Автор Тема: Творческая биография В.Ф. Ткаченко и послесловие к ней  (Прочитано 8709 раз)

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
В последнем выпуске известного военно-исторического альманаха «Гангут» появилась статья Л.И. Амирханова, посвященная жизни и творчеству В.Ф. Ткаченко. Поскольку критика научных трудов В.Ф. Ткаченко составляет довольно значительную часть литературно-критических материалов, появляющихся на нашем сайте, представлялось интересным изложить без каких-либо искажений и точку самого Л.И. Амирханова – постоянного редактора и издателя трудов Владимира Федоровича, который несет персональную ответственность за недостаточное их качество. Кроме того, личность В.Ф. Ткаченко, его подвижническая деятельность по охране одного из фортов Кронштадтской крепости представляет большой интерес для наших пользователей и сама по себе. Предлагаю читателям текстовую часть этой публикации, а картины В.Ф. Ткаченко, которыми она иллюстрирована можно посмотреть в самом альманахе.

Итак, биография В.Ф. Ткаченко:

Гангут. 2010. № 56.

Комендант форта «Тотлебен»
Л.И. Амирханов

Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Это в полной мере относится к В.Ф. Ткаченко – художнику, коменданту форта «Тотлебен». Именно на форту проявились многочисленные дарования Владимира Федоровича: пришлось быть и археологом, и электриком и каменщиком и плотником, и моряком. От Сестрорецка до форта всего четыре километра, но как коварна и обманчива бывает Балтика даже здесь, в мелководном восточном углу Финского залива. На каких только «посудинах»  не приходилось Ткаченко добираться до форта. А зимой потребовалось изучать гляциологию, чтобы не провалиться под лед, что все-таки случалось.

Родился Владимир Федорович Ткаченко 20 апреля 1958 года в Ленинграде на Васильевском острове в семье военного. Общее образование получил в средней (английской) школе № 21 г. Архангельска. Судьба военного известна: сегодня – здесь, завтра – там. Тем неменее каникулы Володя проводил у родственников в Сестрорецке и Кронштадте. Тогда и возник у него неистрибимый интерес к истории крепостей и флота. Не единожды Владимира задерживала охрана фортов, но, видя перед собой мальчугана с горящими глазами, отпускали.

Рисованием Володя Ткаченко занимался с детства и в 1875 году поступил в Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова. Правда, в январе 1977 года его отчислили с формулировакой, которая сделала бы честь любому современному художнику: «за формализм в искусстве». Но уже в сентябре, сжалившись над талантливым юношей, Володю восстановили на том же курсе.

Училище он окончил в 1980 году, и тут же подал в армию. Служить нашему герою довелось в зенитно-ракетных частях ПВО Ленинградского военного округа. И это тоже сыграло свою роль в формировании Ткаченко нынешнего. Артиллерия – «бог войны» – так увлекла Владимира, что после демобилизации он устроился на завод «Арсенал» слесарем-сборщиком на участок сборки 100-мм морских универсальных орудий.

В 1984 году В.Ф. Ткаченко предложили работу в музее истории Ленинграда. Понадобилось его знание фортов КРонштадтской крепости. К сожалению, это был единственный случай, когда музейщики Северной столицы заинтересовались фортами. Ткаченко, как художник, получил задание зафиксировать современное состояние фортов, но для выполнения этой работы, прежде всего, требовалось ознакомиться с исходным состоянием крепости. Так в 1985 году он впервые попал в Российский (тогда еще Центральный( государственный архив Воено-морского флота (РГА ВМФ) и впервые увидел подлинные документы XVII–XX веков.

Акварели длиной несколько метров, изображающие форт «Тотлебен» (в официальных документах форт «Первомайский»), выполненные В.Ф, Ткаченко в масштабе 1 : 200 до сих пор хранятся в архиве Музея истории города, в Петропавловской крепости. В 1988 году форт «Тотлебен» попал в поле зрения фирмы «Спецтранс», в задачу которой входила очистка фарватеров и всяческое содействие Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС).

На Тотлебене организовали производственный участок, а мастером назначили В.Ф. Ткаченко. В нобяре 1990 года он уже был начальником участва (хотя в документах значилось: комендант форта). После окончания рабочего дня под насмешливыми взглядами коллег Ткаченко занимался реставрацией старинных оконных рам. Этот нелегкий, но счастливый период продолжался до 1993 года. Закончилось финансирование, люди разбежались, какое-то время на форту еще находилось некоторое оборудование. Очередная фирма – мыльный пузырь, название которой даже не хочется вспоминать (а таких было несколько), пыталась, испольхзуя лозунг «Отреставрируем все форты», продать это оборудование, а вместе с ним все, что попадалось под руку.

