Автор Тема: Журнал BALTFORT  (Прочитано 281722 раз)

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8379
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #300 : 12 Февраля 2010, 17:19 »
Туда им всем и дорога, вымогателям и их пособникам!!!

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8379
Статья «Юрий Георгиевич Перечнев. Биографическая справка». Написана дочерью известного историка береговой обороны Татьяной Юрьевной Бажановой. По книгам Перечнева мы в свое время учились истории береговой артиллерии и они стали базой для того, чтобы более глубоко разобраться в этом предмете, в части касающейся береговой обороны Тихоокеанского флота. Из книг Перечнева мы узнали такие базовые понятия, как «Сектор Береговой обороны», «отдельный артиллерийский дивизион», «военно-морская база», «морской оборонительный район», отражающие организационную структуру береговой обороны, без знания которой разобраться в теме было невозможно. Недостатков у книг Перечнева много, но нельзя забывать, что это были первые книги, которые хоть как-то могли читателя ввести в предмет и забывать об огромных заслугах Юрия Григорьевича Перченева перед историко-фортификационным сообществом нельзя. В статье публикуются портреты Перечнева (хоть теперь знаем, как выглядел классик, а точнее, основоположник современной отечественной истории береговой артиллерии).

Перечнев еще курсантом Военно-морского училища Береговой обороны участвовал в обороне Севастополя в 1941 г., был контужен и направлен в училище для продолжения учебы. Затем служил в Школе сержанского состава Береговой обороны ТОФ, в 1949 году был переведен в Ригу и после окончания курсов офицерского состава Береговой обороны ВМФ стал преподавателем в истории военного и военно-морского искусства в Высшем Краснознаменном училище береговой артиллерии ВМФ, и продолжил там службу после перевормирования училища в Рижское высшее командно-инженерное училище им. С.С. Бирюзова, причем чтобы получить формальное высшее образование он заочно закончил то самое училище, в котором преподавал. В эти же годы он занимался интенсивной исследовательской работы в области истории военно-морских баз и береговой артиллерии, издал большую серию книг и статей. В 1968 г. Перечнев защитил кандидатскую диссертацию и с 1969 г. был научным сотрудником Института военной истории Министерства обороны СССР, работал в авторском коллективе 12-томной Истории Второй мировой войны. Он стал доктором исторических наук в 1978 г., по результатам его диссертационной работы в издательстве «Наука» была опубликована знаменитая монография «Советская береговая артиллерия», которая до сих пор является настольной книгой для всех, кто серьезно занимается этой частью отечественной военной истории. В 1983 г. он получил звание профессора по специальности «военная история». Умер Юрий Григорьевич в 1989 г.

Очень хорошо, что такой очерк напечатали в Балтфорте, жалко только, что в нем нет никаких подробностей личного характера, поскольку читателем наверно было бы интересно узнать и том, какими личностными качествами обладал Юрий Георгиевич.

Статья Александра Федоровича Митрофанова и Клайпеды (Литва) “Lembit” – будь достоин имени своего» рассказывает о подводной лодке-минном заградителе эстонских ВМФ, которая потом весьма успешно воевала в составе советского военно-морского флота. Лодка эта, в настоящее время является музеем.

В настоящем номере продолжается посмертная публикация мемуарных заметок Семена Семеновича Кушнера «Так было. Часть II. Боевое использование и живучесть береговых батарей второй зоны, фортификационное оборудования ВМБ Ханко». Автор подробно анализирует влияние береговых батарей на ход боевых действий в кампанию 1941 г., а также их живучесть и делает выводы, что влияние было велико и именно береговые батареи послужили наиболее устойчивыми опорными пунктами при обороне Моонзундских островов и сыграли важную роль в обороне ВМБ «Ханко», а также не дали немецкому флоту войти в Финский залив. Он также отмечает их высокую боевую живучесть в условиях интенсивных боевых действий. Описывается роль береговых батарей в обороне Главной ВМБ КБФ «Таллин». Выводы автора: «1. Береговая артиллерия использовалась для боевых действий против наступающих сухопутных войск – пехоты, танков и полевой артиллерии противника. 2. Немецкий флот не рискнул предпринять попытки прорыва своих сил в Финский залив для прямых действий против кораблей КБФ, находившихся в районе Базы, а также не предпринимал высадки десантов. Флот Финляндии тоже не предпринимал активных боевых действий. 3. В Восьмидневных упорных и тяжелейших боях с наступавшими войсками, несмотря на воздействие авиации и тяжелой артиллерии противника, на всех 9 батареях врагу удалось вывести из строя только одно из 36 орудий. (Все батареи были четырехорудийные). 4. Ни одна батарея не была подавлена или уничтожена противником. Фортификационные сооружения не были разрушены средствами поражения противника. Мы еще раз убеждаемся в том, что живучесть их была очень высокой. Это именно то, что нам надо было установить».

