Автор Тема: Ржевско-Вяземский рубеж  (Прочитано 578992 раз)

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #200 : 02 Марта 2012, 18:57 »
Директива
Инженерного управления Брянского фронта
№ 2029
о строительстве оборонительных рубежей фронта
(1 сентября 1941 г.)


Серия Г
.   
Начинжармам 50, 3, 13, 21
Начальникам 73, 74, 75, 77 ВПС
Начальнику 5 ВПС

ШТАБ БРЯНСКОГО ФРОНТА ЛЕС Ю.-В. БРЯНСК 1.9.41 17.00 № 2029
Карта 500 000

          Согласно утвержденному 31.8.41 командующим войсками Брянского фронта плану инженерной подготовки тыла фронта с получением сего приказываю приступить к постройке оборонительных рубежей:
          1. 74 ВПС.
          а) Отсечной позиции Гранская, Речица, Дубровка, Усты, Палахи, Жеребовка, Мужиттино, Ипочка и Псурь.
          б) Рубеж Чернышино, Хотьково, Клинцы, р. Росета, Колодязьские Дворы, Стайки, (иск.) Стекл.
          в) Отсечной позиции Крапивка, Велжцы, Колодязьские Дворы, Колодязцы, Борановка, Ловать, Полянка, Младенеск, Овсорок, Уленец, Пупково.
          г) Отсечной позиции Мужатило, Песочная, Озерская, Платовец, Водкино, Мостовичи, Красная.
          2. 75 ВПС.
          а) Рубеж Стекл., Желтоводье, Жаркины Дворы, Вереша, Долинский, Коптилово, Займище, Гош, (иск.) Ружное.
          б) Отсечные позиции Стекл., Кресты, Фроловка, Николаевка, Вогатово, Самара Родица.
          в) Противотанкового района Корачево, примерно, по линии Песочная, Мольтино, Бойково, Волково, Зеленина, Чернеевка, Саморокова, Кульнево, Одрынское.
          3. 77 ВПС.
          а) Рубеж Ружное, Гремячее, Глыбочки, Лески, Хотеево, Вадымово, Перескоки, Н. Авчухи, Родогощ.
          б) Отсечной позиции Хотобково, Молодовое, Шаблыкино, Петрушково, Сомово, Глыбочки, Щегловка, Девичье, разъезд Борщово, Алтухово, Монастырище.
          в) Противотанкового района Шаблыкино, примерно, по линии Шаблыкино, Петрушково, Герасимово, Титово, Робье.
          г) Противотанкового района Дмитровск-Орловский, примерно, по линии Русы, Р. Песса, Брянцево, Морево.
          4. 73 ВПС.
          а) Отсечные позиции Аркин, Галынь, Дерюгина, Кузнецовка, Лубошево, Расторг, Клишина, Михайловка, Потапово.
          б) Противотанкового района Дмитриев-Льговский, примерно, по линии ст. ж. д. ю.-в. Дерюгина, Хинецкая, Быковка, р. Свана, Комец.
          в) Отсечные позиции Свиное, Погребы, Старшее, Грамаздино, Гремячее, Коженовка, Брисисно, Манина, Студенок, р. Сейм, Льгов.
          г) Отсечные позиции Манина, Н. Чупахина, Тураевка.
          5. 5 ВПС.
          Силами ВПС продолжить работу на рубежах в районе Брянск. 52 ПС поставить на рубеж (иск.) Глинное, Коломна, Кокоревка, Холмичи, Холмицкий, оборудовав противотанковый район Кокоревка, в дальнейшем на рубеже Алтухово, Крапивка, Владимировский, 215 Городище, Тросна.
          6. а) Рубеж Радогощ, Аркин, Бобрик, Игрицкое, Теребиновка, Кокаришино, Семеновское, Заулье, Безготково, Орлия Новая, Козловка, Доброе Поле, Троебортное, Сучкино, Поповка, р. Клевень, Шутовка.
          б) Отсечные позиции по линии Семеновское, р. Свирь, Погребы.
          в) Противотанковый район Рыльск, примерно, по линии Агарково, Клепая, Липова, Болото, Луктоновка, Чавловка, Казачье, Романовка, р. Сейм, Осмалово.
          г) Отсечные позиции Паповка, Ямково, Болото оборудовать силами 15 ВПС 13 армии.
          7. а) Рубеж исключительно Шутовка, р. Кочевень, Вошинино, Путивль, р. Сейм, противотанковый район Бахмач.
          б) Противотанковые районы Ворожба, Конотоп, отсечные позиции Щекино, Корейск, Урус, р. Скуплово, оборудовав силами 14 ВПС 21 армии.
          Работы вести, руководствуясь следующим:
          а) оборудовать противотанковые и противопехотные препятствия по переднему краю;
          б) оборудовать батальонные оборонительные районы согласно указаниям по строительству батальонных районов в системе полевого оборонительного рубежа, утвержденным нач. Генштаба КА 6.8.41 г.;
          в) пулеметные дзот делать с покрытием против осколков;
          г) окопы для противотанковых орудий делать открытыми, имея перекрытыми их только ровики дальномеров и ниши для снарядов;
          д) о донесениях и о отчетности указания будут даны дополнительно.