В итоге В.Ф. Ткаченко остался совсем один. Он встал перед выбором: вернуться в город, попытаться найти какую-то работу – зарабатывать на жизнь продажей картин не удавалось (подобных примеров история знает немало), или остаться на форту и продолжать начатое. Без денег, без перспектив и почти без помощников. И этот главный вопрос Ткаченко решил для себя сразу, он не мог бросить на поругание форт, к которому уже прикипел всей душой, в котором своими руками вычистил три каземата. Один – жилой, в другом – музей, в третьем – мастерская. Потом были и другие казематы по всему форту. В течение нескольких лет пришлось чистить «авгиевы конюшни». По выходным приезжала жена, привозила еду, помогали рыбаки.

Начался самый страшный этап его жизни. Каждый день на форту появлялись мародеры. Им был нужен металл. Каждое столкновение могло закончиться в лучшем случае дракой. Ежедневно нужно было заготавливать дрова, экономить керосин, воду – и спасти форт от влаги и растений. За долгие годы запустения бетонный массив форта покрылся трещинами, в которых начали прорастать буйные травы. Требовалось не только удалить растения, но и заделать трещины.

Постепенно сестрорецкий обыватель привык к тому, что на форту живет непонятный одинокий человек, который никого не подпускает (подразумевалось, не дает ничего украсть), и поползли слухи. Один дурней другого: о том, что в подвалах Тотлебена хранится героин и оружие, что в казематах устроены шикарные бани для военно-морского начальства, и «водка у Ткаченко самая лучшая» (цитата с одного из сайтов)…

Но в конце 1990-х годов Владимиру Федоровичу удалось привлечь к форту внимание государственных структур. Теперь ему помогали сотрудники поисково-спасательной службы и работник Рыбинспекции. Создавшие на форту своим опорные пункты. Но постоянныс «жителем» форта по-прежнему оставался одни Ткаченко.

Вечером, в сумерках он зажигал керосиновые лампы, садился за стол, который сам сделал из досок, проверял вахтенный журнал. Затем открывал очередную тетрадь… Крепкий чай, дрожащее пламя керосиновой лампы, химический карандаш – и не поймешь, какой год, какой век на дворе. Нет-нет, да и мелькнет в переплете штык трехлинейки или погон на влажном от мелкого осеннего дождя плече часового…

Почти все, кто ночевал на форту, в первую ночь видели привидения: солдат с винтовкой, чтоящий в карауле, или офицер, медленно идущий по боевой улице…

Чтобы понять, что такое жизнь на форту, надо испытать это самому или, в крайнем случае, прочитать «Крепостные рассказы» написанные В.Ф. Ткаченко здесь, на «Тотлебене».

Мы познакомились в 1995 году после выхода первогономера альманаха «Цитадель» - скромного, но по своему милого издания. Каждый раз, проезжая на форт, мы старались прихватить с собой хлеба, банку тушенки. Привозили также бизнесменов, просто богатых людей, которым пытались объяснить какой замечательный музей можно создать на «Тотлебене»… Нас слушали, участливо кивали головами и уезжали – навсегда.

Вскоре В.Ф. Ткаченко показал мне рукопись книги «Ключ от северных ворот». Я был потрясен. Мы издали эту книгу в 1998 году и получили немало добрых откликов.

В начале 2000-х годов у Ткаченко появился еще один помощник – молодежная организация «Атлантик Челендж». Ребята проводили в гавани форта гонки на гичках, обучали мальчишек и девчонок морскому делу. До сих пор они продолжают нести вахту по охране форта совместно с работниками МЧС. У Ткаченко появилось больше свободного времени, которое он посвятил работе в РГА ВМФ. Так, в 2005 году в альманахе «Цитадель» появилась первая статья В.Ф. Ткаченко, а спустя два года вышла первая научно-популярная книга, основанная на архивных материалах и полевых исследованиях, – «форт “Красная Горка”». Она реально помогла спасти форт от уничтожения и положила начало серии книг, посвященных фортам и крепостям Северо-запада России. Сейчас издательско-торговый дом «ОСТРОВ» готовит к печати очередное произведение В.Ф. Ткаченко – «Форт “Тотлебен”», в котором рассказывает о своей жизни на форту и, разумеется, о его истории.Этим малолетним негодяям удалось сломать замки на двери в жилой каземат. Они сожгли все, что горело: столы, матрасы, книги. Выбили все стекла. Сломали и сожгли всего за пару часов. В.Ф. Ткаченко с дурзьями понадобилось несколько месяцев на восстановление уничтоженного.

За рассказом о жизни на форту мы чуть не забыли о Ткаченко-художнике. А он формировался, прежде всего, под влиянием знаменитого француза Поля Гогена, причем раннего. Здесь нет аналогии с бегством П. Гогена на Таити. Позволю себе предположить, что именно светлые бетонные стены «Тотлебена» послужили отправной точкой, один путь от которой привел В.Ф. Ткаченко в Бретань.

К этим обрывистым берегам, маякам, напоминающим башню маяка Толбухина. Какая связь? Какая связь? На первый взгляд никакой, но жизнь на маяке, в одиночестве, друзья твои – только море и чайки. Вот и аналогия. На старом форту,один посреди моря, на острове. Никого, особенно поздней осенью. Чайки и… тени офицеров, когда-то служивших здесь. Ткаченко рассказывал, что иногда, крайне редко, но они все же посещают его.

