Автор Тема: !!!!!!!!!!!!! В.И. Брагин - Пушки на рельсах !!!!!!!!!!!!  (Прочитано 46544 раз)

Оффлайн Вадим С.

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1466
http://rufort.info/library/bragin/bragin.html

наконец-то закончил правку
ура

и еще, не могу найти сканы фоток из книги - либо сканировать заново, либо продолжать поиски

« Последнее редактирование: 25 Июня 2008, 11:01 от admin »

Оффлайн Вадим С.

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1466
текст разбит на 2 части просто из-за большого объема и возможных трудностей загрузки у некоторых посетителей
« Последнее редактирование: 25 Июня 2008, 11:08 от admin »

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8372
Наконец-то, лучшая отечественная книга по железнодорожной артиллерии, напечатанная весьма ограниченным тиражом, стала доступной для всех читателей! Остается также поблагодарить ее автора, любезно разрешившего ее здесь разместить.

Само собой разумеется, что иллюстрации тоже будут отсканены и размещены, а также книга будет дополнительно проиллюстрирована эксклюзивными фотографиями из коллекции Ове Энквиста, предоставленными специально для Руфорта, но главная часть работы (вычитка распознанного текста) уже сделана!.

Но всему свое  время, а пока, коллеги, наслаждайтесь великолепным текстом.

Оффлайн Вадим С.

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1466
да, иллюстрации постараюсь добавить сегодня
« Последнее редактирование: 25 Июня 2008, 11:09 от admin »

Оффлайн Вадим С.

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1466
http://filekeeper.org/download/rufort/Ognevoy-schit-Leningrada.pdf

иллюстрации добавлены архивом 40 Мб

Оффлайн Pawel

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 1333
http://filekeeper.org/download/rufort/Ognevoy-schit-Leningrada.pdf

иллюстрации добавлены архивом 40 Мб

Прошу прощения, но где иллюстрации к книге "Пушки на рельсах"? В указанной pdf-ке книга "Огневой щит Ленинграда". (или я "ничего не понимаю" или это фальстарт по иллюстрациям)

Всё понял!
Иллюстрации тут: http://filekeeper.org/download/rufort/Bragin_Illustrations.rar

Объём 33 Мб.
« Последнее редактирование: 26 Июня 2008, 03:00 от Pawel »

Оффлайн Вадим С.

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1466
http://filekeeper.org/download/rufort/Ognevoy-schit-Leningrada.pdf

иллюстрации добавлены архивом 40 Мб

Прошу прощения, но где иллюстрации к книге "Пушки на рельсах"? В указанной pdf-ке книга "Огневой щит Ленинграда". (или я "ничего не понимаю" или это фальстарт по иллюстрациям)

Всё понял!
Иллюстрации тут: http://filekeeper.org/download/rufort/Bragin_Illustrations.rar

Объём 33 Мб.

ДА! ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ! СПАСИБО ЧТО СКАЗАЛИ!

ИСПРАВЛЯЮ ССЫЛКИ!

Оффлайн Вадим С.

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1466
!!!!!!!!!!!!!! Добавлены !!!!!!!!!!!!!!!!

Фотографии транспортеров ТМ-1-180 из коллекции Ове Энквиста
http://rufort.info/library/bragin/180_mm_Finish_guns/index.html

и пачка оригиналов этих фото в архиве (.RAR 20 Мб)
http://filekeeper.org/download/rufort/180_mm_Finish_guns.rar


Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8372
Коллекция фотографий публикуется на нашем сайте для дополнительного иллюстрирования книги В.И. Брагина с любезного разрешения Ове Энквиста, за что от всех наших пользователей мы варажаем ему искреннюю признательность.

