Автор Тема: Инженеры в боях.  (Прочитано 16513 раз)

Оффлайн Олег Романовский

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 1128
Re: Инженеры в боях.
« Ответ #10 : 30 Мая 2012, 08:59 »
Добрый день!
В исследовании В.С. Мильбах «ОКДВА. Политические репрессии КНС 1937-1938» на стр. 271 указано «Де-Кастринский УР, начальник инженерной службы, майор, Чекалин С.В., арестован».
А был ли Чекалин Сергей Владимирович начальником инженерной службы ДКУР?
Может здесь ошибка?

Чекалин Сергей Владимирович, русский, чл. ВКП/б/ с 1927 года, полковник.
В РККА с 1921 года, доброволец, в 1925-1926 годах участник борьбы с басмачеством в Восточной Бухаре.
В ОВ с 1941 года СЗФ, Волховский и Карельский фронт.
Начальник штаба инженерного управления Волховской группы войск, до июля 1942 года.
«План усиления обороны фронта разрабатывался штабом инженерных войск под руководством полковника С. В. Чекалина. Насколько я помню, это была наша единственная большая совместная работа. Вскоре (июль 1942г.) Сергея Владимировича, как знатока Северного военного театра, назначили на Карельский фронт начинжем 19-й армии. А на его место Москва прислала полковника Михаила Ивановича Марьина, возглавлявшего в ГВИУ управление снабжения; он давно и упорно рвался на фронт». Хренов.
Начальник инженерного отдела 19 армии Карельского фронта с июля 1942 года.«Под его руководством строились оборонительные рубежи, преграждающие путь врагу. Несмотря на исключительно тяжелую обстановку, непосредственно под огнем противника выполнял задания командования не считаясь с риском для жизни. В течении летнего периода 1943 года под его руководством переоборудованы оборонительные рубежи армии. Большие мероприятия проведены по развитию дорожной сети, по созданию инженерных заграждений и другие мероприятия связанные с созданием неприступных оборонительных рубежей армии».
За самоотверженный труд по созданию оборонительных рубежей 19 февраля 1944 года командующим 19 армии генерал-майором Козловым представлен к награждению орденов «ОВ 1 ст.».
Начальник 32 управления оборонного строительства РГК.«Обеспечил в тяжелых условиях зимы и огневого воздействия строительство 17 мостов на маршрутах наступления 6 армии. Была построена узкоколейная дорога Кипшивница-Богория, на которой были произведены в условиях зимы очень  трудоемкие земляные работы. Подразделения 32 УОС, с выходом частей на р. Одер совершив 200 км марш, приступили к строительству моста в р-не Кевен».
Представлен 17 февраля 1945 года к награждению орденом «Красное Знамя» НИВ 1 УФ г/л-том Галицким.
«Работа по восстановлению металлического моста через р. Дунай в г. Кремс (Австрия) была весьма сложной технической задачей. Австрийские специалисты заявляли, что выполнить ее можно в 6-8 месяцев лишь при большом напряжении сил и отличное организации дела. Меньшие сроки они считали фантазией. Получил задание – восстановить мост в течении трех месяцев. Выполнение этого задания командования полковник Чекалин сделал политической задачей военных инженеров и офицеров своего соединения. Задача была выполнена досрочно.
Параллельно другие части 32 УОС РГК вели работу по демонтажу немецких предприятий в Чехословакии, строили памятники в Торгау, Бунцлау, Шидлув и готовились к развертыванию работ по особому правительственному заданию в г. Ковель. Несмотря на огромный фронт работ сумел охватить своим руководством все участки работ и все задания выполнил в срок».
Представлен 3 сентября 1945 года к награждению орденом «Суворова 3 ст.» НИВ ЦГВ г/п-ком Галицким.
Награды: «ОВ 1 ст.» - 02.1944г., «Красное Знамя» - 2 (2.11.1944 г. за выслугу лет, 1945), «Суворова 3 ст.» - 1945г.
С уважением Олег.

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2639
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Re: Инженеры в боях.
« Ответ #11 : 30 Мая 2012, 12:55 »
Вот что нашлось по Чекалину:
Во времена строительства Гродековского Ура, Чекалин был начальником работ в УНР-102. Его упоминали в начале 1937-го, когда разбирались со злополучным АПК №5.

