Всем добрый день!
Я новичок здесь. Представлюсь - я научный соотрудник, изучаю природу вулканических районов ДВ. Работаю в институте ДВО РАН во Владивостоке (в соседнем работает Владимир Калинин, иногда пересекаемся по пути на работу). В 2010 г. был на Матуа в экспедиции Е.Верещаги. По результатам, собранным там, опубликовал ряд заметок, в основном в связи с извержением 2009 г. (на одну из них, в "Природе", есть ссылка в Википедии - см. "Пик Сарычева"). С интересом читал здесь дискуссию об острове, был рад обнаружить очень полезные материалы, например, архивные японские топокарты.
А теперь вопрос знатокам, который решить сам пока не могу. Обнаружил на спутниковых снимках просеки в ольховнике, вдоль дороги между заставой и м. Клюв, в основном к западу от дороги (в сторону вулкана):
http://bestmaps.ru/map/yandex/hybrid/17/48.08166/153.25253Просеками охвачен довольно большой район, около 1 км2. Просеки ограничивают участки примерно 30 м шириной, 100-120 м длиной, сделаны довольно регулярно. Кто их сделал, когда и зачем? Версии: (а) расчистка под огороды, (в) вырубка на топливо, (с) то и другое. Выполнено: (а) японцами к концу войны, (б) нашими в 1946-1960. В случае с вырубкой на топливо вулканизм мог стимулировать этот процесс, погубив заросли в результате сильного извержения 1946 г. (по сообщению Ефремова, Главатского, 1948, пепло- и бомбопад обрушился к востоку от кратера; получается как раз в этот район). Другой, более экзотический вариант - гибель зарослей от выброса газа из кратера (такое событие, случившееся на Матуа в 2007 г., описано мной в отдельной заметке). Погибшая, хотя и низкокачественная древесина, могла быть использована на топливо. Заготовки стланика на топливо на сев. Курилах после войны были обычным делом, правда предпочитали в основном кедрач. Но на Матуа кедрача не было...
Вопрос этот задавал людям, служившим на Матуа в 1970-х и позже, ответить никто не смог; более того, они не обращали внимания на это явление. Очень рассчитываю на этот форум.