Автор Тема: Журнал BALTFORT  (Прочитано 288355 раз)

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8386
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #310 : 13 Февраля 2010, 16:18 »
В Ригу сначала проскакивали, а потом это это безобразие пресекли. Кстати, то, что немцы отправили конвой через пролив, обстреливаемый батареей, говорит о том, что коммуникация была им очень нужна, а ее все же кое-как прервали.

Ну а в Таллинн немцам было бы грузы еще ближе возить, однако до декабря 1941 года - не очень-то и возили - горло Финского залива было не в их руках. Не случайно они на Осмуссар так кидались - эта заноза сильно им мешала.

Так что свою морскую функцию береговая артиллерия тоже выполнила, даже особо по морю ине стреляя.

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #311 : 13 Февраля 2010, 19:54 »
...
Обе мортиры в Ивангороде эстонские, только установлены в 38 году, а не в 39-м. Плюс противоштурмовая пушка 76 мм над погребом. Мне правда показалось что погреб это для 76 мм, а не для мортир.
В Нарве на бастионах еще одна батарея стояла из 2-х мортир (сохранилась 1) + погреб + 2 противоштурмовые пушки.

Фото здесь:  http://vkontakte.ru/album-9000829_104523149

С чёрного хода ...
Фото здесь: http://imgsrc.ru/y23456/16901919.html - пока не затёрли.
И чего там секретного??

Ох уж этот "прошлый век"... слов не хватает. "Железный занавес".

Какой железный занавес? Группа то открытая - заходи и смотри, только если цитируешь то ссылайся.

Кстати гораздо лучшие фото лежат на старом фортификейшене, там почти все казенные части пересняты.

Оффлайн Irben

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 142
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #312 : 13 Апреля 2010, 14:04 »
Сдан в типографию BALTFORT №1 за март 2010 года. В этом номере продолжаются многие темы, начатые в предыдущих выпусках журнала, а также читателей ждёт открытие новых имён авторов и ракрытие исторических тайн.

Содержание

1. «Янтарное перо – 2009» 
Репортаж о церемонии награждения победителей международного Конкурса журналистов, ежегодно проводимого Посольством России в Латвии.
2. Ю.Ю. Мелконов. «Рижский “Бостон”» продолжает полёт.
Рассказ о визите в Ригу Жанны Алексеевны Брусник из Сургута, племянницы командира экипажа бомбардировщика 1гвМТАП гвардии капитана Петра Васильевича Летуновского.
3. И. Шайдуров. Продукт глобализации.
 Рассказ о том, как для обучения личного состава «дружественных армий» американцы применяют специально переделанное оружие, из которого нельзя стрелять боевыми патронами.
4. Ю.Ю. Мелконов. Противоминная технология компании «BACTEC».
На трассе газопровода «Северный поток» в Балтийском море уничтожение мин в строительном коридоре производит британская компания. Рассказ о том, как происходит подрыв мин с минимальным ущербом для окружающей среды.

