Форум > Фортификация Дальнего Востока и Забайкалья

Советско-Гаванский укрепленный район

(1/3) > >>

Любитель:
Не нашёл куда воткнуть, поэтому создал новую тему, хотя речь не о самом УРе :) (Если знаете куда, то перекиньте, или переименуйте)

   В воспоминаниях широко известного в узких кругах, заслуженного капитана дальнего плавания Николая Алексеевича Колотова.
Из книги Моряк, историк, педагог. И.Н.Субботницкая-Колотова. Владивосток: МГУ - ОИАК, 2004.
Стр.71

                                                                                                     Пояснительная записка

К приказу Начальника управления работ №110 от 31 мая 1937 года №33 комбрига т.Куманина.
  Это был специальный рейс. Нам предписывалось принять на борт во Владивостокском порту крупнокалиберную батарею в разобранном виде и доставить ее в бухту Совгавань. В порту Владивостока детали батареи (всего около 20 единиц) были погружены плавучим краном.
  В бухте Совгавань мы обязаны были разгрузить эти детали своими судовыми средствами. На судне имелась тяжеловесная стрела грузоподъемностью только 20 тонн. П/х «Лейтенант Шмидт» был старой постройки и довольно уже изношен. Подкрепление тяжеловесной стрелы не гарантировало безопасную выгрузку деталей батареи.
  Сложность заключалась еще в том, что четыре ствола орудий батареи были не только по 27 тонн весом каждый, но имели длину по 13 метров, а станины – по 27 тонн каждая.
  С прибытием в Совгавань пристань портпункта оказалась непригодной, неспособной выдержать весовую нагрузку даже одной детали батареи.
  Встал вопрос о доставке батареи обратно в порт Владивосток.
  Обстановка на Дальнем Востоке в 1937 году была тревожная, со дня на день ожидали нападения Японии на СССР. Установка батареи для обороны района имела огромное значение. Планировалось за 12 месяцев по бездорожью вокруг Совгаваньской бухты на расстояние 30 километров доставить батарею тракторами до места установки на одной возвышенности береговой полосы.
   Руководствуясь тем, что из всякого безвыходного положения всегда найдется лазейка-выход, я предложил комбригу Куманину выгрузить детали батареи в ближайшей бухте у места установки батареи с помощью плавсредств, спаренных по две, три единицы вместе. Это был большой риск, т.к. плавсредства были изношены, малой грузоподъемности, водотечны, но предложение было принято. День и ночь работали краснофлотцы по сооружению пирса, ремонту плавсредств, и наступил момент выгрузки.
   Но возникла новая неприятность: мой старший помощник наотрез отказался непосредственно руководить выгрузкой тяжеловесов, что обязан был выполнить по уставу. Пришлось принять эту обязанность на себя.
  Во время выгрузки от чрезмерной перегрузки вибрировала стрела, мачта, на работающие лебедки страшно было смотреть. Расставленные люди на рабочих местах с замиранием сердца следили за каждым движением подъема и опускания тяжеловесов. Когда опустили первый тяжеловес на сооруженный плашкоут из трех корейских шаланд, то из днища били водяные фонтаны из разных мест и приходилось все время откачивать воду. Катера для буксировки плашкоута к сооруженному пирсу не было, поэтому пришлось протянуть веревку от судна до берега , таким образом подтягивать плашкоут к берегу и срочно стаскивать тяжеловес с плашкоута на пирс.
  Помню, что ни один, на два трактора-тягача не смогли сдвинуть тяжеловес с места, потребовался третий, время шло, едва успевали откачивать воду из плашкоута ведрами. И, наконец, первый тяжеловес сошел на берег, а потом все остальные. После завершения выгрузки, перед строем краснофлотцев, комбриг Куманин, крепко обнял меня, расцеловал меня, поблагодарил, вручил приказ и сказал : «Вы не представляете, капитан, что вы сделали для обороны укрепрайона. Батарея будет установлена теперь через месяц, а не через год, как планировалось».
  В заключение я хочу сказать , что в двадцатые и тридцатые годы это была обычная работа для меня и моих современников. Мы всегда старались делать все, что могли и даже сверх того.
   
                                                                                                                                                                                                                  15.05.1988  Н.Колотов


   Насколько понимаю, речь идет про орудийные установки МО-1-180 ББ№925, только автор с длиной стволов немного напутал, про вес не знаю.  В те годы Колотов Н.А. был капитаном парохода "Лейтенант Шмидт" и за выполнение этого задания приказом Начальника УНР№110 ему была объявлена благодарность и премия 1000 рублей.

 А вот пароход "Лейтенант Шмидт" с просторов нета:

Владимир Калинин:
Куманина, кстати, арестовали и посадили в 1938 г. Выпустили еще до войны в слегка помятом виде - он год отсидел примерно. Он был потом в войну командиром Потийской ВМБ и оставил интересные мемуары "Отправляем в поход корабли".

На фотографии очень много повидавший человек с потухшим взглядом придавленного социалистическим строительством - взглядом затравленного зверя. И это бравый выпускник Константиновского артиллерийского училища! Вот что коммунизм животворящий с людьми делал! Воспитание "нового" человека путем промывания мозгов, расстрелов и пыток творили настоящие чудеса, которые не можем расхлебать до сих пор.


Владимир Калинин:
Ну и как пароход  назовешь, так он и поплывет. Вот более эффектное фото "Лейтенанта Шмидта" с какой-то зимовки. Там, конечно сортир роскошный сделали, видимо фановую систему продули и высушили для экономии топлива.



Ivanoff:
С длиной ствола там нормално, а вот вес его поменьше - 18т. Станок 27т - это наверное в сборе с люлькой. Ащё там лобовой броневой лист увесистый - он 100мм толщины и большой.
***
Рассказ эпичный конечно, если все было именно так (да запросто). Борьба за мировое господство в состоянии "без штанов".

Любитель:
 Начальник УНР №10 комбриг Куманин М.Ф. не имеет родственных связей с купеческо-дворянской династией Куманиних? Они первыми выскакивают при наборе в поисковике "Куманин". В  их роду и морские офицеры встречаются и военные летчики (бегло полистав, Михаила Федоровича не приметил).

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии