Автор Тема: Аэрофотосъемка фортов Кронштадта 1940 г. Остров, 2013  (Прочитано 6065 раз)

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8385
В Петербурге в издательстве "Остров" вышел интересный альбом с аэрофотосъемкой фортов Кронштадта, сделанной в 1940 г. для разработки проектов их маскировки. В малоформатном альбоме 72 страницы, бумага мелованная матовая, печать хорошего качества. Нет никаких сомнений, что его надо покупать, хотя даже издательская цена для такой брошюрки относительно большая - она сопоставима (немного дороже) с журналом "Фортовед", изданием существенно большим по объему. Неприятно удивил объявленный тираж -  200 экземпляров.  Это несомненная маркетинговая ошибка издателя - этот альбомчик в туристический сезон будет очень хорошо расходится в Кронштадте и окрестностях.

Теперь о качестве издания с научной стороны. Увы, к нему есть серьезные претензии. На обложке указано указано название издательства и не указан город. Читатель совершенно однозначно поймет, что речь идет о городе Острове Псковской области, поскольку название издательства и имя города совпадают. Зачем Леонид Ильясович изменил питерский статус издания на "пскопской" - не понятно. В общем, это оговорка получилась по Фрейду, поскольку уровень издания, увы, глубоко провинциальный. И только внимательно изучив выходные данные, приведенные на обороте титульного лиса, можно все же понять, что альбом издан в Санкт-Петербурге.

Научным редактором издания является сам директор Российского государственного архива Военно-морского флота кандидат исторических наук С.В. Чернявский. И ведь именно он, как никто  другой был обязан знать, что при публикации архивных источников полагается не только давать точную ссылку на фонд, опись, дело, но и давать информацию об обстоятельствах образования этого дела, упомянуть или процитировать какие-то сопроводительные документы к нему (пояснительная записка или сопроводительное письмо к альбому обязана была быть), указать, кем подписан документ и кому адресован, точную дату его составления и т.д. Желательно было бы указать - весь альбом опубликован или только его часть, по каким критериям выбирались снимки. Как сказал один профессиональный историк, взявший этот альбом в руки - "Здесь нарушены абсолютно все традиции, правила и ведомственные инструкции, касающиеся публикации источников, уровень некомпетентности просто зашкаливает. Впрочем, не пускает архивные фонды на макулатуру и на том спасибо!"   Со своей стороны напомню цитату из "Истории одного города" (под которым подразумевался Санкт-Петербург), которая, увы, остается актуальной и по сей день и отражает традиции архивного дела в нашей стране и уровень компетенции многих из тех, кто им занимается - "Сгорел архив, в котором временно откармливалась свинья".   

Вступительная статья и подписи к фотографиям выполнены В.Ф. Ткаченко. Об особенностях творчества Владимира Федорович сказано уже настолько много, что добавить к этому уже совершенно нечего. Подписи к фотографиям ценны хотя бы тем, что в них приводятся названия объектов, но вот все остальное нуждается в тщательной проверке.

Меня просто убил вот этот пассаж:

"Какой смысл маскировать к примеру батареи форта "Красная Горка", позиции которых и так были хорошо известны противнику?"

Вообще-то здесь смысл был особый - если позиция была известна, то, наоборот ее надо маскировать как можно лучше!

Дальше больше: "Создать же искажающий камуфляж представлялось гораздо более важным, поскольку такой тип камуфляжа значительно усложнял противнику не только наблюдение объекта с воздуха, но и, как следствие, давал большие погрешности при корректировке артиллерийского огня"

Оказывается искажающий камуфляж, по Владимиру Федоровичу - это уже и не вид маскировки.

Можно простить Л.И. Амирханову низкий, а точнее никакой научный уровень публикации источника, раз там есть научный редактор (хотя он мог выбрать и более компетентного эксперта в вопросах архивоведения), но для того, чтобы выправить пассаж насчет ненужности маскировки объекта, если о его расположении знает противник, каких-то особых специальных знаний не нужно - обычного здравого смысла хватит. Вот, почему, - обращусь я к Леониду Ильясовичу, - я, скромный рядовой читатель, вынужден за свои деньги "наслаждаться" подобной ахинеей от Ткаченко, повторяющейся год от года и от издания к изданию? Ну не печатайте Вы этого господина или наймите хорошего редактора, чтобы прибирал за ним хотя бы такие, столь очевидные смысловые огрехи.