Историческая часть

1. С.Ш. Бар, Ю.Ю. Мелконов. Записки о сфероконической мине Герца.
 Мина Герца сыграла огромную роль в становлении минного дела на Русском флоте.
2. В. И. Калинин, Р. С. Авилов. Бронзовая пушка.
 Интереснейший рассказ о находке во Владивостоке «4-фунтовой заряжающейся с дула нарезной медной пушки образца 1860 г.»
3. П. А. Новиков. 5-й Сибирский армейский корпус в 1914–1918 годах.
 Продолжение цикла публикаций о Сибирских стрелковых корпусах, участвовавших в боях на Рижском фронте в Первую мировую войну.
4. А.Б. Широкорад. Штурм Кёнигсберга.
 Рассказ об использовании артиллерии при штурме советскими войсками крепости Кёнигсберг.
5. Ю. П. Мальцев. Ревельский оборонительный комплекс начала ХХ века.
Статья о принципах построения Центральной минно-артиллерийской позиции Балтийского флота – Морской крепости имени Императора Петра Великого, порта и военных заводах Ревеля к началу Первой мировой войны.
6. П. Саммалсоо. «Рижские речные извозчики» в ВМС Эстонии.
Замечательная статья большого энтузиаста истории флота Эстонии Пеедо Саммалсоо. После Первой мировой войны в водах Эстонии и Латвии оставались десятки тысяч мин. Как были организованы первые попытки траления, какие использовались корабли-тральщики рассказывает эта статья.
7. М. Эссертс. Пушки русского линкора в Латвии.
 В 1932 году Военное министерство Латвии получило предложение от французской фирмы о поставке 130-мм морских орудий Виккерса «почти как новых и готовых к стрельбе». Это были пушки с русского линкора «Император Александр III, (Воля, Генерал Алексеев)» из Бизерты.
8. О. В. Морозов. Русский гарнизон города Динабурга в 1772–1800 годах.
 Как всегда интересный рассказ военного историка Олега Морозова о первом гарнизоне Динабургской крепости, отошедшей к России после первого раздела Польши в 1772 году.
9. И. В. Копытин. Сапёрный батальон инженерных войск Эстонской армии в 1924–1940 годах. Продолжаем тему истории сапёрных частей государств Балтии в 20-30-е годы.
10. С. С. Кушнер. Так было. Часть II (продолжение).
Почему в 1940-41 гг. не строили оборону с тыла островов Моондзундского архипелага и к чему это привело в первые месяцы войны.
11. В. И. Манойлин. Инженер-гардемарины Советского Союза (продолжение).
Интересный живой рассказ Виктора Ивановича Манойлина о годах учебы в ВИТКУ и о жизни советского флота 50-70-х годов.
12. Библиотека журнала BALTFORT.
 Наша библиотека постоянно пополняется, авторы присылают свои книги.
13. Журнал «Фортовед».
Нашего издательского полку прибыло. Приветствие от нового питерского военно-исторического журнала «Фортовед».

« Последнее редактирование: 13 Апреля 2010, 14:06 от Irben »

Оффлайн Irben

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 142
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #313 : 19 Апреля 2010, 20:06 »
Журнал BALTFORT № 1(10) 2010 в первую очередь выслан подписчикам каталога "Пресса России".  Также отправлен в Таллин, Москву, Владивосток, Санкт-Петербург и другим группам абонентов. В связи с перебоями в авиасообщениях вероятно возможны задержки почты.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8386
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #314 : 27 Мая 2010, 00:05 »
Журнал, наконец-то, добрался и до меня. На всякий случай еще раз дублирую его обложку:



А вот обложка исторической части, очень уместной с учетом "минной" направленности номера:



Журнал прочитал внимательно, к оформлению вообще никаких претензий, все замечательно, по содержательной части, как всегда есть некоторые замечания к Александру Борисовичу Широкораду, хотя и не такие серьезные, как к печально знаменитой статье про крепость Осовец.

Есть вопросы к автору статьи про 5-й Сибирский корпус, связанные с формированием 10-й Сибирской дивизии, которая по его мнению формировалась в 1910 году, хотя известно, что эта дивизия (как 10-я Восточно-Сибирская) в первый раз формировалась во Владивостоке в 1905 г. на Русском острове, о чем сказано в IX томе Русско-японской войны. Возможно автор и прав (я сам не в курсе, буду уточнять), но тогда это уже второе формирование данного соединения, о чем и надо было обязательно упомянуть.

А больше каких-то упреков к содержимому нет. Очень интересный номер, хотя и без ярко выраженного "фортифкационного гвоздя", всячески рекомендую покупать и читать.

Юрия Юрьевича Мелконова и коллектив редакции можно поздравить с безоговорочным успехом!

Тем не менеее, подробнейший "разбор полетов" по сути дела будет, как всегда, произведен.

