Автор Тема: Фортификация Великобритании  (Прочитано 17227 раз)

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8379
Re: Фортификация Великобритании
« Ответ #10 : 17 Ноября 2012, 06:53 »
Обязательно продолжайте этот репортаж. То, что нет откликов - не смущайтесь - просмотров довольно много - просто все онемели от восторга!

Subterranean

  • Гость
Перекрытие сильно нависает над амбразурами
Всё круто, только, всё же, не перекрытие, а покрытие. Перекрытия — это между этажами.
И схему не кажет ещё.

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Re: Фортификация Великобритании
« Ответ #12 : 17 Ноября 2012, 13:14 »
На счет перекрытия или покрытия я подумаю.
Вы мне лучше про траншеи скажите, ведь не зря же я постил столько малохудожественных, но информативных фото.
Я схему ДОТа вижу в ГуглХроме. Если не получается, пройдите по ссылке. Там она одна такая квадратная рядом с фото аналогичного ДОТа

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
В связи с производственной необходимостью на некоторое время оставил Кент и переместился в предместье Лондона - Tilbury. Отсюда будет большая серия репортажец по британской береговой обороне реки Темзы

Итак, пройдя около двух километров от станции Tilbury Town http://starcom68.livejournal.com/981568.html , осматривая по пути различные достопримечательности, а последние в Великобритании есть везде, даже в промзоне, я подошел к Tilbury Fort.
Чем же знаменит этот британский форт и почему я неудержимо рвался к нему через столько препятствий?
В настоящее время  Форт Tilbury является одним из наиболее хорошо сохранившихся и зрелищных фортификационных сооружений бастионного типа в Великобритании. За исключением модификаций XIX века, которые включали разрушение укрепления (блок-поста) времен Генриха VIII и возведение более мощных батарей на трех бастионах, форт находится в том же состоянии сегодня, как это было в конце XVII века. Классические бастионные крепления голландской школы крайне редки для Великобритании.

На космосъемке хорошо видно структуру форта, зажатого между городскими кварталами с севера, Темзой с юга, Лондонским портом и грузовым терминалом с запада и очистными сооружения с электростанцией с востока. Не перестаю удивляться как этот небольшой участок культурного ландшафта сохранился до наших дней.

Обратите внимание. Это важно. Ценность форта в том, что он на 90% сохранил планировочную структуру XVII века и на 50-70% сохранил оригинальные сооружения без поздних перестроек. И что еще характерно, никому не приходит в голову восстанавливать блок-пост Генриха VIII "чтобы было красиво", как это любят lделать у нас в России не особо умные чиновники и архитекторы, или сносить батареи XIX для приведения форта полностью в состояние века XVII. Это очень важно. Далее вы увидите как руины остаются руинами, а основные сооружения поддерживаются в дошедшем до нас состоянии с насыщением деталями интерьеров. Более того форт остается все еще жилым (!) объектом.
Единственным новодельным объектом форта является скрупулезно восстановленный северный деревянный подъемный мост. Этот тип моста был широко распространен в Европе, но сейчас Tilbury является единственным местом, где мост можно посмотреть в живую.
Форт Tilbury управляется Фондом English Heritage и открыт ежедневно большую часть года. Форт легко доступен по железной дороге или на пароме из Gravesend, Kent.
......

Перейдем к истории форта до ХХ века
Судя по историческим источникам в начале XIV века какие-то укрепления защищали паромную переправу Tilbury-Gravesend на реке Темзе, но до начала XVI века они не сохранились.
В 1539 году король Генрих VIII построил для защиты Темзы а, следовательно, и пути в Лондон пять прибрежных блок-постов. Один из этих блок-постов был построен на Эссекс-банка в West Tilbury, напротив другого на Kent-банка в Gravesend. Расположение было стратегическим, потому что река в этом месте значительно сужается. Судя по схеме 1539 года, какие-то земляные укрепления вокруг блок-постов все-таки присутствовали. Остатки блок-поста времен Генриха VIII, включенные в более поздние сооружения форта, считаются крайне важным для истории Великобритании, т.к. это одно из 27 ранних оборонительных сооружений, построенных специально для применения артиллерии, и сохранившихся до наших дней в виде фундаментов или элементов более поздних укреплений. Блок-пост имел D-образную в плане форму и два этажа с орудийными амбразурами.
План 1539 года...