"Часть бетонного массива башенной батареи покрыта маскирующим цветом" -  как, коллеги, Вам этот перл с точки зрения русского языка? Нет бы сказать - массив покрашен защитной краской - так нет - он теперь навсегда будет "покрыт цветом", а издательство "Остров" так и продолжит безнаказанно уродовать русский язык. 

Хорошо сказано про "сквознЯк постройки 1926 года". Ну, ладно, в дореволюционных документах "сквознЯк" был, хотя уже в те времена в серьезной литературе этот фортификационный элемент всегда именовался сквозником, но в советские времена правильный вариант написания этого термина утвердился повсеместно.

Автор пишет от 76-мм зенитных установках 34-К, установленных на фортах. Однако ссылается он при этом на снимки, где видны характерные крестообразные лафеты обычных зенитных орудий 3-К или, как их обычно называли - обр. 1931 г.  Ну вот с какой стати в 1940 году на фортах поставили бы корабельные установки (имевшие, кстати говоря, массивные башенноподобные щитовые закрытия (не читающиеся на снимках)), которых катастрофически не хватало на кораблях? Известны случаи, когда эти артустановки ставили на бетонные или деревянные основания, но вот на крестоообразные установки от других зенитных орудий - нет. Впрочем, я знаю случай установки на подобный лафет 85-мм автомата 90-К, что было  местной импровизацией, но его использовали только для салютационных выстрелов и никак иначе.

Вот если бы Владимир Федорович не был изгнан с форума Фортоведов (или ушел сам под давлением), то я представляю, какую бы он развел демагогию о том, что морской автомат сделан на основе установки 3-К, а значит это одно и то же и нес бы эту пургу, изводя километры экрана. К счастью, хоть этого удовольствия мы сейчас лишены.

В общем, интерпретация зенитных орудий, как 34-К вызывает большие сомнения, это наиболее вероятно аналогичные сухопутные 76-мм зенитные установки 3-К (обр. 1931 г.).

Совершенно диким выглядит утверждение о том, что железнодорожная батарея, размещенная на "объекте 100" подчинялась в оперативном подчинении "форту Красная Горка", который существовал тогда только, как фортификационный объект, а не организационная структура. С тем же успехом ее можно было бы оперативно подчинить Морскому собору или Александровской колонне.  Но даже если отбросить терминологическую чепуху - подчинение этого объекта командиру артдивизиона, находящегося на Красной Горке не имело бы никакого смысла.

Автор интерпретирует транспортер на этой позиции, как ТМ-3-12, хотя по виду тележек - это несомненно ТМ-1-14. Да и ТМ-3-12 к этому времени готовились к переходу на Ханко или уже были там, делать им на "объекте 100" было бы уже нечего.

Так что к подписям надо  относится весьма осторожно.

Тем не менее, издание этого альбома дело благородное, всем полезное, и я очень надеюсь, что огрехи первого издания будут исправлены при последующих допечатках.
 
« Последнее редактирование: 23 Ноября 2013, 14:54 от Владимир Калинин »

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2639
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Владимир Калинин
Цитировать
Как сказал один профессиональный историк, взявший этот альбом в руки - "Здесь нарушены абсолютно все традиции, правила и ведомственные инструкции, касающиеся публикации источников,
Возможно, никто из создателей альбома с этими правилами просто незнаком. Наверное, так может быть. ;)
И еще эти люди публикуют статьи с названием "О работе с документами архивов" (это только из последнего) и изобретают "доктрины" о работе с документами ;D
Есть хороший повод процитировать одну мысль из того незабвенного поучения:
Цитировать
"...Кроме того, требуются определенные знания и по сопутствующим дисциплинам, а также вдумчивое изучение полученной информации из архивных документов, а спешка с публикацией - первейший враг".
Часто, попытка В.Ф.Ткаченко откомментировать документ приводит к публикации разнообразной фантастики, незнание обсуждаемых вопросов прорезается в самых неожиданных местах и при самом минимальном комментировании, когда казалось бы, ну нет места для ошибок.
Так что создателей альбома процитированный постулат касается напрямую.

Цитировать
Вот почему, обращусь я к Леониду Ильясовичу, я, скромный рядовой читатель, вынужден за свои деньги "наслаждаться" подобной ахинеей от Ткаченко, повторяющейся год от года и от издания к изданию? Ну не печатайте Вы этого господина или наймите хорошего редактора, чтобы прибирал за ним хотя бы такие, столь очевидные смысловые огрехи.
Упрямство, надо полагать. ;)
Как и в случае со сквозником.
« Последнее редактирование: 23 Ноября 2013, 14:11 от Ivanoff »

Оффлайн bell

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 175
....пояснительная записка или сопроводительное письмо к альбому обязана была быть...
Вот просто обязана была быть и все тут  ;D  ;D  ;D

Цитировать
.. Как сказал один профессиональный историк, взявший этот альбом в руки...
Еще один безымянный знаток, как давешний  "антрополог"?  ;)

Цитировать
...я, ......., вынужден за свои деньги ...
Вот ведь не жисть, а сплошная "обязаловка".....  :'(

Цитировать
.... но в советские времена правильный вариант написания этого термина утвердился повсеместно...