Просьба ко всем коллегам при использовании этих фоографий где-либо обязательно указывать их принадлежность к коллекции Ове Энквиста!!
« Последнее редактирование: 27 Июня 2008, 15:22 от Владимир Калинин »

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8372
О мелочах и нестыковках в книге В.И. Брагина «Пушки на рельсах»

В предисловии к этой книге при ее сетевой публикации на сайте Руфорт.инфо мы уже отмечали достоинства книги, а о недостатках было сказано буквально следующее:

Само собой разумеется, что книга содержит и какие-то мелкие недостатки специального характера и огрехи. Так, автор изобрел несуществующий остров Такхун, расположенный якобы неподалеку от о. Осмуссар. Понятно, что это ошибка процитированного документа, но оставлять такие вещи без комментариев нельзя. Иногда автора подводит и творческое воображение. Так, описывая здание, где располагался штаб ВМБ «Ханко» автор говорит, что легко можно представить, как с его балкона раздавался зычный голос генерала Кабанова, принимающего парады по революционным праздникам. Да быть этого никогда не могло, поскольку С.И. Кабанов прибыл на Ханко 13 мая 1941 года, а во время войны было уже не до парадов по случаю революционных праздников. С балкона мог раздаваться не менее зычный голос предшественника С.И. Кабанова генерал-майора береговой службы А.Б. Елисеева, который был весьма закален не только в боях, но и парадах, принимая таковые 1 мая и 7 ноября с 1932 по 1937 г. во Владивостоке, будучи в это время начальником его гарнизона. Перечисление таких мелочей и нестыковок можно было бы и продолжить, но, честно говоря, нет особого желания этим заниматься, чтобы не испортить общего впечатления об этой великолепной книге.

И, тем не менее, поскольку к книге был проявлен очень широкий интерес у многих людей, включая тех, кто заинтересован в переиздании этого продукта в бумажном варианте, мы решили вернуться к вопросу о недостатках и нестыковках, чтобы читателю нынешней версии указать на эти самые нестыковки, а возможному издателю – на недостатки, которые желательно было бы исправить, тем более, что они весьма незначительны и сделать это достаточно легко. Здесь мы бы хотели просто процитировать те места книги ( в порядке их появления), которые вызвали некоторое недопонимание и соответствующим образом их прокомментировать. Оригинальные цитаты выделены курсивом, наши комментарии следуют после цитат.

В России первые морские артиллерийские установки на железнодорожных платформах появились в конце 19 века, когда были закуплены шесть французских транспортеров завода Шнейдера в Крезо.

Называть эти артустановки морскими нет оснований, поскольку они не были сняты с кораблей и никогда не использовались в береговой обороне. Здесь надо было слово «морские» просто убрать.

В 1916 году французы применили ее при штурме крепости Верден, два форта которой были захвачены немцами.

Французы не штурмовали крепость Верден, они ее защищали. Речь идет лишь об использовании ЖДАУ при отбитии захваченных неприятелем двух фортов крепости. Более корректной фразой была бы: «В 1916 г. французы применили ее при отбитии двух фортов Вердена, захваченных ранее немцами.»

В июле 1917 года транспортер был испытан стрельбой на морском полигоне. В начале августа прошел испытания второй транспортер. Однако принять участие в боевых действиях первые русские 254-мм артиллерийские железнодорожные транспортеры не успели. Некоторое время спустя 254-мм станки «Ростислава», установленные на них, были заменены на 203-мм.

Здесь есть неточность. 254-мм транспортеры в военных действиях участвовали и довольно много, н не во время Первой мировой войны, а во время Гражданской войны. В частности, их применяли против Врангеля под Мелитополем. Эти транспортеры потом действительно перевооружили 203-мм орудиями, но это случилось уже ближе к 1930 годам.

Отечественные железнодорожные артиллерийские установки периода Гражданской войны были технически несовершенны. К 1941 году из них уцелели только две 203-мм артустановки ТМ-8. В 1938 году они были передислоцированы на Дальний Восток и оставались там всю Великую Отечественную войну 1941—1945 гг.

Здесь все очень неточно. 203-мм артустановки ТМ-8 не были артустановками времен Гражданской войны. При их изготовлении использовали старые 254-мм транспортеры, орудия с которых отправили в лом, а 203-мм установки с полубашенными щитовыми закрытиями переставили с более легких транспортеров, время изготовления которых нам не известно. Так весной 1930 г. на свет появилась 203-мм батарея № 1. Освободившиеся транспортеры вооружили 130-мм/55 орудиями так возникла батарея № 3. Эту работу закончили в октябре 1931 г. ЖДАУ времен Гражданской войны была только одна – это транспортер № 3 2-й железнодорожной батареи, вооруженной 152-мм пушками Канэ. Этот транспортер имел белогвардейское происхождение, потом был захвачен красными и под именем «Атаман Чуркин» был достаточно хорошо известен. В 1928 – 1929 гг. транспортеру отремонтировали ходовку, а также заменили пушку 152-мм Канэ на модернизированную с перевернутыми накатниками. А по образу и подобию этого транспортера изготовили два новых. Осенью 1931 г. батареи № 1–3 были отправлены во Владивосток, куда и прибыли в декабре 1931 года, а не в 1938 г., как пишет В.М. Брагин.

За создание 356-мм трехбашенной установки для линкора типа «Севастополь» был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, давшим ему право на потомственное дворянство.

Ну здесь вспоминается знаменитый двуствольный леопард доктора Ватсона, из которого он застрелил напавший на него мушкет! Артустановки были трехорудийные, да и калибр их был не 356 мм, а 305. Здесь была допущена явная небрежность.

Коллегами А. Г. Дукельского по созданию тяжелых артиллерийских систем береговой обороны были Н. С. Лесенко, А. А. Лооляхкер, В. В. Твердохлебов, Д. Е. Бриль, К. В. Турба, А. А. Флоренский, Н. В. Богданов и другие.

Вызывает очень большое сомнения существование конструктора А.А. Лооляхера. Наиболее вероятно, что речь идет о А.Р. Дурляхере.

…что основные тактико-технические данные советских железнодорожных артустановок ТМ-1-14 по ряду параметров превосходили подобные американские и французские системы. В частности, наши транспортеры обладали способностью вести стрельбу в диапазоне 360 градусов, а также опережали зарубежные аналоги по скорострельности.

Это утверждение неточно, поскольку и американские 356-мм транспортеры М1920, послужившие Дукельскому прототипом ТМ-1-14, могли стрелять с круговых бетонных оснований на 360 градусов.

21 июня 1934 года начальник ЦКБС-3 А. Г. Дукельский обратился с письменным докладом к Начальнику Главморпрома СССР Р. Р Муклевичу, в котором, в частности, поставил вопрос о создании морских артиллерийских железнодорожных транспортеров с использованием стволов от линкора «Императрица Мария».

Здесь неверно даны инициалы Ромуальда Адамовича Муклевича.

Первоначально при изготовлении артустановок ТМ-III-12 на них были установлены 305-мм стволы или, как их называют специалисты, тела орудий №№ 55, 13, 12 с русского линкора «Императрица Мария», затонувшего после взрыва его пороховых погребов на рейде Севастополя в 1916 году. Стволы были изготовлены в 1911 году на Обуховском заводе в Санкт-Петербурге.

Касательно этих стволов с линкора «Императрица Мария», то все это только вымысел автора, поскольку на «Императрице» были установлены орудия № 61, 62, 66, 67, 69, 73, 75, 77, 78, 88, 89, 93 с маркировкой «МА». На самом деле в ТМ-3-12 использовались не тела орудий, а другие части артустановок с «Марии».

Единственным стволом с "Марии", попавший на транспортер № 3 девятой батареи стал ствол № 78 - единственный ствол с "Марии", ставившийся когда-либо на ТМ-3-12, но он был поставлен туда отнюдь не "первоначально", а при замене тел орудий в 1940 г.

305-мм орудия «Императрицы Марии» впоследствии были установлены на знаменитой батарее № 30 в крепости Севастополь и на железнодорожных транспортерах ТМ-III-12.