Оцените, коллеги качество этого анализа по сравнению со «стратегическими» озарениями А.Б. Широкорада или рассуждениями не к ночи будь помянутого В.Ф. Ткаченко по поводу ненужности строительства батарей в Прибалтике, поскольку «чухонцев нельзя кормить бутербродами с икрой»!

Окончание рецензии следует
« Последнее редактирование: 13 Февраля 2010, 00:26 от Владимир Калинин »

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #302 : 12 Февраля 2010, 22:27 »
Ник Старк Летите, найдите и разбомбите ;D ;D ;D

Пфи-и-и... да там, ради того, штобы профиль сей поглядеть надо им трисать пять рэ забашлять... фтопку)

сорри за фотоп

Т.е. сейчас регистрация на Одноклассниках платная? нифига себе - они мне никогда не нравились... Может ошибка?

Оффлайн Добрый

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 334
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #303 : 12 Февраля 2010, 23:27 »
Там все платное, не хочешь кого видеть-плати, поэтому народ и перезжает "В контакт".

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8379
Воспоминания генерала Виктора Ивановича Манойлина «Инженер-гардемарины Советского Союза (продолжение)», как всегда интересны. Они посвящены на этот раз особенностям преподавания разных дисциплин, включая корабельную практику. Очень любопытно сравнение бытовых условий и, в частности, гальюнов на учебном линкоре «Петропавловск» (пол-Марата) и на немецких учебных судах. Сравнение, увы, не в пользу традиций отечественного флота. Также производит впечатление, насколько высокий уровень преподавания технических и естетсвенно-научных дисциплин был в училище, равно как и специальных инженерных предметов.

Итак, общая оценка Балтфорту-9.

Журнал исключительно интересный, нет пустых материалов, местами читается просто захватывающе. Очень удался «минный класс». В номере почти нет серьезных редакторских "косяков", единственный недостаток оформления – это до убогости мелкие карты к статье о строительстве укрепрайонов в Прибалтике. Похоже, что наступать на одни и те же грабли – это любимое занятие редакции Балтфорта. Других претензий к оформлению нет. Номер превосходен и его обязательно надо покупать, именно покупать, а не брать почитать у товарища, поскольку эти материалы захочется перечитывать еще не один раз.

Вместе с тем, закончить рецензию на столь благостной ноте, опять не получается. Все же неприятный осадок от необоснованных нападок Широкорада на Н.Г. Кузнецова остается. Получается, что подобно издателю «Цитадели», у которого «священной коровой» является Владимир Федорович Ткаченко, которому на страницах этого издания на страх читателям позволяется буквально все, у Юрия Юрьевича Мелконова тоже появилась своя «священная корова», которой редакция позволяет вытворять все что угодно. Юрия Юрьевича можно понять – Широкорад интересный и необыкновенно плодовитый автор, и он боится обидеть Александра Борисовича редактированием его статей. Перефразируя известные слова Усатого Людоеда можно по этому поводу сказать «Других Широкорадов для Юрия Юрьевича нет и приходится работать с этим». Однако, читателям от подобных соображений не легче.