Начальник инженеров Брянского фронта
генерал-майор Баранов


Ф. 202, оп. 48, д. 5, лл. 3, 4. Машинописная копия.

Оффлайн Шарашка

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 498
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #201 : 02 Марта 2012, 19:45 »
Забижал сегодня буквально на пару минут в НП 3.Это вид на обсадную трубу перископа и противооткол,Значить расчитывали на серьёзную трёпку?

Вид из нутри на входную дверь.

И из далека

За НП ход сообщения (ХС) поворачивая в лево (к асфальту) переходит в перекрытый ХС.
« Последнее редактирование: 02 Марта 2012, 19:56 от Шарашка »

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #202 : 03 Марта 2012, 22:32 »
Кажется назревает необходимость разделить эту тему на 4-5 частей.

Общая тема (история, общие приказы  и отчеты на строительство рубежа и тп)

Три УРа попадают на резервный фронт:

Ржевский,
Вяземский
Спас-Демянский

Причем, в одной из записок сентября 1941 года они именуются именно УРами


Брянский УР входит в Брянский фронт


« Последнее редактирование: 04 Марта 2012, 05:07 от gistory »

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #203 : 04 Марта 2012, 01:05 »
Чистов Павел Васильевич

С 22 августа 1941 года - заместитель начальника Главного управления оборонительных работ (создано на базе Главгидростроя НКВД СССР) и с 23 августа 1941 года одновременно начальник 4-го (Юго-Западного) управления оборонительных работ (штаб – в областном центре Украины - городе Сумы). В качестве справки: задачей 4-го (Юго-Западного) управления оборонительных работ было возведение оборонительных сооружений для Красной Армии на участке Брянск – Чернигов.

3 сентября 1941 года в ходе боев на Украине сдался в плен, нарвавшись в селе Быстрики Сумской области на перерезавший дорогу передовой отряд вермахта. По признанию самого П.В. Чистова (на следствии), 2 сентября 1941 года он на легковом автомобиле (по версии гитлеровского командования – в «шикарном лимузине») выехал из штаба Юго-Западного фронта (1-го формирования) в город Конотоп, районный центр Сумской области Украины. Утром следующего дня на окраине села Быстрики его машину внезапно обстреляли, а затем окружили невесть откуда тут, в нашем тылу, взявшиеся немецкие солдаты, и пришлось сдаться в плен. Чистова подтащили к танку, где силой отняли личные документы (служебное удостоверение сотрудника НКВД, удостоверение депутата Верховного Совета СССР, партийный билет и паспорт), служебные бумаги (важные документы и карту строительства оборонительных укреплений), два ордена (Ленина и «Знак Почета»), а также поясной ремень с револьвером в кобуре. От значка же депутата Верховного Совета СССР он якобы избавился сам: когда немцы принялись перебинтовывать ему небольшую рану (незначительная царапина), выгадав момент, незаметно его выбросил.

По словам П.В. Чистова, в первый день допроса немецкий капитан вернул ему партийный билет: пусть, дескать, «личный документ пусть будет при вас», - вскоре после чего П.В. Чистов сумел-де его, этот самый партбилет, также незаметно уничтожить.

В ходе допросов П.В. Чистов якобы представлялся майором РККА, инженером-гидротехником по воинской специальности, что, однако, противоречит сведениям, оглашенным гитлеровской пропагандой. И в частности: 1) сообщению германского информбюро; 2) тексту заметки берлинской газеты «Новое слово» № 40 от 28 сентября 1941 года «Красный генерал Чистов в плену» и 3) хроникальной заметке, помещенной приблизительно в тот же самый период времени в словацкой газете «Голос фронта».

Так, из этих источников следует, что майор госбезопасности П.В. Чистов был захвачен в плен в роскошном лимузине. В момент ареста назвался саперным генералом и впоследствии дал показания в отношении следующего:

об оборонительных сооружениях, возводимых для нужд Красной Армии на подступах к Брянску и по берегам реки Десна;
о точной численности рабочей силы, привлеченной советскими властями к строительству этих самых оборонительных линий;
об обстановке в штабе Юго-Западного фронта (1-го формирования);
о переводе Автозавода имени Сталина (ныне – ЗИЛ) на выпуск танков и о результатах бомбардировки этого самого завода немецкой авиацией.

http://cheltoday.ru/article/?art_id=5059&theme=9&type=12



Передовым танковым отрядом Германской армии был захвачен роскошный советский лимузин,  в котором находился особоуполномоченный Сталина саперный генерал Павел Чистов. Интересно его показание:
"Я принадлежу к штабу, находящемуся в личном распоряжении Сталина. Не так давно меня послали с особым поручением в район Брянска для саперных укреплений вдоль Десны. К 1 октября они должны были быть готовы. К земляным работам предполагалось привлечь всех женщин прифронтовой полосы. Мне обещали 150 000 опытных рабочих ... ... я могу безбоязненно отправиться в инспекционную поездку для выбора мест для будущих дотов. Вот я и отправился..." закончил генерал Чистов свое показание и безнадежно махнул рукой.


Хотя он сам себя и называл инженером-гидротехником, (с 8 марта 1939 по июль 1941 г. заместитель начальника, а с 17 июня 1939 года - начальник Управления строительства Куйбышевского гидроузла и одновременно начальник Самарского исправительно-трудового лагеря (ИТЛ) НКВД СССР; 11 октября 1940 - июль 1941 г. - начальник Управления Вытегорского ИТЛ НКВД СССР).
таковым он конечно не был, что хорошо видно из его биографии.
О его значимости в советской системе говорит то, что на лето 1941 года его семья проживала на Тверской 4 это ближайший к Кремлю жилой дом.

Интересно посмотреть карточки военнопленного Чистова, где он записан как майор строительного батальона а место службы указано как Оборонстрой

http://obd-memorial.ru/Image2/imagelink?path=c6e9f284-c6ec-473f-92e4-42b0720ca25c
http://obd-memorial.ru/Image2/imagelink?path=8b90657f-32a8-440f-ac43-3bd0e61c92bc
http://obd-memorial.ru/Image2/imagelink?path=725a3390-ee73-47d4-bb80-dabdfe9448d6
http://obd-memorial.ru/Image2/imagelink?path=cf8437ec-3cd8-4eb8-b97b-628c99a5e834

Похоже, что немцы потом его потеряли и не учитывали как высокопоставленного сотрудника НКВД, хотя адрес родственников, указанный в карточке, буквально кричит об этом.

« Последнее редактирование: 04 Марта 2012, 01:45 от gistory »

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #204 : 04 Марта 2012, 01:55 »
фонд 202 опись 5 дело 127

Схема построенных и отрекогносцинированных оборонительных рубежей Брянского фронта на 01.10.1941 г.

5005124

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #205 : 04 Марта 2012, 04:19 »
Передний край системы оборонительных полос фронта проходит , указанный Генеральный штабом (отдел Укрепленных районов) от 30 июня 1941 года за № УР/585132 проходит: оз Селигер, Осташково, далее по р. Волга до Переварово, Приволье, Оленино, Валутино, Булашево, по р. Днепр, по р. Ужа, Леонидово, Передельники, и далее по р. Десна до Фроловка.



Дата пропечатана неясно - кажется, что буква "Н", однако в другом документе встречается вот такое.


Странно, как рубеж можно построить за 2 недели

Конечно, все бы прояснил сам документ № УР/585132, только я его что то не могу найти :((








22.9.1941
« Последнее редактирование: 04 Марта 2012, 22:58 от gistory »

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #206 : 04 Марта 2012, 22:30 »


На снимке фронтового фотокорреспондента ТАСС Михаила Савина: 26 июля 1941 года, Смоленская область, силами гражданского населения возводится очередной оборонительный рубеж для Красной Армии.

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #207 : 05 Марта 2012, 00:50 »
О численности и боевом составе 31 Армии.
Интересно указанием состава 2х ОПАБ  (296 и 297) и 199 Артдивизиона ВМФ и 282 Морской батареи


Оригинальный размер


Оригинальный размер

О численности состава и боевом составе  32 Армии
Интересно указанием численности 200 Артдивизиона ВМФ


Оригинальный размер

Оффлайн Шарашка

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 498
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #208 : 06 Марта 2012, 22:58 »
 Это ещё одно подтверждение того что Р\В линию начали строить гораздо раньше оффициального срока.На нем аэрофотосъёмке наша ж\д станция (будующий райцентр).  http://www.wwii-photos-maps.com/targetrussia/citynamesbeginningo/citynames-ogle-olkh/slides/Olenino%20Russia%20%20004.html    Видите: ПТР уже готов, а ещё только 9 июля и строители ещё не везде приехали.
« Последнее редактирование: 06 Марта 2012, 23:05 от Шарашка »

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #209 : 07 Марта 2012, 11:53 »
Вот еще один снимок на котором проставлена дата 9 июля 1941 г
http://www.wwii-photos-maps.com/targetrussia/citynamesbeginningo/citynames-ogle-olkh/slides/Olenino%20Russia%20%20016.html

На нем отмечены какие то бетонные работы и опорные пункты?

Я считаю, что надо более осторожно подходить к определению начала строительства. Вообще, участок между Оленино и Селижарово был готов в наибольшей степени, по ряду показателей на 100%. Возможно, повезло со строительной организацией, возможно была проведена подготовка заранее.