Автор Тема: Ржевско-Вяземский рубеж  (Прочитано 578454 раз)

Оффлайн Шарашка

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 498
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #1050 : 08 Ноября 2014, 02:28 »
Вы чуть не так поняли.
То что 3 орудия КАНЭ остались на фундаментах этот факт вроде как уже доказан, осталось единственное орудие в Хлебниках без доказательств.
Поэтому фраза звучит иначе:" Вопрос только в том, сколько орудий оставили 3 или 4.теперь эту фразу смело можно писать без "или" : Орудий оставили 3."
№1.В Холмине детишки любили играть возле "вывезеного" КАНЭ аж до 50х годов.
№2.Зеленовское КАНЭ было качественно подорвано, металисты сдавая куски в метал сняли с тех кусков бронзовые детали с номером станка орудия.
№3. На предыдущим фото.
 
Ещё скан в котором говорится кто стрелял по немцам из д Кожевники(Татищево)вместо моряков:

Оффлайн bramss

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 100
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #1051 : 08 Ноября 2014, 13:18 »
Друзья, я не совсем разобрался, но мне кажется здесь обсуждают тему установки морских орудий, или отдельная тема была, если что поправьте.
Нашел фотку с подписью "Советское морское орудие" очень похоже что это наши края.


http://fotki.yandex.ru/next/users/jsokoloff/album/212595/view/828779?page=18

Оффлайн Шарашка

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 498
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #1052 : 08 Ноября 2014, 23:33 »
У нас с фоткой всё проще-у нас написано название населённого пункта.
Ваше орудие врядли имеет отношение к этой теме.
Способ маскировки такой же как и у нас: триноги, перемычки и поверх маск.сеть(хотя возможно так и маскировалось везде).Ну а местность и на нашу похожа.
А тема установки морских орудий, только в плане доусиление УРа.

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Новые данные по 199-му отд.арт.дивизиону
« Ответ #1053 : 09 Ноября 2014, 00:21 »
Жаль, я хронически не умею искать фотографии (
Очень бы пригодились оригиналы или хорошие сканы без водяных знаков

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #1054 : 14 Ноября 2014, 00:08 »
Статья не без моих наработок и участия  ;)


Район готовился к обороне



Елецкие школьники обследовали доты

В феврале прошлого года мы рассказывали о трагедии и героизме бойцов 296-го пульбата, защищавших волжский рубеж и пос. Селижарово и освобождавших его от немецко-фашистских захватчиков. Пульбат, дислоцированный в дотах и дзотах, вместе с другими соединениями Красной Армии противостоял осенью 41-го немецким соединениям на линии фронта от Ржева до Осташкова. Более 700 человек из тысячи сложили головы или пропали без вести на нашей Селижаровской земле. Судьбы многих неизвестны. В этом году коллеги из газеты «Вельские вести» Архангельской области по нашей просьбе подготовили и прислали материал о Басове Борисе Николаевиче, который считался захороненным в пос. Селижарово. Однако, он, попавший в плен, прошел не один концлагерь, после окончания войны вернулся к себе на родину и жил там.

Судьбами бойцов 296-го пульбата заинтересовались и елецкие школьники и под руководством Алиховой Любови Викторовны обследовали оставшиеся неразрушенными доты и дзоты на территории Елецкого сельского поселения, сделали план их месторасположения, нанесли на карту. В октябре они решили собранными материалами поделиться с ребятами из средней школы № 2 и профессионального училища, которые приехали к ним в школу и услышали много интересного. После выступления ребят, рассказавших о своих поисках, а также и о жителях, которые перенесли оккупацию и знают о войне не понаслышке, участники встречи побывали и осмотрели сооружения военных лет – доты на берегу Волги.



