Автор Тема: Батарея № 412 в Одессе  (Прочитано 12114 раз)

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
Батарея № 412 в Одессе
« : 11 Октября 2008, 13:43 »
На fortification.ru идет интересное обсуждение 180-мм батареи № 412 в Одессе:

http://www.fortification.ru/forum/index.php?action=vthread&forum=1&topic=1417&page=23

Очень рекомендую всем посмотреть - фоторепортаж о подводных работах в затопленной потерне весьма впечатляет.

Возник вопрос (хотя ответ на него можно получить напрямую из нашей статьи, иллюстрациями из которой коллеги воспользовались и которая размещена в бибилиотеке нашего сайта (сборник Крепость Россия, Вып. 1):

Вопрос к знатокам процесса строительства фортификационных сооружений. В проектах однотипных 411 и 412й батарей, патерны цельнолитые (обвязывались и заливались непосредственно под землёй) или составные (отливались блоками на поверхности, а затем опускали, стыковали и герметизировали)???
Эта скоба в патерне породила вопрос.
Можно посмотреть сдесь http://rufort.info/library/kr1/kr1.html


Во-первых, хочу поправить коллегу в написании слова "потерна", которое пишется не через "а", а через "о".

А по сути вопроса - потерны между орудийными блоками, силовой и КП прокладывались тоннельным способом и обделывались изнутри. А вот сами блоки, силовая и КП - это котлованные сооружения, их отливали в котлованах, а затем обсыпали землей.

Да и сами посудите, насколько нерациональным было бы строительство узкой потерны открытым способом на глубине 15-20 м от поверхности, Сложно даже представить как бы выглядили соответсвующие траншеи.

Оффлайн paradip

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 10
Re: Батарея № 412 в Одессе
« Ответ #1 : 21 Октября 2008, 13:41 »
Значит, все горизонтальные и вертикальные потерны цельнолитые. Со слов местных, которые были ещё в не затопленных горизонтальных потернах, они видели ровные швы по стенам. Вот отсюда такая версия. Затем, по всей длине потерны находятся ниши, приблизительно 80 на 80 см, в которых подволок противооткольный. Между нишами расстояние примерно 100 метров. Назначение этих ниш не понятно.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
Re: Батарея № 412 в Одессе
« Ответ #2 : 21 Октября 2008, 14:02 »
"Вертикальные потерны" - это не потерны, а шахты. Ровные швы могут говорить лишь о том, что обделка потерн велась по частям.

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2639
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Re: Батарея № 412 в Одессе
« Ответ #3 : 21 Октября 2008, 14:59 »
Что означает цельнолитая потерна? Её по определению не сделать цельнолитой, если речь о единовременной заливке по всей длине, конешно секциями.
Кстати, обделка потерн готовыми бетонными блоками - технология применялась во Владивостоке при строительстве фортов проекта 1910г, и я не поручусь, что какие-то элементы этого способа не присутсвовали в более поздних технологиях. Хотя в основном, повидимому, пользовали какую-то сдвижную опалубку.
Ниши 80х80 см через 100м - во всю высоту потерны? В принципе, должны быть оборонительные траверсы в этих местах, а "ниши" -  для обохода оных. Траверсы что, вынесло или не  стали делать?!
Что там еще любопытного в той съемке -  пожарный резервуар. На всех батареях 180-мм и выше, и на долговременных 152-мм временами, такое делали.
О самих кадрах в вываленной фотосессии - цвет хорош, вот все точно так же только широкоугольничком пошире и людей убрать - и замечательно будет. ;) Это я про кадры в мехблоке.

Оффлайн paradip

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 10
Re: Батарея № 412 в Одессе
« Ответ #4 : 21 Октября 2008, 23:21 »
Траверс в потерне никто не видел, потерна без повреждений (хотя нет-перед КП вздыблен пол и бывавшим там, приходилось проходить этот участок сгорбившись, проход в 1 метр высотой), следов от хотя-бы разрушеных траверс то же нет, подволок ниш немного ниже свода потерны. Какая-то ёмкость, большого объёма, находилась в стороне от позиций, предположительно это и был пожарный резервуар. В силовом блоке доступное к обследованию подтопленное помещение имеет следующий вид:

А дальше-не известно, пролезть не смогли!
« Последнее редактирование: 21 Октября 2008, 23:36 от paradip »

Оффлайн paradip

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 10
Re: Батарея № 412 в Одессе
« Ответ #5 : 12 Ноября 2008, 23:26 »
Как я понял мы обследовали это помещение ( фото с дальневосточной батареи)

судя по проёму и нише в стене. Если я попал в точку - то куда сие ведёт?

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2639
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Re: Батарея № 412 в Одессе
« Ответ #6 : 15 Ноября 2008, 08:43 »
Непонятно, что, с какой дальневосточной батареи приведено в качестве аналога. Хоть назвать эту "дальневосточную батарею" можете? Навскидку похоже немного на тыльный выход КП бат. 934 в Де-Кастри. Там все другое.

Оффлайн paradip

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 10
Re: Батарея № 412 в Одессе
« Ответ #7 : 23 Мая 2010, 01:41 »
Что там еще любопытного в той съемке -  пожарный резервуар. На всех батареях 180-мм и выше, и на долговременных 152-мм временами, такое делали.
О самих кадрах в вываленной фотосессии - цвет хорош, вот все точно так же только широкоугольничком пошире и людей убрать - и замечательно будет. ;) Это я про кадры в мехблоке.
Уж давно это было, аж в 2008 году. Спуск в шахту под подбашенным отделением первого артблока:




















К сожалению - людей не уберёш.
« Последнее редактирование: 23 Мая 2010, 02:28 от paradip »

Оффлайн paradip

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 10
Re: Батарея № 412 в Одессе
« Ответ #8 : 23 Мая 2010, 02:11 »
Прав был В.И.Калинин, создавая тему в достопримечательностях. На тот период - мало что знали. Спуски в дизельной станции:













Но, я пришёл к выводу, что обследуемое помещение в дизельной - накопительный "танк" льяльных вод. Под дизелями только это может быть.
« Последнее редактирование: 23 Мая 2010, 02:24 от paradip »

Оффлайн paradip

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 10
Re: Батарея № 412 в Одессе
« Ответ #9 : 23 Мая 2010, 11:12 »
Комуникационная потерна от силовой к КП, правда на 411 БС. На 412 БС потерна находится в затопленном состоянии.