Есть отдельные ресурсы любителей бронепоездов (бепо). Я встречал, кажется в википедии, что 73х было несколько и в данном случае бепо 73 НКВД. В 21м году это был вообще другой бронепоезд
73й НКВД немало повоевал, а многие бепо были не столь удачны и погибали буквально в первом бою. Как "Иосиф Сталин" или "Московский Метрополитен"
Вот нашел:
В числе первых бронепоездов, прибывших под Сталинград, был бронепоезд №73 войск НКВД. В сентябре 1942 года бронепоезд не выходил из боев. 2 сентября из штаба 10-й стрелковой дивизии войск НКВД предупредили, что к станции Садовая движется большая группа танков. Бронепоезд встретил их во всеоружии. В отместку противник обрушил на поезд авиацию, стал преследовать его артиллерийским и минометным огнем. Сгорели все четыре контрольные платформы и бронемашина БА-20. Но на другой же день бронепоезд произвел внезапный удар по скоплению войск захватчиков северо-западнее станции Садовая. Уничтожено было три танка, рассеяна пехота. К вечеру экипаж еще дважды совершал огневые налеты в районе станции Опытная.
14 сентября оказался последним днем в боевой судьбе бронепоезда №73. В шесть утра налетело 40 вражеских самолетов. Из-за прямых попаданий в бронеплощадки взорвались собственные боеприпасы. Клубы дыма заволокли бронепоезд. Экипаж снял уцелевшее вооружение и спустился к Волге. Изуродованный остов бронепоезда №73 остался лежать у подножия Мамаева Кургана. Но вскоре под таким же номером на фронт отправилась новая крепость на колесах. Создали ее в Перми бывшие бойцы бронепоезда №73. Они же и составили новый экипаж.
Оказывается это был уже "второй" 73й, "первый" погиб у моста через Березину 2.07.41 г .
http://mechcorps.rkka.ru/Летом 1941 года бронепоезд НКВД номер 73 под командованием старшего лейтенанта Малышева, участвовавший в боях с пятого дня войны, был переброшен на участок Осиповичи-Могилев. Там, неподалеку от станции Свислочь, противник высадил крупный десант, занял станцию Свислочь близ деревни Елизово и железнодорожный мост через Березину. Движение поездов было прервано. Бронепоезду, усиленному стрелковой ротой, было приказано отбить мост.
Бронепоезд подошел к разрушенному участку дороги, у моста шел бой. Бронепоезд открыл огонь прямой наводкой по укреплениям, занятым немцами, десант бронепоезда пошел в атаку. Мост был отбит. Противник успел взорвать пути по другую сторону моста.
Ночтью экипаж бронепоезда восстановил путь, но к утру к реке вышли прорвавшиеся немецкие танки и пехота, при поддержке артиллерии. Десанту пришлось с потерями отойти. Бронепоезд уничтожил танк противника, подавил ответным огнем вражескую батарею, уничтожил не менее сотни солдат противника.
Немцы вызвали авиацию, и бронепоезду пришлось дальше вести огонь, маневрируя. Был уничтожен еще танк противника, создавший препятствие колонне. Был сбит вражеский бомбардировщик. Однако немцам удалось повредить бронепаровоз и путь.
Немцы продолжая обстрел бронепоезда из танковых орудий, направили войска к мосту выше по течению реки, и обошли бронепоезд. В этих условиях командир бронепоезда принял решение взорвать бронепоезд и выводить личный состав в Могилев, что и было выполнено. После сбора личный состав был направлен в Брянск, где был сформирован новый бронепоезд, который в августе 1941 года был переброшен под Москву.
Кстати, бронепоезд который стоит в Москве (часть у музея Советской Армии), а часть теперь на Поклонной горе, имеет очень давнюю историю и была построен в Туркменистане в Кызыл-Арвате еще для боев 1й мировой, но не успел на них и воевал в Гражданской.
Строили его рабочие, которые потом подняли мятеж против Ашхабадских комиссаров, а потом возможно участвовали в расстреле бакинских комиссаров.