Ганзбург АИ оборонительные сооружения в годы ВОВ

Совсем недавно внук начальника полевого строительного управления № 3 прислал документы. Ганзбург Александр Ильич руководил работами на Селижаровской земле летом и осенью 1941 года. 14 июля заместитель народного комиссара внутренних дел Союза ССР комиссар государственной безопасности III ранга Чернышов выдал удостоверение, свидетельствующее о том, что А.И. Ганзбург командируется в Калининскую область для выполнения особо важных заданий правительства. Местным органам НКВД необходимо оказывать всемерную помощь в выполнении возложенных на него поручений. Он был одним из тех, кому довелось реализовывать принятое в августе Государственным Комитетом Обороны постановление о строительстве оборонительных сооружений от Беломорска до Чернигова.

Об этом в архиве Института Российской Истории РАН сохранились воспоминания Берникова Дмитрия Михайловича, секретаря по электропромышленности, который 4 июля 1941 года после совещания в Московском городском комитете ВКП(б) получил обмундирование, оружие и отправился в район строительства оборонительных сооружений.

«В Селижарово я поехал один на другой день и застал там полевое строительство № 3, уже сформированное из работников треста. Начальником был А.И. Ганзбург – директор московской строительной конторы. У него было более 1000 квалифицированных рабочих – плотники, каменщики, бетонщики, арматурщики. Более 300 грузовых машин. И все время прибывал народ, мобилизованный из разных областей. Очень много было с калининских текстильных фабрик «Пролетарка» и имени Вагжанова. В это время прибыл комсомольский батальон, в основном девушки и женщины из Калинина, Торжка и Медного. В разгаре строительства более 75 тысяч человек в 30 строительных батальонах возводили оборонительные сооружения по линии фронта протяженностью почти 100 км от Осташкова до Ржевского района.

Линия обороны проходила следующим образом – от оз. Селигер до оз. Волго по левому берегу Волги до дер. Юркино, затем шла на Овчинниково, Молодой Туд и Оленино, опоясывая таким образом г. Ржев, и далее на Вязьму. Она состояла из противотанковых рвов, системы огневых точек (дотов и дзотов), газоубежищ, обмывных и командных пунктов и складов. Через 3-4 км эти линии объединялись отсечными противотанковыми рвами. Называлось это «батальонный район». Каждое деление соответствовало дивизии. По мере приближения фронта дивизии занимали определенные им места. Переднюю линию строили мы, а дальше всю систему строили сами войска: стрелковые окопы, хода-сообщения.



В это время подходили эшелоны с цементом, железом, лесом. Все посылал Главоборонстрой НКВД. Народ прибывал без инструмента, и его присылали из Москвы на автомашинах. Моссовет направил колонну из 30 машин с продовольствием и лопатами. Ни одной машины обратно не отпустили, горючего у нас было достаточно. По пути из Москвы была организована целая система: заправочные колонки Главгидростроя НКВД, ремонтные базы, где можно было отремонтировать машину, заправить горючим, маслом и переночевать.

За три неполных месяца к сентябрю нами было вырыто около 300 км противотанковых препятствий. Один погонный метр противотанкового рва полного профиля требовал выемки 18 кубометров грунта, глубина рва – 3,5 метра, ширина внизу – 3 м. Было вынуто около 5 млн. кубометров земли. На участке протяженностью около 100 км было построено около 1200 огневых точек. Они были дерево-земляные, но всю лобовую часть мы заливали бетоном. Затем выстроили определенное количество командных и наблюдательных пунктов. Все сооружения хорошо маскировались под стога сена и сараи. Кругом были разбросаны скирды соломы. Единственно, что не было замаскировано, – это сам ход строительства. Немецкие самолеты все время летали и фотографировали. Во второй половине августа начали прибывать воинские соединения и занимать определенные им позиции. Сибиряки-пограничники из 247-й дивизии НКВД и бойцы 249-й стрелковой дивизии, которые возглавляли генерал-майоры В.С. Поленов и Г.Ф. Тарасов, стали предъявлять жесткие требования к маскировке. Вместе с ними принимали построенные сооружения представители инженерных войск Красной Армии.

