Форум > Библиотека

Вышла книга о железнодорожной артиллерии в береговой обороне Владивостока

<< < (2/8) > >>

Владимир Калинин:
Друзья из Приморской краевой библиотеки услышали мою просьбу - книга о железнодорожной артиллерии во Владивостоке должна быть достойно представлена - это часть истории города ранее ему была почти неизвестна, и выход такой книги это событие в нашем военно-историческом краеведении.

Презентация состоится в здании библиотеки на Некрасовской 27 июня в понедельник в 18.00. Афишу прилагаю.

Владимир Калинин:
Все состоялось, зал был достаточно заполнен, книги раскупили, но хватило всем. В целом я доволен. Посмотрим, какие будут отклики.

Владимир Калинин:
Исчерпывающий репортаж о событии с сайта Vl.ru

27 июня в библиотеке имени Горького прошла презентация новой книги по военной истории Владивостока «Железнодорожная эскадра» Тихоокеанского флота». В ней рассказывается о железнодорожной артиллерии нашего флота. Этот материал коллектив соавторов собирал более 20 лет по воспоминаниям, архивным документам и чертежам. Эта часть истории ТОФ – одна из самых интересных, хотя и не самая известная.

По словам одного из авторов книги, историка Владимира Ивановича Калинина, интерес к этой теме возник очень давно при осмотре экспозиции музея ТОФ в те времена, когда он располагался ещё в кирхе на Пушкинской и там стоял макет одного из тяжёлых железнодорожных транспортёров.

«C 1998 по 2018 год, можно сказать, копили материал – 20 лет, – говорит Владимир Калинин. – Собирать книгу в кучу начали примерно в 2017 году, где-то к 2020 году черновик устоялся, но книга дорабатывалась даже в процессе предпечатной подготовки. Там всё было интересным, поскольку тема была непаханая. Особенно любопытным было возложение на 12-ю морскую железнодорожную артиллерийскую бригаду ответственности за сухопутную оборону Владивостока (Владивостокский боевой участок), включая Седанкинский фортовый пояс и противодесантные Амурский и Уссурийский рубежи с подчинением ей караульных частей флота, существование 1321-го железнодорожного артиллерийского полка в составе береговой обороны ВМБ Порт-Артур, существование 914-й береговой стационарной батареи на полуострове Песчаном с подчинением её 7-й железнодорожной батарее»

Основная часть книги рассказывает историю 12-й морской железнодорожной бригады – от зарождения в начале 30-х годов прошлого века и до разделки на металл последних её орудий в 1960-е годы. Из книги можно узнать про 5-й железнодорожный дивизион в составе трёх батарей, пришедший первым в город, и историю его матчасти, корни которой частично уходят в дореволюционную Россию. Также в книге идёт речь про самые большие пушки в составе ТОФ – 14-дм (356-мм) артиллерийские установки, создававшиеся для планировавшихся к постройке линкоров Императорского флота, но в итоге вставшие на рельсы.

Ещё о двух батареях, но уже 12-дм пушек, тоже упоминается, в том числе и про имевшую номер «7» и стоявшую недалеко от центра, на полуострове Эгершельд, рядом с мысом Купера. Помимо этого, в книге говорится о созданном во время войны 222-м дивизионе, транспортёры которого прибыли к нам и получили вооружение на «Дальзаводе». При этом большая часть бригады прибыла во Владивосток через весь Советский Союз. Так, батареи № 6, 7 и 8, вооружённые 365-мм и 305-мм пушками, шли из Ленинграда. Не обошлось и без живых описаний курьёзов из жизни личного состава, рассказов о выбитых при стрельбе тяжёлых установок окнах жилых домов и об истерике местной жительницы, когда от грохота развалился её несчастный дом.

Помимо истории «железа», в книге есть история строительства железной дороги на Дальнем Востоке. В разделе, посвящённом этой теме, раскрывается о неудобствах, вызванных тем, что первоначально железнодорожные пути пересекали Светланскую, и о казусе с выбором места прокладки пути вдоль Суйфуна на одном из участков ради красивого вида для приёмной комиссии и о том, как долго и многострадально пробивался тоннель между Третьей Рабочей и Луговой, по которому сейчас бегают электрички и грузовые поезда. Здесь же идёт рассказ про всю ту масштабную сеть железнодорожных веток, что была создана для нужд этой артиллерии и которые до сих пор используются под различные транспортные нужды.

Ну и само собой не обошлось без очередного витка жизни Владивостокской крепости: большое количество готовых бетонных сооружений не могло остаться без дела, и в 1945 году часть объектов крепости была занята пехотными частями, подчинёнными в оперативном плане 12-й железнодорожной бригаде.

«Значение подобных книг – многотомной тетралогии о Владивостокской крепости, книги о Ворошиловской батарее, книги об острове Аскольд, статей в сборниках «Крепость Россия», а также настоящей книги – очень велико для понимания истории Владивостока как важнейшего в кризисных ситуациях логистического центра России на Тихом океане во все времена и при всех властях, и тех экстраординарных мер, которые предпринимались для его защиты, в том числе средствами фортификации и береговой артиллерии. Я бы без лишней скромности назвал бы эти работы основополагающими в области военного краеведения Владивостока, открывающие его жителям и вообще интересующимся людям совершенно неизвестные ранее страницы его истории, те страницы, которые пишем мы», – считает Владимир Калинин.

Книга стала результатом многолетней работы как с архивом музея ТОФ, так и с архивами, расположенными на западе нашей страны. Помимо этого, авторам удалось в своё время пообщаться с ветеранами бригады и узнать многое о службе тяжёлых установок из первых уст тех, кто нёс службу на них. По многим техническим моментам в части железнодорожного хозяйства пришла помощь со стороны Музея российских железных дорог – их же сотрудники не только консультировали, но рецензировали книгу. И в целом, несмотря на то, что в авторах книги всего три имени, группа людей, помогавшая в работе над книгой, раскидана от Владивостока до Москвы и ещё дальше.

Владимир Иванович перечисляет фамилии тех, кто так или иначе приложил силы к созданию книги – получилось почти 30 человек из Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Украины и США. Они собирали материалы, штудировали архивы, выезжали на места расположения объектов для обмеров, составления макетов и чертежей, консультировали и делились воспоминаниями.

Книга будет доступна для широкого круга читателей. Она появится в части книжных магазинов города и в книжных при музеях им. Арсеньева и Ворошиловской батареи, у Владивостокского диггер-клуба.

Статья полностью: https://www.newsvl.ru/vlad/2022/06/28/210216/#ixzz7XSfjYBV1
Новости Владивостока на VL.RU


https://www.newsvl.ru/vlad/2022/06/28/210216/

Владимир Калинин:
На нашем сайте о Владивостокской крепости наконец-то разместили информацию о книге. Спасибо В.П. Ипатову. Интересно, что Фэйсбук блокирует эту ссылку как спам. Таки дебилы.

http://vladfortress.h1n.ru/?page_id=248

Любитель:

--- Цитата: Владимир Калинин от 04 Июля 2022, 05:28 ---На нашем сайте о Владивостокской крепости наконец-то разместили информацию о книге. Спасибо В.П. Ипатову. Интересно, что Фэйсбук блокирует эту ссылку как спам. Таки дебилы.

http://vladfortress.h1n.ru/?page_id=248

--- Конец цитаты ---

  Да, только заменили "эскадра" на "эскадрилья". "Железнодорожная эскадрилья" :D :D :D

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии