось дело "за малым" - найти реального спонсора. На словах вроде есть, но как будет на деле - пока и сами не знаем. Деньги имеют свойства неожиданно заканчиваться. Как бы нам и вторую книгу не пришлось издавать за личные средства...
Будут вопросы - задавайте.
Название: Re: Неизвестная крепость Российской империи
Отправлено: A_Kuziak от 17 Декабря 2014, 14:52
Крепостные сооружения в виде чертежей, насколько я понял, в книге есть. Они представлены в виде копий архивных документов, или сделаны самостоятельно на основе архивных чертежей?
Ну и в каком виде показаны укрепления, проектные, или в том состоянии, когда их атаковал противник?
Название: Re: Неизвестная крепость Российской империи
Отправлено: sembat от 17 Декабря 2014, 15:08
Чертежи есть как архивные, так и сделанные самостоятельно.
Некоторые укрепления описаны что должно быть, изменения в ходе строительства, и что успели сделать до начала боевых действий.
Отмечу сразу, на все вопросы, как в книге Владивостокская крепость, ответы мы не даем, т.к. и сами не знаем. Чем больше узнаём, тем больше вопросов возникает. А ответы -  в РГВИА , куда нам ещё ездить и ездить...
Название: Re: Неизвестная крепость Российской империи
Отправлено: Владимир Калинин от 18 Декабря 2014, 01:17
Все эти новомодные штучки со шрифтами могут быть оправданы только для газет и рекламных буклетов. Серьезные книги шрифтами без засечек делать нельзя, когда текста много и читать надо долго, то все эти изыски надо "отправлять в топку", а думать  прежде всего об удобстве читателя. Во всяком случае, наши российские руководства по издательскому делу говорят об этом, да и мое субъективное восприятие подсказывает тоже самое.

Я, в частности, не видел ни одного серьезного научного журнала, выпущенного с безсерифными шрифтами, а традиции серьезных международных издательств - это серьезный аргумент. Тоже самое и могу сказать и про книги.

Да, в книге про Владивостокскую крепость мы тоже не можем дать ответы на все вопросы, полагаю, что таких книг вообще не бывает, может быть за исключением трудов классиков марксизма. Впрочем, к науке подобные труды зачастую имеют опосредованное отношение.
Название: Re: Неизвестная крепость Российской империи
Отправлено: sembat от 18 Декабря 2014, 14:15
Издатель скинул интересную ссылку на счёт шрифта: http://www.b17.ru/article/serif-or-sans-serif/ (http://www.b17.ru/article/serif-or-sans-serif/)
Название: Re: Неизвестная крепость Российской империи
Отправлено: Юрий Ильин от 19 Декабря 2014, 12:57
На мой взгляд, мнение уважаемого Владимира Калинина отражает общепринятый в издательских кругах подход к использованию шрифтов.
Действительно, научную, техническую и учебную литературу набирают шрифтами с засечками. Шрифты без засечек могут использоваться для фото-альбомов, журналов мод и тому подобных изданий с претензией на современность и артистичность.

Поэтому в данном случае, в научно-популярном издании о Гродненской крепости, конечно, нужно было использовать шрифт с засечками. Хотелось бы, чтобы это было учтено в последующих изданиях.