И это вымысел, поскольку на 30-й батарее использовались стволы № 142, 145, 149 и 158 с маркировкой «СА».

М. М. Барановский был командиром 301-го отдельного артиллерийского дивизиона и защищал один из секторов береговой обороны реки Нева, командовал артиллерией штаба Загородного оборонительного участка.

Никаких «секторов береговой обороны реки Нева» не существовало, был только один Сектор береговой обороны реки Нева».

Вагон-центральный пост управления стрельбой. Сюда поступали данные из батарейного поста. В вагоне располагался телефонный узел и радиостанция. При стрельбе с путей центральный пост располагался вблизи среднего транспортера.
Вагон-батарейный пост. Оснащен специальной вышкой. Она, как правило, устанавливалась в нескольких десятках метров от центрального поста. Вышка буксировалась трактором. На ее сборку и установку требовалось примерно полчаса. На вышке монтировали шестиметровый стереоскопический дальномер и приборы центральной наводки.


Вообще-то именно в центральном посту и располагались основные приборы управления стрельбой, о чем автор упомянуть забыл.

Баллистические данные 305-мм орудия транспортера ТМ-III-12 идентичны орудиям линейных кораблей «Гангут» («Октябрьская революция»), «Петропавловск» («Марат») и «Севастополь» («Парижская Коммуна»). Начальная скорость снаряда — 762,5 м/с, а нового фугасно-дальнобойного (образца 1928 года) — 950 м/с. В первом случае дальность стрельбы достигала 28,6 км, во втором — 44 км.

Баллистические данные стволов, естественно, у всех одинаковые, но артустановки разных линкоров обеспечивали разную дальность стрельбы (дальше всех из линкоров стреляла «Парижская коммуна» после модернизации, когда угол возвышения увеличили с 25 градусов до 40, на других линкорах угол возвышения не увеличивали). ТМ-3-12 мог стрелять облегченным дальнобойным снарядом еще дальше, поскольку угол возвышения 50 градусов (с рельсового пути, с бетонного основания - 45 градусов) обеспечивал возможность т.н. стратосферной стрельбы, когда из-за разряженности воздуха его сопротивление движению снаряда существенно уменьшалось. Кроме того, здесь было бы уместно привести и веса снарядов обр. 1911 г. – 470 кг и обр. 1928 г. – 314 кг. Уменьшения веса снаряда также дало выигрыш в дальности, а не только за счет большей массы заряда, давшей увеличение начальной скорости снаряда.

Активное участие принял А. А. Флоренский в разработке проектов железнодорожных транспортеров со 152-мм орудиями Б-38 для обороны Сталинграда

Это не совсем так, поскольку большая часть транспортеров с качающимися частями Б-38 на тумбах старых 203-мм орудий, а также с качающимися частями Б-38 в артустановках МУ-2, также поставленных на железнодорожные платформы, использовалась при обороне именно Ленинграда (с 1943 года).

Основу конструкции железнодорожной артустановки ТМ-1-180 составляет главная балка, опирающаяся на две четырехосные железнодорожные тележки. На передней смонтирована силовая станция типа «Коммунар», оснащенная двумя дизелями и генератором, которые позволяют при необходимости обеспечивать самопередвижение транспортера со скоростью 14 км/ч. На задней тележке размещена компрессорная станция. Посредине главной балки укреплена вращающаяся (башенная) часть артустановки. Она практически повторяет башню стационарной береговой артустановки МО-1-180. В башне установлено орудие Б-1-П длиной 57 калибров.

Как в случае ТМ-1-180, так и в случае МО-1-180 говорить о башнях некорректно, поскольку эти установки открыты сзади. Здесь точнее говорить о башенноподобных щитовых закрытиях.

Помню, как в конце 60-х годов в Большой исторической аудитории Московского университета на тогдашней улице Герцена (нынешней Никитской) я задал преподавателю вопрос: «Разве вправе был Советский Союз требовать от Финляндии отодвинуть границу, отдать ему часть своей территории с крупным городом Выборгом, в котором проживало тогда полтора миллиона человек, а затем, после отказа в этом, силой отнимать эту территорию

Полтора миллиона человек в городе Выборге - это совершеннейший нонсенс, в Финляндии городов-миллионников не было и вроде как и до сих пор нет.

В декабре 1938 года Л. М. Тудер — командир 18-й отдельной железнодорожной батареи 2 дивизиона 3-го У Ра (укрепленного района) Краснознаменного Балтийского флота. А 2 июня 1939 года ему доверено еще более ответственное дело — возглавить 9-ю отдельную железнодорожную батарею 3-го УРа в составе трех 305-мм артустановок ТМ-III-12.

Описку из архивной справки насчет 3-го УРа надо было поправить, речь явно шла о бывшем Лужском укрепсекторе Ижорского УРа КБФ, выделенного в самостоятельный Западный УР КБФ.

Несколько раз ее орудия имели целью 10-ю финскую батарею на острове Койвисто (Большой Березовый).

Остров Койвисто - это финское название. В то время в советском обиходе употреблялось шведское название , а 10-я батарея, это, естетсвенно, 10-дюймовая батарея на Бьорке.

Сюда, на базу Западного Укрепленного района КБФ, после своего сооружения на Николаевском заводе и пятисуточного похода прибыли три транспортера ТМ-III-12, составившие 9-ю ОЖДАБ. Здесь, как уже известно читателю, вышел «Приказ № 1 по отдельной тяжелой железнодорожной артиллерийской батарее (ОЖДАБ) 2-го отдельного тяжелого железнодорожного артиллерийского дивизиона (ОТЖДАД) ЛУСа ИУРа КБФ», датированный 22 декабря 1937 года.

Непонятно, как на базу Западного УРа могли прийти транспортеры, если приказ по батарее был по Лужскому сектору Ижорского УРа. Здесь автор просто неуместно дал более позднее название соединения, которое в 1937 году Западным УРом быть не могло.

Перестволение (лейнирование), т. е. замена внутренних труб (лейнеров) расстрелянных стволов железнодорожных артустановок являлось весьма сложной инженерно-технической задачей. В данном случае мы обращаем внимание читателя на то, что для выполнения такой операции необходимо было иметь соответствующие условия, оборудование и пр. В Мукково, всем этим, как видно, располагали. И поэтому неслучайно в документах мы встречаем: «ст. Пятилетка, ст. Хамолово, ст. Усть-Луга, ст. Валговицы, ст. Лебяжье», но — «база Мукково»!

В данном контексте под термином перестволение надо понимать смену тел орудий, каковая потом и произошла. Лейнированных стволов на ТМ-3-12, насколько я понимаю, не было никогда. Кроме того, перестволение от лейнирования отличается, поскольку последнее (замена лейнера, т.е тонкостенного вкладыша с нарезкой) может быть выполнено вне заводских условий, а перестволение (замена внутренней трубы) может быть выполнено только в условиях мощного артиллерийского завода типа «Большевик» или «Баррикады», а отнюдь не на базе "Мукково", ибо для этой процедуры требуются мощные прессы.

12 сентября 1940 года председатель Совета народных комиссаров В. М. Молотов специальным письмом докладывал Генеральному секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину о готовности к переводу на Ханко 9-й и 17-й железнодорожных артиллерийских батарей:

Автор заблуждается относительно должности И.В. Сталина. Дело в том, что Генеральным секретарем ЦК Сталин был с 1921 по 1934 год, а потом он был сначала простым секретарем ЦК, а затем совмещал эту должность с официальными государственными должностями. Дело в том, что на XVII съезде ВКП(б) произошел скандал – при выборах в ЦК Сталин набрал наименьшее число голосов и едва прошел. Сталин совершил подлог, приказав счетной комиссии объявить, что он набрал наибольшее число голосов, а бюллетени потом запечатал в конверт и хранил в своей Особой папке. Понимая, что при таком реальном раскладе при выборах в генсеки его запросто могут забаллотировать, то он решил не рисковать, и соответствующих выборов просто потом не было, Интересно, что Великий Комбинатор почему-то эти самые бюллетени так и не уничтожил, что и дало потом возможность при Хрущеве провести соответствующее партийное расследование. Ну а с делегатами съезда Вождь потом разобрался рабочем порядке, перестреляв их чуть ли не поголовно, а членов этого самого ЦК он отстреливал в порядке, соответствующим убыванию числа поданных голосов. Номер первый в реальном рейтинге (Киров) и был ликвидирован первым. Так что генсека надо убрать, раз сам товарищ Сталин так распорядился.

Работы по подготовке позиций для железнодорожных артустановок на Ханко носили столь ответственный характер, (нет сомнения что за обустройством выдвинутой далеко на Запад советской ВМБ внимательно следил из Кремля сам Генсек ВКП(б)), что 27 августа 1940 года на полуостров с контрольной миссией приезжал Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов.

Про «генсека» см. выше.

Четыре 180-мм железнодорожных транспортера также гармонично вписывались в систему обороны Ханко. Дальность у них была еще больше, чем у 305-миллиметровых. Они были скорострельнее и могли вести бой со всеми военными кораблями, кроме линкоров.

Это утверждение справедливо лишь для 305-мм снарядов обр. 1911 г. При стрельбе 305-мм дальнобойными снарядами обр. 1928 г. дальность у ТМ-3-12 (44 км по данным автора, а на самом деле даже чуть больше, если стрелять с пути, а не с бетонного основания, примерно 46 км), а ТМ-1-80 мог стрелять лишь на 37,5 км. 46 км явно больше, чем 37, так что автор не прав.

В студеных водах Финского залива, к несчастью, закончили жизни ле гендарный ханковский командир 130-мм батареи железнодорожных орудий капитан В. А. Брагин,* командир огневого взвода 120-й железнодорожной 100-мм батареи (бронепоезда) Сергей Маслов и многие другие артилеристы. Те же, кто благополучно добрался до материка, влились в число защитников Ленинграда, оказали им значительную подмогу, снова встали к орудиям, и вновь прославили себя в боях с врагом теперь уже на родной земле.

На Ханко не было 130-мм железнодорожных батарей, только стационарные, две штуки. Потом финны из них сами железнодорожную батарею сотворили, но это уже другая история.

Немцы передали русские стволы — этот «первоклассный пушечный материал» — на заводы Круппа для переточки их под свои снаряды и для изготовления к ним новых лафетов. Чуть ниже мы расскажем о поразительной судьбе этих четырех стволов.

Никакой «переточки» стволов под новые снаряды не было, это вымысел автора, немцы просто специально изготовили новый боезапас для этой батареи.

28 мая 1918 года Председатель Совета Народных комиссаров В. И. Ульянов (Ленин) телеграммой в адрес Черноморского флота требует «уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске». Это было время, когда, захватившие власть большевики, считали, что «военно-морской флот советской республике вообще не нужен. Достаточно лишь «Морских сил ВЧК».

О ненужности флота Ильич писал в 1920 году, а в 1918 году флот был еще нужен. И флот в Новороссийске топили не потому, что просто решили, что он не нужен, как следует из вышеприведенной фразы автора, а чтобы он не попал в руки неприятеля и не был потом использован против большевиков, как впоследствии это и произошло с кораблями, вернувшимися в Севастополь. Так что военная необходимость топить флот в Новороссийске для большевиков была.

В 1920 году линкор «Генерал Алексеев» участвовал в боевых операциях против красных, занимавших побережье Днепро-Бугского лимана. С Тендровского рейда линкор вел артиллерийский обстрел батарей Красной Армии, укрывавшихся в Очаковской крепости, отбивался от их аэропланов.
2 августа 1920 года орудия носовой башни линкора вели огонь по расположенному у входа в лиман Николаевскому острову, на котором красные установили 130-мм батарею. Всего в этот день был произведен 21 выстрел. Шесть или семь снарядов попали в остров, вызвав на нем сильный взрыв.