Другой путь – от уникальных образцов инженерной графики XVIII–XIX веков, с которыми посчастливилось работать в РГА ВМФ. Владимир Федорович продолжил эти традиции, и мы видим примеры реконструкции фортификационных сооружений – броневые брустверы, батарея Паукера, - основанные на полевых исследованиях и внимательном изучении архивных материалов.

Так что же за человек – Владимир Федорович Ткаченко? Художник – да, писатель – да, историк – да, реставратор – да… В общем, человек, талантливый во всем.


ПОСЛЕСЛОВИЕ

С общей оценкой творчества В.Ф. Ткаченко я, естественно, не могу полностью согласиться.

Художник – несомненно и очень талантливый!

Писатель – да и подающий очень большие надежды на дальнейшее развитие!

Реставратор – согласен.

Историк – увы, ПОКА нет!

Мне посчастливилось быть редактором первой научной статьи Владимира Федоровича, опубликованной в 12 номере Цитадели. Редактировать текст было тяжело, но, тем не менее, работа была сделана, статья напечатана и можно было надеяться на дальнейший творческий рост Владимира Федоровича – основания на это надеяться были. К сожалению, события приняли другой, довольно неприятный оборот. Леонид Ильясович, будучи человеком увлекающимся, почему-то решил, что Ткаченко с его героической биографией можно на бумаге позволить все, и в результате на свет появился целый «букет» книг и статей во многом просто позорящих историко-фортификационный жанр, как таковой, самого автора, а также редакторов и издателя этих трудов. Первоначально ряд питерских коллег почему-то оказывал серьезную моральную поддержку всем этим безобразиям, однако через какое-то время ситуация стала нетерпимой даже для многих из них, поскольку книги и статьи отражали просто откровенное неуважение автора и его издателя к читателям. В целом, можно сказать, что подобное попустительство В.Ф. Ткаченко со стороны Л.И. Амирханова сослужило скверную службу обоим и во многом способствовало их творческой деградации.

Тем не менее, Владимир Федорович еще относительно молод и ему не поздно поправить дело. Его последняя статья о Передовой артиллерийской позиции Кронштадтской крепости в определенной степени внушает некоторые надежды на исправление ситуации, но даже и этот, заметно отличающийся в лучшую сторону труд Владимира Федоровича Ткаченко, все же не свободен от откровенной чепухи. Остается надеяться, что Владимир Федорович будет больше учитывать замечания своих внимательных читателей и меньше слушать поддакивающих ему беспринципных льстецов. И в этом, как раз, и будет залог его успешного творческого саморазвития.

« Последнее редактирование: 19 Апреля 2010, 01:19 от Владимир Калинин »

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
Убрал фотографию от греха подальше, поскольку miall утверждает следующее:

На фотографии нет ни В.Ф.Ткаченко, ни Л.И.Амирханова; примечательно, что их "идентификацию" (воспроизведение фото и подписи к ней) на руфорте сделал лично хорошо их знающий человек...
Бородки в заблуждение ввели?

Поверю питерскому коллеге на слово - все таки живет он там, хотя сомнения у меня все же имеются. А фото можно теперь посмотреть здесь: http://fortoved.ru/forum/index.php?t=msg&th=1131&start=60&rid=298&S=e4227607aee1a640b3411e9bb9b22afe

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
Сомнения снимаю - один из коллег, активно участвующий в работа сайта rufort.info там вообще опознал себя! И идентификацию сделал человека, "похожего на Ткаченко"!

А ссылку на Фортовед оставлю в качестве урока для себя и для других - пусть будет.

Посыпаю голову пеплом!
« Последнее редактирование: 17 Апреля 2010, 11:23 от Владимир Калинин »

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
С Фортоведа в развитие темы об ошибке с фото:
-----------------------------------------------------
karjala      

))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
Порадовали...
А там еще правая рука еще одного персонажа виднеется...

Да, уровень руфорта показывает...

Музей военной археологии МОО "Северо-Запад" // Реконструкция SFK
---------------------------------------------------------

ЭТУ руку я опознал сразу - это рука автора сообщения, пользователя Фортоведа karjala, он же Сергей Малахов. И пусть кто-нибудь попробует опровергнуть это определение. Это коллегам не Айлояна опознавать по кончику уха, торчащему из-за угла.

Так что уровень Руфорта на высоте, коллега ошибся, как впрочем и в случае с идентификацией Айлояна!

Оффлайн SerAnt

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 614
«Крепостные рассказы» В.Ф. Ткаченко опубликованы в Цитадели-16, а в сети их почитать где нибудь можно?

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
Нет, но добыть Цитадель-16 не составляет особой проблемы - напишите Леониду Ильясовичу Амирханову zitadel@bk.ru

Говорят, помогает.