Сопровод. на схему полевого доусиления г.Каменная выполненное по плану 1937 г.
начальник работ УНР 102 Чекалин.
Скороходову ... 7.8.37

На декабрь 1937г - Начальник инженерной службы ГУРа военинженер 2 ранга /Чекалин/

Май 1938г, Чекалин Сергей Владимирович – по ведомостям наличия ИТР в УРах числится в 102 УНР.

Начальник инженерной службы 26 с.к. военинженер 2-го ранга Чекалин – на 1 января 1937г
В том же документе - Начальник работ УНР 102 Военинженер III ранга   Чекалин

Ну, не знаю, один ли это человек. Думаю все же, один, просто в последнем случае машинистка накосячила.


Оффлайн Олег Романовский

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 1128
Re: Инженеры в боях.
« Ответ #12 : 30 Мая 2012, 22:59 »
Добрый вечер!
Вот что нашлось по Чекалину:
Большое спасибо, ну теперь однозначно можно скажать, что у Владимира Спартаковича в работе ошибка, НИС ДКУРа был Панкратов.
А по Чекалину получается что до образования 26 СК он был начальником работ УНР-102, после образования корпуса в мае 1936 года - НИС 26 ск (может быть по совместительству)
начальник инженерной службы ГУРа.
Еще раз боьшое спасибо Олег. 