Да, желающие добыть журнал могут обращаться ко мне, равно как и те, кому я задолжал предыдущие выпуски. Пишите на kalininv1957@mail.ru
« Последнее редактирование: 27 Мая 2010, 06:08 от Владимир Калинин »

Оффлайн Ckeptik-2

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 44
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #315 : 27 Мая 2010, 02:25 »
Действительно, 10-я Восточно-Сибирская дивизия в 2-х бригадном составе (1-я: 37 и 38,    2-я: 39, 40 и 41-й Восточно-Сибирские стрелковые полки) существовала.

Правда, в "Росписаниии сухопутных войск ..." на 1-е декабря 1905 было отмечено: "На время военных действий".

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8386
Итак, до меня добрался Балтфорт № 1 за 2010 год или 10-й от сотворения журнала. У номера совершенно четко выраженный минный уклон, и его обложку, равно как и внутреннюю обложку исторической части украшают фотография и чертеж морских мин, что вполне справедливо. Как я уже говорил к оформлению каких-либо претензий нет, все «аккуратно, правильно и чисто».

Открывается журнал информацией по итогам международного конкурса «Янтарное перо – 2009», который проводится посольством России в Латвии. Журнал, а точнее Юрий Юрьевич Мелконов завоевал награду «За лучший аналитический материал» за статью «Рижский Бостон». На мой личный взгляд награда более чем заслужена – столь полного и яркого журналистского расследования, начавшегося с обнаружения обломков самолета на дне моря и до реконструкции дальнейшей судьбы экипажа я, честно говоря, с ходу не припоминаю. Материал “«Рижский Бостон» продолжает полет” посвящен пребыванию в Латвии племянницы командира самолета, прибывшей из Сургута и логически связан с информацией о победе в конкурсе.

Статья эксперта-оружейника из Германии Ильи Шайдурова «Продукт глобализации» описывает переделку автомата АК-47 болгарского производства в учебное орудие, которое может вести огонь только холостыми патронами. Переделка сделана по спецзаказу американцев, чтобы тренировать армии союзников в Афганистане и Ираке, где солдаты часто вступают в армию только для того, чтобы украсть оружие и смыться. А так – смысла сматываться сразу нет. Правда кто потом помешает этому войску разбежаться, когда после тренировок ему все же выдадут оружие – не совсем понятно, но нам, штатским людям, видимо понять логику военных, в том числе и американских, наверно полностью невозможно.

Завершается доисторическая часть номера статьей Юрия Мелконова «Противоминная технология компании “Вастес”». В статье анализируются различия между методами уничтожения старых мин, применяемыми военными и современными технологиями. Военные используют для гарантированного подрыва «протухших» взрывчатых изделий количество взрывчатки, сопоставимое по мощности с уничтожаемыми изделиями. Это приводит к слишком большим нагрузкам на окружающую среду и при массовом разминировании в мирное время эти технологии не подходят. Технология же компании «Вастес» использует небольшие кумулятивные заряды, которые обеспечивают гарантированный подрыв, но без увеличенной нагрузки на окружающую среду. Рыбы предварительно распугиваются от места будущего взрыва ультразвуком. Компания является подрядчиком по разминированию трассы газопровода Nordstream. Материал полностью дублируется на английском.

Таким образом, даже «доисторическая» часть журнала весьма интересна, а анализ исторической части продолжим немного позже.

Продолжение следует
« Последнее редактирование: 29 Мая 2010, 10:25 от Владимир Калинин »

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8386
Статья Сергея Шапсовича Бара и Юрия Юрьевича Мелконова «Записки о сфероконической мине Герца» рассказывает о целом семействе морских мин, которые объединяло наличие сфероконического корпуса. Основу изобретения просского инженера Герца составляли т.н. «рога Герца» - колпачки из мягкого металла, внутри которых были помещены стеклянные колбы с электролитом (жидкость Грене на основе хромпика и серной кислоты). При контакте корабля с миной мягкий металл сжимался и раздавливал колбу, электролит попадал в сухую угольно-цинковую батарею, которая начинала вырабатывать электрический ток, приводивший в действие электрический запал мины. Я когда-то даже сам делал жидкость Грене и, насколько помню, сухая угольно-цинковая батарея действительно дала ток при заливке туда этого электролита – лампочка от карманного фонаря загорелась достаточно ярко. Существовали также обсервационные сферо-конические мины с ртутно-солевым замыкателем, питание на которые подавалось по кабелю с берега. Авторы подробно описывают все усовершенствования, которые были сделаны в русском флоте для более успешного применения этих типов мин, а также о массовом производстве их в России.