Батареи в крепостях не «укрываются», а устанавливаются, если речь идет о береговых батареях. Автор явно чего-то не понял или неудачно выразился.

4 августа корабль произвел артналет по 150-мм красной батарее орудий системы «Канэ» возле Очакова. В этот день также был произведен 21 выстрел.
6 августа обстрел этой батареи был продолжен. Орудиями третьей башни в первой половине дня было выпущено 29 снарядов, а затем до подавления батареи сделан еще 21 выстрел. В тот же день по другим батареям был нанесен огневой удар из 17 выстрелов
.

Батарея пушек Канэ могла иметь калибр 152 мм, а не 150.

День рождения ствола № 127 — ноябрь 1916 года. Эту дату с полным основанием можно считать и первым днем рождения транспортера ТМ-III-12, установленного на Поклонной Горе.

Это неверно, поскольку днем рождения транспортера можно считать день его официальной приемки или день выхода его из заводского цеха на испытания. Транспортер и орудийный станок – вещь постоянная, а стволы – вещь переменная, поэтому ну никак не выходит ничего с «днем рожденья». Это день рожденья ствола, а не транспортера.

По информации, датированной началом октября 1940 года и полученной мною от г-на Ове Энквиста, два ствола: № 113 и № 121 были установлены в артиллерийской башне форта на острове Исосаари. Еще два — № 91 и № 119 — использованы при создании двухбашенного форта на острове Мякилуото, что в 40 километрах от Хельсинки...

Здесь явные неточности перевода. Во-первых, на форту Исосаари было две одноорудийные башенные установки и, соответственно, два ствола в какую–либо одноорудийную башню не затолкать никак. То есть эти стволы были на Исосаари установлены в двух РАЗНЫХ башнях. Насчет двухбашенного форта Макилуотто – тоже неточность. Там УЖЕ существовала 305-мм башня, вооруженная двумя стволами, снятыми финнами с форта Ино, а потом финны пытались доделать еще одну недостроенную русскую 356-мм башню в 305-мм варианте, как они уже сделали на этом острове ранее, но этот проект завершен не был и башню в строй так ввести и не успели, почему эти стволы финны срочно увезли на Эре, где они и лежат до сих пор в качестве запасных, а отнюдь не установлены в башенноподобных установках этого форта, как утверждает далее автор.

Немцы расположили башни с каждым из четырех орудий на значительном расстоянии одно от другого, замаскировав их под фермерские постройки с соломенными крышами. В подземных железобетонных казематах с вентиляцией, водоснабжением и отоплением были оборудованы командный пункт, казармы для прислуги, погреба боезапаса и дизельная электростанция.

Подземные казематы в случае «Мируса» - это явная натяжка, поскольку там были только казематированные постройки котлованного типа, обсыпанные землей. Назвать их подземными было бы большой натяжкой.

Если принимать как факт утверждения Ове Энквиста, то 305-мм артустановки ТМ-III-12 дождались на полуострове Ханко 19 сентября 1944 года, когда было подписано соглашение о перемирии между Союзом Советских Социалистических республик и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии с одной стороны, и Финляндией с другой. В соответствии с этим соглашением Финляндия обязывалась отвести свои войска за линию советско-финской границы 1940 года, перевести свою армию на мирное положение, разоружить германские вооруженные силы, находившиеся на ее территории. По условиям перемирия СССР отказался от продолжения аренды полуострова Ханко, получив взамен право на аренду военно-морской базы Порккала-Уод неподалеку от Хельсинки.

Утверждения Ове Энквиста надо всегда принимать как факт без дополнительных комментариев, поскольку Ове всегда пользуется точными проверенными архивными сведениями, надо только просить его писать по английски, чтобы потом не было неточностей перевода. А вот Александр Борисович Широкорад, увы, слишком часто фантазирует, поэтому при прочих равных данные Энквиста по определению более достоверны.

