Возвращаясь к легендам хотелось бы поговорить ещё вот о чем. Как то в сети мне попалась информация о более тесном взаимодействии американской и советской авиации над мысом Лопатка. Вплоть до ведения воздушных боев с самураями. Но , поскольку документальных подтверждений я нигде пока не видел, а те люди которые когда-то имели честь служить в Елизово в советское и постсоветское время толком сказать ничего не могут, хотя эти истории живут долго и передаются из уст как говорится в уста, то... можно было бы и спокойно забыть об этой истории, но во-первых слухи родятся не на пустом месте, а во-вторых существуют объективные предпосылки.
Ну для начала нужно сказать вот что. Полеты над студеным океаном, где нет ориентиров представляют собой огромную сложность, а если сюда вмешается погода, то и подавно. Рассчитать и подгадать погоду на полторы тыщи верст еще одна трудновыполнимая задача даже с учетом нахождения в районе подводного или надводного флота, он же не может дежурить постоянно, а беспокоящие бомбардировки выполнялись по несколько раз в неделю. Значит был обмен метеоинформацией, по военным временам секретной. Впрочем здесь нет ничего удивительного, поскольку вовсю работал АлСиб и была связь в Номом, Анкориджем и прочая и погодой соответственно обменивались. Одна из ветвей Алсиба по-моему и проходила через Алеуты, потому как мне попадалась на глаза фотография двух могил советских летчиков, не могу сейчас сказать точно была это Шемия, Киска или другой остров, но это точно были Алеуты... Таким образом готовность к приёму аэродрома Елизово американцы знали наверняка. Вопрос, знали ли о предстоящем налете на Шумшу, Парамушир, Матуа русские? Ведь для того что бы встретить американцев над Лопаткой истребителям требовалось время. Если заблаговременного оповещения со стороны американцев не было, то можно было получить информацию о пролете бомбардировщиков вдоль госграницы, либо о ее пересечении (а они пересекали иногда границу, есть документальные подтверждения) от пограничников. Простейшие штурманские расчеты показывают, что в этом случае могло происходить следующее. У американцев было в среднем по четыре 500-фунтовые бомбы, максимум два захода и отвалили. Это при атаках на Кавасибару и Катаоку, основных японских целях. Все это занимало после прохода Лопатки до Лопатки обратной при тех скоростях в зависимости от назначенной цели в целом от 30-50 минут. Подлетное время для И-16 от Елизово или Каряк до Лопатки составляет те же 50 минут, без учета времени необходимого на вылет из готовности, времени прохождения и запаздывания информации, принятия решения, сбора группы за облаками и т.д., это так называемое пассивное время могло составить еще плюс от 5 до 10 минут. Таким образом, БЕЗ ЗАБЛАГОВРЕМЕННОГО СОГЛАСОВАНИЯ с американской стороной перехват японских Оскаров или Зеро (Зекке) и сопровождение битых американцев над Лопаткой становился мягко говоря проблематичным. Это что касается боевых действий из положения дежурства на аэродроме. что же касается дежурства в воздухе, то этот вариант более затратный и вряд ли был использован, так как топлива на пределе и могло хватить только на две максимум пять минут воздушного боя.
(( А в остальном логика схваток присутствует, но должет был быть другой аэродром, вблизи м. Лопатка. В любом случае экипажи должны были бы подняты в воздух на пресечение нарушения государственной границы при получении соответствующей информации.