Статья «Бронзовая пушка», написанная двумя авторами из Владивостока – автором настоящей рецензии и Романом Сергеевичем Авиловым, повествует о находке во Владивостоке у одного частного коллекционера уникального орудия – морской версии 4-фунтовой медной нарезной заряжающейся с дула пушки обр. 1860 г. Приводится история разработки и службы этих орудий. Статья иллюстрирована фотографиями этой уникальной артиллерийской системы. Хвалить собственную статью не буду, а ругать ее вроде как тоже не за что. Отмечу, что одному из авторов удалось поднять пушку краном, который подогнали работники металлобазы, где ее и нашли, а также осветить прожектором (снятым по этому случаю с охранного периметра) весь канал ствола от дула до каморы, чтобы показать читателям особенности нарезки этого орудия. В работе дается анализ состава вооружения артиллерийских частей Восточно-Сибирского военного округа, позволивший исключить наличие подобных орудий в армейской или казачьей артиллерии и независимым путем подтвердить именно флотское происхождение пушки. Также отмечу, что чертеж фугасного снаряда с цинковыми направляющими выступами удалось обнаружить благодаря библиотеке сайта rufort.info. Очень надеюсь, что эта статья понравится всем любителям истории артиллерии.

Статья Павла Александровича Новикова – историка из Иркутска – «5-й Сибирский армейский корпус в 1914–1918 гг.» продолжает тему участия Сибирских стрелковых корпусов в Первой мировой войне. Автор подробно анализирует ход боевых действий, с участием корпуса, на который, по его мнению, оказал негативное обстоятельство тот факт, что управление 5-го Сибирского армейского корпуса отбыло на театр военных действий в отрыве от «родных» дивизий корпуса – 6-й и 10-й Сибирских стрелковых дивизий, и корпус был укомплектован случайно собранными войсками. «Отрыв» объяснялся тем, что эти дивизии, расквартированные в Николаевск-на-Амуре и Благовещенске, было трудно перебросить на фронт, поскольку там не было нормального железнодорожного сообщения. Автор, говоря о формировании 10-й Сибирской стрелковой дивизии в 1910 г., не упомянул о первом формировании этой дивизии (естественно, как 10-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии) и ее полков в 1905 г. во Владивостоке, где она стояла гарнизоном на Русском острове и по-видимому была расформирована в 1906 г. сразу после революционных выступлений Владивостокского гарнизона. Тогда 8-ю В.С. стрелковую дивизию вывели в Енисейскую губернию, а 10-ю, по-видимому, сразу же и расформировали.

Статья Александра Борисовича Широкорада «Штурм Кенигсберга» вызывает неоднозначное впечатление. С одной стороны, это неплохая компиляция из многих печатных источников, часть из которых упомянута в конце работы, в качестве примечаний. А с другой стороны она отражает недостаточную компетенцию автора в вопросах истории фортификации. Дело в том, что в отчетных документах военного времени форты Кенигсберга описаны не всегда качественно, причем людьми, не владеющими терминологией. В книгах, написанных по этим документам, добавлялись новые искажения, ну а в обработке Александра Борисовича описание фортов зачастую становится вообще неудобоваримым. В частности, горжевые казармы Широкорад почему-то всегда называет «главным сооружением форта», хотя это совершенно не так. Тем не менее, это легко было поправить, ознакомившись хотя бы с популярной книгой Яковлева «Эволюция долговременной фортификации» (в переложении переиздателей - «История крепостей»), где про кенигсбергские укрепления и их устройство сказано довольно много. Кроме того, форты, вообще-то, на месте, калининградские краеведы худо-бедно их описывают и надо было просто ознакомиться с их работой, съездить на место и уже потом писать на такую серьезную тему.