На строительстве работало много местных колхозников, главным образом возчиками, ведь необходимо было подвозить массу строительных материалов. Только на одну точку требовалось около 100 кубометров камня. Были и сборные конструкции, которые поступали с заводов и монтировались на месте. Два раза в месяц был санитарный день, под осень его стали проводить через десять дней, летом купались в реках. Строительство в основном велось по берегам Волги. В самое жаркое время обеденный перерыв был три часа. Лучше предпочитали поработать вечером попозже, а днем отдыхать. К концу августа стали получать обмундирование, получше снабжаться обувью, получили гимнастерки, телогрейки, белье.

Питание перевыполняющих норму по тому времени было замечательным. На человека выдавали сто граммов масла, два яйца, мяса без счета. В то время целые стада эвакуировали, а скот часто сбивал и ломал ноги, и его забивали. Хлеба выдавали по килограмму.

Около оз. Волго был комсомольский батальон, в основном из московских девушек со своим комсоргом. Они работали хорошо. С обувью было плохо. Первое время кровяные мозоли были у большинства, работали по 12 часов и больше, а вечером собирались у костра, пели песни и плясали под гармошку. Приходилось загонять спать, особенно молодежь, чтобы высыпались. Медицинское обслуживание у нас было поставлено хорошо врачами из Калинина и Москвы.

Механизмы использовались слабо. Экскаватор работал в районе оз. Волго, за ним приходилось дорабатывать вручную. Хорошо использовали бетономешалки с приводом от машины или ручным, и даже была камнедробилка. У нас была своя электростанция в Селижарове и передвижные.

Приемку строительства производили военные приемщики. Каждой точке делалась оценка. Мы испытывали две точки – железобетонную и деревоземляную. По железобетонной выпустили десять снарядов из 67-мм пушки и увидели только небольшие щербины. А вот в деревоземляных точках в дальнейшем передние бревна амбразур стали скреплять скобами».

7 октября руководитель строительства А.И. Ганзбург получил распоряжение от начальника строительного управления оборонительных учреждений НКВД Афанасьева об эвакуации личного состава и имущества, а 19 октября он уже докладывал о том, что местное население, мобилизованное в строительные батальоны, отпущено. Колонна ПС-3 движется следующим образом: головная в количестве 5 тысяч человек в Калязине, 8 тысяч в Лихославле, всего движется 19600 человек. В процессе строительства из-за бомбежек и обстрелов имеется 16 убитых и 20 раненных. Автотранспорт в количестве 103 грузовых машин доставлен в Калинин.

В книге воспоминаний полковника Н.И. Белова «Всегда на главном направлении» говорится о том, что прибывший в сентябре в дивизию 296-й отдельный пулеметный батальон занял оборону на участке Хотошино-Селижарово – Большая Коша, расположившись в возведенных дотах и дзотах. 10 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны объединил управление войск Западного и Резервного фронтов в Западный фронт, во главе которого был поставлен генерал армии Г.К. Жуков. Принимались все необходимые меры, чтобы остановить противника на Волжском рубеже.

Подготовил Вячеслав СМИРНОВ

http://vvpravda.ru/2014/11/%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD-%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%8F-%D0%BA-%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5/

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #1055 : 18 Ноября 2014, 00:44 »
Друзья, я не совсем разобрался, но мне кажется здесь обсуждают тему установки морских орудий, или отдельная тема была, если что поправьте.
Нашел фотку с подписью "Советское морское орудие" очень похоже что это наши края.

Подсказывают, что судя по орудию это может быть либо Севастополь либо Ленинград

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #1056 : 29 Ноября 2014, 21:49 »
Кстати о 119 сд

Директива Ставки Верховного Главного Командования войсками Западного, Московского резервного и Резервного фронтов об организации оброны на Можайской линии
10 октября 1941 года

Для организации обороны Можайской линии Ставка Верховного Главного Командования приказывает:
10 октября вывести из состава Западного фронта и перебросить:
...

5. 119-ю сд - автотранспортом по маршруту: Ржев, Старица, Волоколамск, Можайск, Михайловское; начало погрузки на автотранспорт в районе Нечаево, Бургово, Яковлевск (10-18 км западнее Ржев) в 10 часов 11 октября; дивизию к вечеру 13 октября сосредоточить в районе Михайовское, Ваулино (10-15 км юго-западнее Можайск).
6 Начальнику тыла КРасной Армии обеспечить своевременную подачу к районам погрузки подвижного состава.
Для переброски 119-1 сд не позднее 23.00 10 октября подать в распоряжение начальника тыла Западного фронта в район Ржева 800 грузовых машин с оборудованием для перевозки.
Автотранспорт подать по маршруту: Москва, Калинин, Старица, Ржев.

Москва-фронту стр 23

В воспоминаниях комиссара дивизии Ивана Сенкевича говорится, что еще чуть ли не 8 октября присылали 300 автобусов для переброски.

В итоге 119 сд отошла в сторону Калинина, а южнее Можайска была "дырка"

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #1057 : 20 Декабря 2014, 00:58 »
Подвиг старшего лейтенанта Боровлева

В мае будущего года наша страна будет отмечать славный юбилей – 70 лет со дня Победы советского народа над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны 1941-45 годов.
К большому сожалению, время неумолимо, уходят от нас ветераны, участники страшных, кровопролитных боев, труженики тыла, очевидцы тех трагических событий и некому порой рассказать молодым поколениям о том, как поднимались в атаку бойцы Красной Армии, как били ненавистного врага, освобождая Родину от немецко-фашистских захватчиков.
Но пока живут среди нас энтузиасты, люди, которым интересна история Великой Отечественной войны, изучают документальные факты тех грозных событий, что происходили на оленинской земле, работают в архивах, ведут опрос местного населения, ниточка, связывающая нас с прошлым, не оборвется. Своей кропотливой работой они пополняют и без того богатые, хотя, порой, и противоречивые знания о войне.
В ходе изучения материалов о Ржевско-Вяземском укрепрайоне встречается много интересных фактов, уже ставших историей времен войны, как будто не относящихся к фортификации, но связанных с оленинской землей. Об одном из них – подвиге старшего лейтенанта Боровлева и рассказывается в этой статье.