Финские источники указывают на следующее огорчительное для нас обстоятельство. Около двух недель финнам помогал в освоении сложной техники, взятый ими в качестве трофеев вместе с орудиями, «бывший командир советской батареи» старший лейтенант Щукин. [180-мм]

Это не совсем так. По данным Ове Энквиста финнам помогал какой-то офицер-политработник этой батареи (имя его он не называл). Это сообщение хорошо согласуется с тем фактом, что командир 12-й батареи (а влопалась на Карельском перешейке именно она) Барбакадзе в финском плену никогда не был, а на батарее мог быть только один командир. В ноябре 1943 году Барбакадзе рассказал об этом прискорбном случае на специальном совещании в Москве по изучению боевого опыта войск Береговой обороны ВМФ СССР. Батарея работала на Карельском перешейке без пехотного прикрытия, поэтому когда два ее транспортера попали в окружение, то к своим смогли прорваться лишь 13 артиллеристов.

Первого мая 1942 года, видимо, как издевательский подарок красноармейцам к «Международному празднику всех трудящихся», 1-я железнодорожная батарея послала 27 снарядов по занятому советскими войсками форту «Риф». По оценкам финских артиллеристов, «стрельба прошла особенно хорошо». В последующие дни мая, а также в июне 1942 года обстрел советских позиций был продолжен.

Выражение «занятый советскими войсками форт «Риф»», высшей степени неудачно, поскольку форт Риф никогда немцам и финнам сдан не был и «занимать» его заново не было никакой необходимости»

* Финские войска, после их выхода в конце августа—начале сентября 1941 года на старую (существовавшую до ноября 1939 года) границу с Советским Союзом на Карельском перешейке, закрепились на этих рубежах и до конца войны оставались там.

Это вымысел автора, которого бы не было, если бы он более внимательно прочитал те же мемуары Маннергейма и более внимательно изучил старые карты. Задачей Маннергейма был не выход к старой границе 1939 года, а занятие таких оборонительных рубежей, борьба на которых дала бы возможность осуществить достаточно подвижную оборону, в ходе которой предполагалось измотать и обескровить противника и защитить территорию, хотя бы в границах 1940 года. Именно это и произошло в 1944 году, когда оборонительная кампания была фактически финнами выиграна, что и позволило им заключить мир с СССР на относительно выгодных условиях.

Старая граница проходила по линии реки Сестра, которая делает большой изгиб в сторону финнов. Оставлять этот выступ в руках советских войск не было никакого резона, поэтому Маннергейм без колебаний нарушил и старую границу на Карельском перешейке, остановив свои войска лишь у переднего края советского Карельского укрепрайона, прорывать который он не собирался.

Что касается 4-х орудийной 152-мм железнодорожной батареи, также находившейся к тому времени на полуострове Ханко, то по заключению членов группы СКК, «матчасть орудий расстреляна и требует замены стволов. Особого внимания батарея не заслуживает...»

152-мм советских батарей на Ханко не было, контрольная комиссия по ошибке приняла за нее родную финскую батарею, вооруженную пушками Канэ, оставшимися еще с 1918 года.

Вес (масса) снаряда (кг) ................................................................ 462,8

Вообще-то таких снарядов на батарее № 9 (ТМ-3-12) не использовали, были снаряды обр. 1911 г. (470 кг) и 1928 г. (314 кг).

Резюмирую замечания. Основная причина появления всей этой досадной мелочевки – это отсутствие предварительного независимого грамотного рецензирования и редактирования рукописи. В естественных науках такое рецензирование является обязательным, а вот с гуманитарными науками все обстоит хуже – там или идет откровенное некомпетентной вмешательство редактора, или все принимается в авторской редакции, что не есть хорошо.

Повторю, что перечисленные недостатки не снижают ценность книги и не умаляют писательских заслуг ее автора.
« Последнее редактирование: 13 Октября 2008, 13:13 от Владимир Калинин »