Оффлайн Олег Романовский

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 1128
Re: Инженеры в боях.
« Ответ #13 : 09 Октября 2012, 18:48 »
Добрый вечер!
Собирая материалы по инженерам 18 СК вышел еще на одного выдающегося военного инженера.
Цигуров Анатолий Сергеевич, родился в 1886 г., Тамбовская обл., Пичаевский р-н, с. Таракса; б/п. Участник ПМВ, капитан.
В Красной Гвардии с 10.1917 года – командир 4 Красногвардейского отряда, участник боев с немцами под г. Двинском 3-4 февраля 1918 года (с.с.).
В Красной Армии с момента образования. Участник ГВ с 1918 по 1921 год, в боях с Деникиным, Врангелем, белополяками, белофиннами и бандформированиями. Дважды ранен – в левую руку и правую ногу. Дивизионный инженер 16 стрелковой им. Киквидзе дивизии, дважды награжден орденом «Красное Знамя» (Прик. РВСР № 41, 1921г., знак ордена № 645;  Прик. РВСР № 353, 1921 г. знак ордена № 20091).
До 1.04.1930 года корпусной инженер 18 стрелкового корпуса (Чита) СибВО, сменил на этой должности в начале 1928 года Бандина Александра Павловича.
Репрессирован: уволен из РККА и арестован.
Приговорен: Военный трибунал Черноморского флота 11 июня 1939 г.
Приговор: 5 лет ИТЛ и 2 года поражения в правах, приговор отменен. Проживал: г. Севастополь.
С началом ОВ призван из запаса, чл. ВКП/б/ с 1942 года.
Хренов А.Ф. «Мосты к победе».
... Мы кончали договариваться о деталях, когда в кабинет вошел почтенного вида пожилой полковник. Новенькое флотское обмундирование сидело на нем мешковато, что бесспорно свидетельствовало о недавнем призыве из запаса. Однако манера держаться выдавала старого служаку. Что-то очень знакомое было в лице полковника. Но прежде чем узнал его, я услышал:
- Товарищ генерал, разрешите представиться: полковник Цигуров!
- Анатолий Сергеевич! - вырвалось у меня. - Какими судьбами?
- Самыми обычными, жил здесь в партикулярном качестве...
Да, это был тот самый  Цигуров , бывший саперный капитан царской армии, бывший начинж дивизии в корпусе Фабрициуса, награжденный двумя орденами Красного Знамени! Тот щеголь и умница, знаниям и выучке которого так завидовал я, молодой полуротный, на кого старался быть похожим, кто подавал нам пример в учебе, в беззаветной преданности военной службе! Мы не виделись лет двадцать или около того. Оба искренне обрадовались встрече.
- Надолго к нам, Аркадий Федорович?.. Счастлив, что приведется служить вместе. За эти годы не раз слышал о вас...
Я тоже был рад и самой встрече, и возможности привлечь к делу опытнейшего военного инженера...
   При помощнике командующего ООР по оборонительному строительству был создан инженерный отдел - деловой орган, небольшой по составу. В него вошли Г. П. Кедринский ( с  сохранением своих обязанностей в армии),  А . Т. Павлов,  А .  С .  Цигуров  и начальник штаба одного из расформированных УРов Еремин...
     В двадцатых числах августа, когда враг приблизился к Одессе с северо-востока и начал обстрел города и порта из дальнобойных орудий, возникла мысль о создании дополнительных, вне порта, временных причалов в местах, куда вражеские снаряды не долетали,— в курортных районах Одессы, на Большом Фонтане и в Аркадии. В строительных работах, которыми руководил инженер военно-морской базы   А .  С .  Цигуров , участвовало, кроме инженерных войск, около 700 жителей Одессы. К 6 сентября, через две недели после начала строительства, были готовы два причала. Длина каждого пирса составляла более 100 метров, глубина дна у причалов до 3 метров. Здесь можно было принимать мелкие и средние транспорты.
Помимо этого выполнил блестяще задачи по маскировке и уничтожению береговых батарей и аэродромов.
За успешное выполнение задания командования по строительству причалов порта «Аркадия» полковник А. С. Цигуров и военинженер 2 ранга А. Т. Павлов были награждены орденами Красной Звезды.
     Выполнив задачу по укреплениям гор. Севастополь был направлен на Крымский фронт и как специалист был назначен начальником переправы войск через Керченский пролив. В мае 1942 года успешно выполнил задачу по переправе войск на Таманский полуостров. Выполняя задание командования о переправе раненых,  был тяжело ранен и самолетом отправлен в госпиталь на Кавказ.
Начальником инженерных войск Крымского фронта 23 января 1943 года г/л-том Хреновым представлен к награждению орденом «Красное Знамя», награжден 8.02.1943 года.
После выздоровления назначен начальником 2 управления оборонительного строительства Волховского фронта, проявил себя как волевой и отличный руководитель вверенного ему управления и четырех военно-строительных отрядов. С успехом выполнил задачи фронта по разминированию, содержанию в полной исправности и строительству переправ. 14.02.1944 года представлен к награждению орденом «ОВ 1 ст.».
     «Стремясь ликвидировать результаты наступления советских войск в первый день, противник предпринимал яростные контратаки. Особенно обострилась обстановка в районе рощи «Круглая». Командующий фронтом приказал генералу А. Ф. Хренову оказать помощь 327-й стрелковой дивизии, против которой враг предпринял несколько сильных контратак. Этой дивизии была придана 39-я инженерная бригада. Она с честью выполнила возложенные на нее задачи. Саперы не только минировали местность, но и отражали вместе со стрелковыми подразделениями контратаки противника...
За проявленную личным составом доблесть, стойкость и высокую дисциплину после прорыва блокады бригада была преобразована в гвардейскую. За успехи в боях в период прорыва блокады Ленинграда в бригаде были награждены орденами и медалями СССР 187 бойцов и командиров. Кроме нее, для создания в роще «Круглая» надежной обороны направлялись части военно-полевого строительства, возглавляемые ветераном инженерных войск полковником А. С. Цигуровым. Он обеспечил выполнение приказа о совершенствовании обороны в роще «Круглая»: на передовую линию были поданы железобетонные колпаки, оборудованы долговременные огневые точки».
http://militera.lib.ru/h/na_volhovskom_fronte/06.html
Награды: орден «Красное Знамя» - 3 (1921, 1921, 1943), «Красная Звезда» - 1942г., «ОВ 1 ст.» - 1944г., медалями «ХХ лет РККА», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя».
Буду рад дополнениям, т.к. довоенный перид совершенно неосвещен, а работал он по всей видимости на ЧФ.
С уважением (с) О.В. Романовский.

Оффлайн Олег Романовский

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 1128
Re: Инженеры в боях.
« Ответ #14 : 11 Октября 2013, 13:22 »
Добрый день!
В продолжение темы о Цигурове Анатолии Сергеевиче и не только о нем.
http://oleq1951.livejournal.com/
С уважением Олег.