В полный ступор вгоняет самая первая фраза статьи – «Крепость Кенигсберг являлась самой мощной крепостью кайзеровской Германии»! Ничего более не соответствующего действительности написать в этой статье было сложно. Даже из книги Яковлева известно, что экономные немцы, не считая русских за серьезного противника, способного наступать на немецкую территорию, усиливали крепости на своей восточной границе в самом минимальном масштабе. Старые кирпичные форты усиливались тонкими бетонными тюфяками на песчаной прослойке лишь в самых минимальных масштабах, новых бетонных фортов в Кенигсберге не строили вообще. А наиболее мощной немецкой крепостью был Мец, где возводили новейшие укрепленные пункты групповой формы – фесте.

В качестве анекдота следует отметить ложные тактико-технические данные железнодорожных артиллерийских установок со 130-мм орудиями Б-13, которые по мнению Широкорада, имеют дальность огня 24 км (на самом деле 25), а также 180-мм орудиями, которые, по мнению Александра Борисовича стреляли всего лишь на 34 км (на самом деле 37 км). Я понимаю, что в источниках, которыми он пользовался при написании статьи, ТТХ искажались специально, поскольку эти орудия состояли на вооружении, но почему при «копипасте» соответствующих материалов он не заглянул в им самим написанную «Энциклопедию отечественной артиллерии» и не проверил информацию останется для читателей загадкой.

Тем не менее, в статье масса интересных боевых примеров по штурму фортификационных сооружений и она будет интересна и полезна читателям, несмотря на все очевидные ее недостатки.

Статья «доктора философии» Юрия Павловича Мальцева (вероятно доктор философии, это эстонская научная степень, эквивалентная кандидату наук) «Ревельский оборонительный комплекс начала XX века» имеет несколько непонятный предмет. Автор рассказывает, в общем-то то, что более или менее известно любому интересующемуся военно-морской историей, но облекает это в наукообразную форму. Кто бы спорил, что размещение фланга миннно-артиллерийской позиции, военного порта, фортификационных сооружений для его защиты и мощной промышленной судостроительной базы, весьма полезной для нужд базирующегося флота, в одном районе – в районе Ревеля – имело свою внутреннюю логику и было взаимосвязано, но что в этом нового и необычного? К сожалению, подобное теоретизирование – это то, что я никогда не понимал у профессиональных историков. Может быть фраза «Изложенная выше логика создания новой оперативной базы Балтийского флота является, видимо, первой попыткой системной реконструкции идеологии, исторически создававшейся скорее методом проб и ошибок, как концептуальных, так и проектных» и ей подобные все же скажут что-то содержательное более продвинутому в гуманитарных вопросах читателю, но на мой взгляд, вся эта работа не несет какой-либо смысловой нагрузки.

Окончание следует
« Последнее редактирование: 29 Мая 2010, 16:37 от Владимир Калинин »

Оффлайн sezin

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 2575
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #318 : 29 Мая 2010, 13:24 »
Из злобности ;D скажу,что в этой цитате есть неточности.
«Отрыв» объяснялся тем, что эти дивизии, расквартированные в Николаевск-на-Амуре и Благовещенске, было трудно перебросить на фронт, поскольку там не было железнодорожного сообщения." (с)
Если насчет Николаевска все правильно,то в Благовещенске железная дорога была с 1913 года.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8386
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #319 : 29 Мая 2010, 13:32 »
Вообще-то если и была, то только с рабочим движением поездов и весьма ограниченной пропускной способностью. Здесь я с автором вполне согласен. Вот цитата из обсуждаемой статьи: "10-ю Сибирскую дивизию, две трети личного состава которой квартировало в Благовещенске и Николаевске, было не так то просто отправить на фронт. Амурская железная дорога пришла в Благовещенск в конце 1913 года, но достраивалась до 1916 года. Николаевск же не имеет железнодорожного сообщения до сих пор".

Так что нам тут на месте виднее.