Автор Тема: Прогулки по Калининграду == Литовский вал  (Прочитано 23268 раз)

Оффлайн SerAnt

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 614
Прогулка по Литовскому валу (краткая справка)

С бурным развитием военной техники к XVII веку старые укрепления Кёнигсберга перестали отвечать требованиям времени.
Вследствие начавшейся войны между Швецией и Польшей в 1626 году, шведский король Густав Адольф лично посоветовал курфюрсту Пруссии приступить к созданию новых укреплений вокруг «городов» Кёнигсберга.
Проект оборонительных сооружений был разработан профессором математики Кёнигсбергского университета Иоганном Штраусом. Руководителем строительства был назначен полковник граф Абрахам фон Дона.
Работы были начаты в 1626 году. Но финансовые трудности сильно тормозили строительство. И все же в 30-х годах XVII века строительство было завершено. Пятнадцатикилометровое по периметру кольцо имело 26 полных бастионов, 8 полных бастионов, 8 главных ворот.
В начале XIX века после неудачной попытки защитить город от войск Наполеона (в 1807 году) и в связи с полной непригодностью к дальнейшей оборонительной деятельности валы на северном берегу реки Преголя были превращены в прогулочную зону.
Однако в 1841 горожанами Кёнигсберга была подана петиция королю Фридриху Вильгельму IV  о создании укреплений вокруг города. 5 апреля 1843 года проект строительства новых укреплений был утвержден.
Проектом предусматривалось создание сильно укрепленного Кёнигсберга, способного представлять собой твердь далекой прусской провинции, которая одновременно была бы редюитом страны и базой для наступательных операций. По новому проекту предусматривалась не модернизация старых укреплений, а постройка на их месте абсолютно новых.
Строительство  началось 15 октября 1843 года и продолжалось до 1890 года.
Завершение работ позволило создать мощную крепость Кёнигсберг со вступлением ее в разряд 1-ого ранга. Эти укрепления, ввиду бурного развития нарезной артиллерии, не смотря на построенный фортовый пояс вокруг города, стали устаревшими уже к Первой мировой войне и безнадежно устарели к началу Второй мировой.
Многие фортификационные сооружения Кёнигсберга безвозвратно утеряны – некоторые поглотил город, другие погибли в огне Второй мировой.
Северо-восточная часть оборонительного вала от от Верхнего озера на севере до реки Преголя на юге получила название – Литовский вал, так как наиболее вероятным противником на этом направлении предполагались литовские войска.
После потери своего оборонного значения, Литовский вал превратили в парковую зону с одноименной улицей, но остатки объектов фортификации мы можем наблюдать и по сей день. Длина вала около километра. Включает в себя многочисленные остатки фортификационных сооружений разной сохранности: казематы, потерны, бастионы, редюиты, казарму «Кронпринц» и др.

Предлагаю совершить легкую прогулку по Литовскому валу беря старт с его южной части - с правого берега реки Преголя, где когда то находился бастион «Литова».

Продолжение следует...

Оффлайн SerAnt

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 614
Прогулка по Литовскому валу (продолжение)

Редюит-капонир бастиона "Литова"

Бастион «Литова» располагался непосредственно на правом берегу реки Преголя, имел пятиугольную форму и был выдвинут за линию валов, чтобы иметь возможность обстреливать рвы фланговым огнем. Левый фас бастиона прикрывался прудом. По центру находился полукруглый редюит, выдвинутый вперед для прикрытия моста.
На правом фланге бастиона находился редюит-капонир, предназначенный для прикрытия флангов бастиона со стороны реки Преголь, а так же для ведения огня вдоль рва, прикрывающего правый фас бастиона. Этот редюит-капонир построен из клинкерного кирпича, с фронта прикрывался валом гласиса. С северной стороны редюита располагались казармы гарнизона. Этот редюит-капонир – все, что осталось от бастиона «Литова».

Место расположения
 

Сейчас там овощной склад. Доступ туда свободный, но подойти можно не со всех сторон т.к. с одной стороны ведется строительство жилого дома и на стройплощадку хода нет, а со стороны реки местность очень заболочена (особенно после дождей, которые там не редкость).


















Оффлайн SerAnt

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 614
Прогулка по Литовскому валу (продолжение)

Закхаймские городские ворота

От остатков бастиона «Литова» направляемся на север по Литовскому валу на всем протяжении пути до Закхаймских городских ворот идем вдоль длинного дома имеющего всего один разрыв на протяжении нескольких сотен метров. Дом больше похож на казарму, но имеет ли он отношение к объектам Литовского вала мне не известно.



Через несколько сотен метров показываются  Закхаймские городские ворота.







Это одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на пересечении Московского проспекта и Литовского вала. Построены в 1848 г. на месте старых, деревянных, которые были построены ещё в ходе сооружения первого вального укрепления Кёнигсберга в начале XVII века и носили имя генерала фон Йорка – героя освободительных походов 1813 -1815 гг.
В 1902 году ворота выглядели так



По своей архитектуре  - тяжеловесные, массивные и прочные. Пустотелые башни имеют узкие стрельчатые окна, сверху прикрытые декоративными коронами. Между ними расположены защитные зубцы.





Закхаймские ворота имеют один проезд в виде арки. В прошлом по бокам имелись также меньшие арки, которые, возможно, были пешеходными проходами, однако до наших дней они не сохранились. На углах ворот расположены четыре башни: две круглые со стороны города и восьмигранные с внешней стороны.









Проходим дальше по Литовскому валу, на прощание оглядываемся на Закхаймские ворота.



  Продолжение следует…

Оффлайн SerAnt

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 614
И в догон еще пара старых фото Закхаймских ворот






Оффлайн SerAnt

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 614
Прогулка по Литовскому валу (продолжение)

Редюит-капонир бастиона «Купфертайх»

Немного не доходя до Королевских ворот, останавливаемся на месте, где когда то располагался бастион «Купфертайх». Бастион был выдвинут за линию валов, чтобы иметь возможность обстреливать рвы фланговым огнем. Левый фланг бастиона был предназначен для прикрытия Королевских ворот во время штурма. Эту функцию должен был выполнять двухэтажный редюит полукапонирного типа. Он имел в этом направлении 12 амбразур – по 6 на каждом этаже. Подвалы редюита имели амбразуры для стрелкового оружия. С тыльной стороны бастиона располагался двор бастиона, там располагались казармы гарнизона. Бастион был полностью снесен после окончания Первой мировой войны, сохранился только редюит.
Редюит сильно пострадал во время Второй мировой. Отреставрирован в 90-ых годах. Сейчас в нем пивной ресторан.













Продолжение следует...

Оффлайн SerAnt

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 614
Прогулка по Литовскому валу (продолжение)

Королевские городские ворота


Доходим до пересечения Литовского вала с улицей Фрунзе, здесь располагаются городские Королевские ворота.
Королевские ворота были заложены 30 августа 1843 года первыми из всех ворот второго вального укрепления на месте старых. Архитектором был генерал Эрнст Людвиг фон Астер. Украшением ворот являются три статуи благодаря им Королевские ворота еще называют воротами Трех Королей. Слева направо эти статуи изображают следующих исторических личностей: чешского короля Оттокара II Пржемысла, которого принято считать основателем Кёнигсберга; Фридриха I, первого коронованного прусского короля; герцога Альбрехта, реформатора Орденского государства в светское.
Как и остальные ворота Кёнигсберга, Королевские ворота были выстроены в стиле неоготики, но именно в Королевских воротах стиль выражен наиболее ярко. Материал ворот — кирпич. Ворота состоят из одного проезда шириной в 4,5 метра, по бокам от которого расположены бывшие казематы. Со стороны города казематы имели окна и двери, а со внешней стороны — амбразуры. С внешней стороны ворот располагалась  кордегардия — дворик, простреливавшийся со всех сторон. Лицевые стены имеют толщину в два метра, своды — 1,25 м. Покрытия ярусов и перекрытия между ярусами выполнены в виде системы крестовых сводов. Так как эти своды вызывали сильный распор, на боковых гранях ворот были устроены контрфорсы.





Ворота были сильно повреждены во время Второй мировой, были восстановлены к дню празднования 750-летия Кёнигсберга-Калининграда в 2005 году. В настоящее время в Королевских воротах музей - филиал музея Мирового океана.











Продолжение следует...

Оффлайн SerAnt

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 614
Прогулка по Литовскому валу (продолжение)

Литовский вал

Пройдя Королевские ворота подходим собственно к началу сохранившегося участка Литовского вала. Первый объект - в двух шагах от Королевских ворот - - магазин сувениров "Потерна"



Поднимаемся на вал по нему проходит тропинка



Слева -собственно улица Литовский вал, а справа на большом протяжении ров с водой перегороженный в нескольких местах платинами





Вал просто напичкан фортификационными объектами, некоторые превращены в склады/гаражи или просто закрыты







в других располагаются фирмы









некоторые заброшены







в валу много потерн












есть замурованные входы




Продолжение следует...

Оффлайн SerAnt

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 614
Прогулка по Литовскому валу (продолжение)

На полпути между Королевскими воротами и окончанием ул. Литовский вал находятся два главнейших объектов Литовского вала - это казарма "Кронпринц" и бастион "Грольман"



Продолжение следует...

Оффлайн SerAnt

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 614
Прогулка по Литовскому валу (продолжение)

Оборонительная казарма «Кронпринц»

Казарма «Кронпринц» («Наследный принц») названа в честь наследного принца Вильгельма, который в 1861г. Был коронован в Кенигсберге, а через 10 лет стал императором Германии.
Построенное в 1843-48 гг. в неоготическом стиле здание казармы стало первым из оборонительных сооружений, вошедших во второе вальное кольцо города. Все сооружение вплоть до Первой мировой войны было окружено рвом. «Кронпринц» представляла собой хорошо укрепленную позицию, позволяющую вести бой  как с внешней так и с внутренней стороны города.
Внутри казармы имеется просторный двор, который использовался в качестве плаца.
В разное время в ней находились элитные части кёнигсбергского гарнизона, жилые помещения, кёнигсбергская полиция, а также военная казна вермахта, склады и разные городские службы.



В апр.1945 года у стен казармы проходили бои, но сама она находилась в окружении советских войск до общей капитуляции.




После войны в казарме разместился штрафной батальон, который учавствовал в штурме Кёнигсберга, учебный танкоремонтный полк, после мореходная школа, общежитие, организации рыбной промышленности, склады и магазины.
Сейчас в казарме располагаются учебные заведения, фирмы, магазины, бар, склады.





























Продолжение следует...
« Последнее редактирование: 03 Января 2012, 15:03 от SerAnt »

Оффлайн SerAnt

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 614
Прогулка по Литовскому валу (продолжение)

Бастион «Грольман»


Бастион «Грольман» в Кенигсберге назван в честь прусского генерала Карла фон Грольмана (1777-1848), участника наполеоновских войн и военных реформ в Восточной Пруссии, члена комиссии по строительству укреплений. Это был пятиугольный бастион. С полевой стороны – вал с эскарпом из камня и кирвича. Подковообразный двухэтажный редюит (в последствии на флангах было надстроено еще по этажу) с мощными подвалами и тремя невысокими капонирами. На стенах сохранилось название бастиона. Справа и слева от бастиона отходят земляные валы.
Во время Второй мировой бастион служил последним командным пунктом 367-ой пехотной дивизии, существенно пострадал от артобстрелов.



Предпринимались неоднократные попытки реставрации, но ни одна не была завершена. Сейчас бастион фактически бесхозен.













ворота в бастион закрыты, так что осмотреть внутренний двор можно только через щель
































Продолжение следует...