При Иосифе Виссарионыче не забалуешь - повсеместно, значит везде и всегда! Однако, ухитрялись и "сквознЯк" в даже очень официальные документы вставлять, и не кто-попадя, а люди только что вышедшие из "застенков НКВД" - своеобразный протест против засилья "сатрапов"


Цитировать
...Автор интерпретирует транспортер на этой позиции, как ТМ-3-12, хотя по виду тележек - это несомненно ТМ-1-14. Да и ТМ-3-12 к этому времени готовились к переходу на Ханко или уже были там, делать им на "объекте 100" было бы уже нечего....
Угу, а 11-я батарея была в Палдиски -  и задолго до отъезда "ханковских" батарей  8)

Цитировать
Так что к подписям надо  относится весьма осторожно.
Как и к информации на этом сайте... ::)


Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8385
Есть все же в этой жизни что-то постоянное - стремление коллеги Bell'а "отмазать" любую ахинею от  Владимира Федоровича... 

Это уже становится прямо таки частью "Истории одного города", в общем, "ЧПХ" - диагноз уже.

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2639
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Цитировать
Цитировать
...пояснительная записка или сопроводительное письмо к альбому обязана была быть...
Вот просто обязана была быть и все тут
Тогда это вариант другой: собрались коллекционеры. Квалификации, качественно атрибутировать материал, нет, но чутье на ценность имеется.
А также посчитали денюшки: если не издавать все снимки сразу, а выдавать мелкими порциями, то можно срубить больше. Кстати, при публикации по кусочкам, часть фото скорее всего не опубликуется - гуру решили, что это не интересно. ;)

Оффлайн bell

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 175
..."отмазать" любую ахинею от  Владимира Федоровича... 

К сожалению не так все глобальненько...,а вот ту "ахинею", которую Вы ему "примазываете" - да, стараюсь, но в основном для того чтобы "местные" не принимали  Ваши изречения за истину в последней инстанции.....  ;)

IvanoFF
Цитировать
...А также посчитали денюшки: если не издавать все снимки сразу, а выдавать мелкими порциями, то можно срубить больше. Кстати, при публикации по кусочкам, часть фото скорее всего не опубликуется - гуру решили, что это не интересно.
Фантазии! О ваша сладость... :)

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8385
Олег, "местные"  как-нибудь в отношении меня  разберутся и без Ваших подсказок, а вот Вы перманентным отмазыванием любой ткаченковской ахинеи - себя позорите необратимо. И зачем Вам такая "жертвенность"? Я этого в упор не понимаю, наверно какая-то, уж точно, ЧПХ.   

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2639
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
bell
Цитировать
Фантазии! О ваша сладость...
Какие там фантазии - насчет торговли по кусочкам так уже факт.

Кстати, временно отставим в сторону пути-дороги тяжелых ЖД батарей, и обратимся к фото: какая батарея на позиции снята? Ваше мнение.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8385
Ну а вот пример, как  на самом деле надо издавать архивные альбомы: http://fortoved.ru/forum/index.php?t=msg&th=2603&start=0&rid=0&S=159930befeabd671fa9ca537728af649

Пример, к сожалению не наш, а заграничный, из Харькова.

Оффлайн bell

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 175
ЧПХ, так ЧПХ.но. вероятно, очень большая, что Вам "оттудова" видно  :)

bell
Цитировать
Фантазии! О ваша сладость...
Какие там фантазии - насчет торговли по кусочкам так уже факт.
Фантазии - это когда, не зная "тэмы" (альбома) делают "заключения"....

Цитировать
Кстати, временно отставим в сторону пути-дороги тяжелых ЖД батарей, и обратимся к фото: какая батарея на позиции снята? Ваше мнение.
Мало по матчасти "под рукой" документов, но больше склоняюсь к ТМ-1-14 т.е 11-й ОЖДАБ. Вполне возможно, что ее развернули перед отправкой в Эстонию ("пути-дороги")  ;)

Цитировать
...Пример, к сожалению не наш, а заграничный, из Харькова.
Ну-ну, кому уже и Харькiв заграница... :'(