Форум > Фортификация Северо-Запада
Вопрос по батарее № 10б о. Найссаар
Eugenius:
Коллеги, добрый день,
После поездки на о. Найссаар появился вопрос, на который пока не нашлось однозначного ответа. Речь идет о башенной батарее № 10б, 2 х 2 х 305 мм, 1916 г. постройки. На верхнем ярусе батареи, рядом со снарядными погребами обнаруживаются 2 вот таких странных отверстия в полу, ведущие на нижний ярус (второе отверстие напротив дальнего окна подачи снарядов полузавалено, его можно определить по воткнутой палке):
Эти отверстия (люки?) расположены ровно напротив окон подачи снарядов в башню, между рельсами снарядной тележки. Сверху одного из отверстий имеется некая балка, к которой привязан канат, по которому и попадают на нижний ярус батареи, но когда и для чего была установлена данная балка - неизвестно. Над вторым отверстием балки нет, поскольку там начинается зона обрушения перекрытия. На нижнем ярусе действительно казармы, без каких-либо заметных переделок. Вопрос в том, для чего были сделаны данные отверстия.
Версия № 1 - отверстия предназначались для быстрого перемещения расчета батареи между верхним (боевым) ярусом и нижним, где были расположены укрытия расчета. Тут сразу несколько вопросов: почему ни на какой другой батарее ничего подобного нет (по крайней мере, я не видел)? Допустим, это действительно способ быстрого перемещения на нижний ярус - но зачем туда так срочно спускаться? При обстреле? Но сверху и так полтора метра бетона - разве этого мало? И кто будет отвечать на вражеский обстрел, если весь расчет батареи укрылся в казармах? Так вражеский флот без противодействия всю батарею разнесет! И как потом обратно выбираться - по канату? И зачем эти люки сделаны в самом неудобном месте - ровно напротив окон подачи боезапаса и между рельсами вагонеток? Отверстия достаточно узкие - широкоплечий мужчина туда еле протискивается.
Версия № 2 - это часть системы эвакуации батареи, расчет поднимался (по канату?) с нижнего яруса на верхний, а потом эвакуировался с верхнего яруса через какие-то аварийные выходы. Собственно, вопросы те же самые, что и в первом варианте: почему выходы расположены в столь неудобных местах? По канату через узкое отверстие быстро не поднимешься, никаких эвакуационных выходов на верхнем ярусе рядом с этими люками не просматривается (хотя батарея сильно разрушена и такие выходы теоретически могли быть) - неужели нельзя было сделать какую-то более удобную систему эвакуации? И почему на других батареях ничего подобного нет?
Версия № 3 - отверстия предназначены для подачи снарядов или зарядов из нижнего яруса на верхний с помощью блок-тали. Как вариант - в какой-то момент стало понятно, что погребов верхнего яруса не хватает, и часть боезапаса решили разместить на нижнем ярусе (либо более тяжелые снаряды оставить на верхнем ярусе, а более легкие полузаряды переместить вниз). Это объясняет расположение люков - сделали напротив окон подачи снарядов в башню, и там, где оставалось место - между рельсами узкоколейки. Правда, никаких следов снарядных стеллажей на нижнем ярусе нет, хотя на верхнем они частично сохранились. Версия: стеллажи либо не успели поставить, либо они были срезаны подчистую. Как видно из фотографий Максима Трутса (http://battal.ee/naissaar/naissaar091.html, мы были на объекте вместе с ним), на нижнем ярусе осталось что-то вроде следов узкоколейки на деревянном основании - в казарме/убежище узкоколейка вряд ли нужна.
Буду рад услышать ваши мнения.
Ivanoff:
Для ответа весьма желательно схему, планы и разрез, и на них обозначить проблемное место.
Однако варианты с людскими ходками не могут рассматриваться в принципе.
Можно подумать о проёме для удаления чего-то в погреб, хотя это и маловероятно. Или аварийные продухи в основных, судя по всему, погребах (может и нет - надо бы схему глянуть).
Версия о том, что в какой-то момент решили разместить еще один погреб - очень слабая и скорее всего нереалистичная.
Владимир Калинин:
Может быть шланги в какие-нибудь масло или топливохранилища пробрасывать, дерьмо из выгребов выкачивать и т.д. Это вообще-то на местности смотреть надо.
Eugenius:
Коллеги, спасибо за комментарии.
--- Цитата: Ivanoff от 11 Октября 2016, 14:54 ---Для ответа весьма желательно схему, планы и разрез, и на них обозначить проблемное место.
--- Конец цитаты ---
- так если бы я всем этим располагал, то скорее всего, не появился бы и вопрос. ;)
--- Цитата: Ivanoff от 11 Октября 2016, 14:54 ---Или аварийные продухи в основных, судя по всему, погребах
--- Конец цитаты ---
- насколько удалось понять, все погреба находились на верхнем ярусе, а на нижнем - казармы/убежища. Соответственно, вентиляцией именно погребов это никак не могло быть. Вентиляция казарм?.. Но почему столь топорно сделано, и в максимально неудобном месте - напротив окон подачи снарядов в башню? Никаких следов крепления крышек люков или чего-либо подобного обнаружить не удалось - так и ноги можно переломать.
--- Цитата: Владимир Калинин от 11 Октября 2016, 15:06 ---Может быть шланги в какие-нибудь масло или топливохранилища пробрасывать, дерьмо из выгребов выкачивать и т.д. Это вообще-то на местности смотреть надо.
--- Конец цитаты ---
- так на местности и смотрели... Каюсь, лично я на нижний уровень не спускался - не было уверенности, что смогу выбраться назад по веревке... Насчет выкачки чего-либо с нижнего яруса, уточню у Максима Трутса, который на нижний ярус спускался - возможно, внизу рядом с этими отверстиями расположены нужники или хранилища топлива (хотя для чего там могло быть топливо?..) Но опять-таки, не слишком ли "экзотичное" решение?.. И почему на других аналогичных батареях ничего похожего не встречается?
Мне все-таки кажется, что разгадка - в расположении люков ровно напротив окон подачи снарядов, т. е. они как-то связаны с боезапасом. Да и на нижнем ярусе обнаруживается что-то вроде деревянного "эрзац-настила" для рельсов - зачем он нужен в казарме?..
Алексей К.:
Попробую включить логику ;)
Люди- внизу, наверху перегрузка снарядов в окна подачи, между дыра в полу... Так может быть вниз уходил канат, за который тянул личный состав, находящийся на нижнем ярусе для того, чтобы поднять снаряд с тележки? :o
Навигация
Перейти к полной версии