* * *

Откровенно говоря, все эти издания со столь явно выраженным «животноводческим» (в плане разведения «священных коров») уклоном уже буквально «достали» читателей, причем до такой степени, что они начали сбиваться в стаи и пытаться печатать собственные, принципиально новые издания, совершенно свободные от подобного «животноводства». А что из этого получается мы в самое ближайшее время расскажем отдельно…
« Последнее редактирование: 13 Февраля 2010, 02:13 от Владимир Калинин »

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2639
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #305 : 13 Февраля 2010, 04:18 »
Из издания в издание кочует утверждение о роли БО КБФ в недопущении немецких НК в Финский залив в 1941г.

Однако отсутствие нем. флота (крупными кораблями) в ФЗ было обусловлено просто дефицитом корабельного состава. Корабли с ЭМ и выше были довольно плотно заняты в других зонах. Кто в Бресте, кто в ремонте, кто небоеготов т.к. толко что вступил в строй (Тирпиц). Кого англчане на дно отправили, (а кого свои ВВС). Фактически были более-менее свободны только учебные, которые и приняли участие в демонстрационных действиях у Моонзундских островов.
Немцы могли выделить против БФ торпедные катера - и выделили, с некоторым успехом.
Минные заградители с финских баз - тоже. Вместе с собственно финскими они ставили мины там, где хотели, и помехи им носили явно случайный характер.
"Что касается германских подводных сил, то их полностью задействовали на на британских коммуникациях и вопрос о перенацеливании на Балтику даже не поднимался. Для действий против КБФ выделялись пчть учбных "малюток" II D серии. В отличие от учебных крейсеров они имели полноценные экипажи, фактически состоявшие из инструкторов, т.е. эти корабли являлись вполне боеготовыми.
Таким образом, можно сказать, что выделеные силы для боевых действий на Балтике - это, собственно, все, чем располагал германский флот к июню 1941г.
" (это все у А.В.Платонова).

Вообще, при массовом применении минного оружия немцами и финнами, посылать крупные НК в ФЗ было просто вредно.

И недопущение немцев в ФЗ это "вмененный успех", и утверждение его как успеха советской БО уводит от реальной ситуации на Балтике в 1941г, ибо заменяет мотивы действий противника на "желаемые".

Нетрудно заметить, что основная роль советской БО вообще - работа по суше, т.е. не по основному профилю и для компенсации недостатков сухопутных войск.
Фактически, до войны думать над обороной ВМБ с суши при помощи долговременных сооружений для артиллерии калибра 100-152 мм "жаба давила", и такие сооружения появлялись только там, где возникала угроза присутствия морского противника.
Ошибки исправляли уже по ходу войны, Артемовский сектор БО (ГВМБ ТОФ Владивосток) со 100-130-мм артиллерией вполне убедительный пример эволюции.
Думаю, в причинах - экономические реалии, и отчасти уровень квалификаци заказчиков вооружений, где проглядывает и некоторая несамостоятельность военных. Так, почему-то в СССР так и не появилось до 1945г переходников под использования средней/тяжелой сухопутной артиллерии в качестве стационарной, как это делали многие, в т.ч. те же немцы по ходу войны для советских артсистем.
« Последнее редактирование: 13 Февраля 2010, 04:21 от Ivanoff »

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8379
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #306 : 13 Февраля 2010, 11:41 »
Все так, но Тирпиц и Ко почему-то скромно стояли за углом, не решившись даже в порядке боевой учебы пострелять хотя бы по Ханко - вступить в состязание с 305-мм железнодорожной батареей № 9 им почему-то очень не хотелось. А ведь могли бы устроить частную "бум-операцию", не будь в тех местах адекватной береговой обороны.

Немцы и в ПМВ тоже не собирались никуда лезть, однако в 1917 году в русские воды совершенно незапланированно пожаловал чуть ли не весь Флот открытого моря на предмет Моонзундской операции. А не будь еще и других минно-артиллерийских позиций, Кронштадтской крепости и некоторого количества более или менее современных линейных кораблей в Гельсингфорсе - нет сомнений, что поперся бы немецкий флот, пользуясь революционной неразберихой, и в Петроград.

Кроме того, морская война - это отнюдь не только эскадренные сражения линейных корабле или эффектный прорыв минно-артиллерийских позиций. А это прежде всего - повседневная деятельность флота, включая борьбу на морских комуникациях.