Память сердца заставляет вновь и вновь писателей и читателей возвращаться к теме подвига народа на войне. Эта тема неисчерпаема, необъятна; трудно перечислить все, что написано о войне. Многим известны подвиги героев времен Великой Отечественной. Представители всех послевоенных поколений с интересом и нескрываемым волнением слушают рассказы о подвигах, совершенных обычными людьми ради спасения любимой Отчизны. Многие фамилии героев и сегодня на слуху, часто упоминаются в различных источниках. Но существует и огромное количество фамилий, которые по тем или иным причинам не получили такой широкой известности.
Подвиг человека на войне, каков он? Он такой разный, и порой его очень трудно определить. У него нет ни возраста, ни пола, ни национальности. Подчас же подвиг человека остается неизвестным. Мой рассказ о человеке, подвиг которого долгое время был неизвестен. Но ведь именно из них, известных и неизвестных подвигов, и сложилась наша Великая Победа.
История, которую хочу рассказать, произошла 11-12 октября 1941 года, когда Красная Армия практически без боя оставила поселок Оленино.
По территории Оленинского района проходила часть оборонительной линии Ржевско-Вяземского укрепрайона (УРа).
Эта оборонительная линия планировалась еще до войны. Благодаря тому, что все подготовительные работы были проведены заранее, Ржевско-Вяземский УР был построен в рекордные сроки. Ниболее важные транспортные узлы, защищаемые УРом, дополнительно усилили крупнокалиберной артиллерией.
Таким важным транспортным узлом в то время был поселок Оленино. Здесь проходили две маршевые дороги, два тракта Торопецкий и Бельский и железная дорога с 4-х колейной станцией..
Именно поэтому в районе нашим командованием был размещён укомплектованный моряками-балтийцами 199 Особый Морской артдивизион (ОМАД) большой мощности, предназначенный для большего усиления наиболее опасных участков Оленинского опорного пункта Ржевского УРа. 199 ОМАД являлся мощной артиллерийской группировкой, состоявшей из 10 стационарных морских орудий крупного калибра. Две двухорудийные 152 мм батареи были установлены в деревнях Холмина и Зеленовка (батарея №281) и в деревнях Хлебники, Бардуки (батарея №282). Эти орудия наглухо перекрывали стратегические тогда дороги Белый-Ржев и Торопец-Ржев.
Две трёхорудийные 100 мм батареи, установленные в деревнях Клечки, Тереховка (батарея №231), и в деревнях Виловашки, Ревоты (батарея №232), делали невозможным приближение войск противника к поселку и железнодорожной станции Оленино.
Необходимо сказать и о материальной части дивизиона – об орудиях. 152 мм (КАНЭ) орудия на тот момент считались устаревшими, тем не менее они обладали внушительной огневой мощью и ни в чем не уступали немецким орудиям 23-го армейского корпуса, наступавшего на Ржев через Оленино. В то же время, 100 мм орудия Б24БМ были более современными и превосходили по дальнобойности и скорострельности любое тяжёлое орудие двадцать третьего немецкого армейского корпуса. Орудия дивизиона были расставлены таким образом, что имея взаимодействие с нашей пехотой и УРовскими частями, делали невозможным продвижение немецких войск на всех, без исключения, наблюдаемых дорогах на расстоянии более 10 км от своих позиций.
Не вина артиллеристов, что им вместо команды к бою приказали бросить всё и отступать.
Именно в это время, когда разведка немцев уже хозяйничала в Оленино, наши арьергардные заслоны вели тяжёлые кровопролитные бои, остановив немцев почти на сутки в районе деревни Вороны и за Холмецом, командир 231 батареи старший лейтенант Боровлёв Артемий Степанович демонтировал (практически под носом у немцев) и доставил к месту погрузки на железную дорогу всю свою батарею. И всё это в уже оккупированном немецкими войсками Оленино!
Орудия были погружены на железнодорожные платформы и отправлены в направлении Ржева. Состав выглядел настолько внушительно и устрашающе, что его никто даже не попытался остановить, приняв за бронепоезд. Упоминание об этом «бронепоезде» не единожды встречается как в наших, так и в немецких воспоминаниях фронтовиков.
Вот что об этом написано в наградном листе:
«...при выходе из окружения, по приказу командующего 29 армии, снял с бетонного основания стационарные 7,5 тонные морские орудия в течение 12 часов, на что в нормальных условиях потребовалось бы трое суток.
Всё это происходило под сильным артиллерийским и миномётным огнём противника.
Таким образом, материальная часть доставлена была на место погрузки раньше срока. Сумел вывести из окружения весь личный состав батареи.»
Кроме того, уже 23 октября получил новую материальную часть (БМ-13 «Катюши») и всего за четыре дня сумел подготовить личный состав к боям с фашистами. Так начал свою биографию 4-й гвардейский отдельный морской минометный дивизион.
Именно за этот подвиг Артемий Степанович Боровлев был награждён высокой правительственной наградой – орденом «Красная Звезда».
Великая Отечественная война ушла в прошлое, но нам и нашим потомкам никак нельзя забыть тот бессмертный подвиг, который совершил наш народ, каждый солдат в отдельности. Подвиг ради будущего своих детей, ради мира на нашей планете. И как больно сознавать, что для достижения всего этого потребовалось так много жизней и так много подвигов...

"Наша жизнь" № 54 Оленино.

Оффлайн aldr

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 285
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #1058 : 20 Декабря 2014, 17:01 »
Подвиг старшего лейтенанта Боровлева
автор забыл упомянуть только о том, что эти орудия пришлось  уничтожить перед Ржевом, т.к. ж/д мост через Волгу в Ржеве (на Торжок) к этому моменту был уже взорван, а Зубцов уже занят противником.

Оффлайн Шарашка

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 498
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #1059 : 20 Декабря 2014, 18:32 »
автор забыл упомянуть только о том, что эти орудия пришлось  уничтожить перед Ржевом,...
А вот это уже как раз и не важно.
Этот факт к подвигу не имеет отношения.