Немцам очень была нужна в 1941 г. морская коммуникация и в Ригу и на Таллин - с восстановлением железных дорог что-то не клеилось, коммуникации растянулись и т.д. Можно было существенно железнодорожное плечо сократить. Но до октября 1941 г. регулярное морское сообщение с Ригой немцам наладить не удалось, а с Таллином - так аж до декабря.

Попытались было горячие финские парни протащить какую-то баржонку с буксиром мимо Ханко и получили хорошо наведенный 180-мм залп ЖДАУ с расстояния 35 км (дистанция близкая к предельной) и баржу потеряли.

А если бы флотское командование более активно и умело распорядилось подводными лодками в кампанию 1941 года, то это могло бы повлиять и на подвоз железной руды из Швеции и оперативное господство в горле Финского залива также было бы весьма полезным, но это уже из области несбывшихся планов, которые, тем не менее, были весьма разумны и вероятны.

Так что удержание входов в Рижский и Финский заливы (которое было невозможным без создания здесь группировок достаточно мощных и устойчивых береговых батарей) имело большой оперативный смысл при любом раскладе, ну а если товарищ Платонов этого не понял (в чем я, кстати, сомневаюсь), то это уже его собственные проблемы.

« Последнее редактирование: 13 Февраля 2010, 11:54 от Владимир Калинин »

Оффлайн Pawel

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 1333
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #307 : 13 Февраля 2010, 14:15 »
...
Обе мортиры в Ивангороде эстонские, только установлены в 38 году, а не в 39-м. Плюс противоштурмовая пушка 76 мм над погребом. Мне правда показалось что погреб это для 76 мм, а не для мортир.
В Нарве на бастионах еще одна батарея стояла из 2-х мортир (сохранилась 1) + погреб + 2 противоштурмовые пушки.

Фото здесь:  http://vkontakte.ru/album-9000829_104523149

С чёрного хода ...
Фото здесь: http://imgsrc.ru/y23456/16901919.html - пока не затёрли.
И чего там секретного??

Ох уж этот "прошлый век"... слов не хватает. "Железный занавес".

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8379
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #308 : 13 Февраля 2010, 14:38 »
А ведь всего-то коллегу просили вытащить из контактов сюда фото с казенной частью мортиры! И никаким бы нарушением авторских прав (при условии корректного цитирования) это бы не было, ибо съемка сугубо техническая. Действительно, развели псковские товарищи "конспирацию", а зачем?

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2639
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #309 : 13 Февраля 2010, 16:09 »
Владимир Калинин Все-то Платонов понял, вопроса нет, и БО он не "опускал". Никто о вреде БО не говорит - это так, к слову.
Речь лишь о том, что мотивация действий неприятеля была иной, нежели нам в это хотелось бы верить.
Сложно представить себе, что вообще могло заставить немцев погнать в море небоеготовый корабль, тем более самый крупный и единственный, тем более после того как угробили его систер-шип.
Что означает "Тирпиц" стоял за углом", непонятно. На Балтике он был, ибо там его построили. Приведите данные о готовности его к выходу в море - поговорим. Только плз, на мемуары типа Трибуца просьба не ссылаться. Там можно найти подтверждение любой ахинее, подгонка под любой ответ, удобный для имиджу.

Военного смысла пострелять по Ханко, рискнув здоровьем ЛК, немного - "Киров" вон пострелял по Руссарэ, пятка кабельтов до кромки минного заграждения не хватило. Уровень же подготовки офицеров кригсмарине всех ступеней был явно выше, даже не вопрос. У них, знаете ли, преемственность военного образования сохранилась. Вот сорвать эвакуацию с Ханко смысл был бы.

Насчет немецких морских перевозок на Балтике в 1941г - кто-то Вас обманул насчет организации их по срокам. Ибо начались они еще в момент, когда ОЛС базировался на Таллин. А уж после августа кроме Ирбена никаких препятствий вообще не было, так ведь и раньше через него протаскивали.
« Последнее редактирование: 13 Февраля 2010, 16:13 от Ivanoff »