Во время угрозы испанской Армады в 1588 году, блок-пост в Tilbury был спешно усилен земляными укреплениями звездчатого(?) начертания Может быть именно они обозначены на схеме выше? Эта работа была проведена под руководством итальянского инженера Frederico Genebelli .
План 1588 года...

Основой укрепления по прежнему оставался старый блок-пост, усиленный земляным контр-эскарпным банкетом с частоколом (?) и рвом с перекинутым через него мостом. Мне несколько не понятно, про какие из изображенные на плане 1688 года укрепления идет речь? Те что расположены на плане вплотную к блок-посту или те что нарисованы вокруг бастионного начертания? Ист.

Королева Елизавета I размещает армию в Тилбери в готовности к отражению ожидаемого испанского нападения на Лондон, в случае если бы Армаде удалось взять контроль над каналом. Эта позиция позволяла армии заблокировать путь в столицу из Эссекса или не дать пересечь Темзу из Кента, если противник высадиться там. Земляные оборонительные сооружения построенные в это время не поддерживались и исчезли к середине 17-го века.

После реставрации 1660 года Карл II начал полную реорганизацию национальной обороны. Еще одним поводом к масштабному строительству послужил успешный рейд голландцев вверх по Темзе в 1667 году. Было решено обновить укрепления на переправе Gravesend-Tilbury. В 1660-е годы инженер голландского происхождения Сэр Bernard de Gomme сделал ряд предварительных проектов пятиугольного форта, но изначально никаких работ не проводилось. При сравнении проектной схемы с предыдущими видно, что часть укреплений, вероятно, сохранились и инженер старался их максимально использовать.
Tilbury Fort. Один из проектов 1660 года...

В 1670 году вновь вернулись к вопросу оборонительного строительства и de-Gomme представил новый проект пятиугольного форта с пятью бастионами. Этот проект был одобрен королем Карлом II и строительство началось в конце сентября 1670 года.
В процессе тринадцатилетнего строительства первоначальный план неоднократно менялся в деталях, но основные формы форта остались верны проекту 1670 года и сохранились до наших дней. Основные изменения коснулись конструкции южного бастиона, далеко вдающегося в реку. Это было обусловлено как мягкими илистым грунтом, так и тем, что этот бастион закрывал собой для юго-западного бастиона сектор обстрела вниз по течению Темзы, не позволяя сконцентрировать огонь по поднимающемуся против течения противнику. Проект бастиона был полностью пересмотрен в 1680 году. От классического бастиона отказались в сторону использования старого укрепления XVII века, которое и сформировало южную вершину форта.


Прямо перед фортом на береговой линии по обе стороны от старого блок-поста разместили две линейные артиллерийские батареи. Блок-пост был сохранен в качестве порохового погреба линейных батарей и получил еще один этаж. Работы на южном бастионе были остановлены на раннем этапе, хотя следы их сохранились в проектных чертежах и в виде занесенных илом остатков насыпи, использовавшейся в последствии в качестве причала и парадного речного фасада форта. Бруствер на ней так и не был отсыпан, иначе бы он загораживал сектор обстрела.
План и разрез порохового погреба на базе блок-поста Генриха VIII. 1716 год. Видна первоначальная конструкция раннего укрепления. Амбразуры заложены...

Бастионы форта были выполнены из земляных насыпей и облицованы кирпичом с каменными вставками на углах. По верху бастионов располагался кирпичный бруствер с некоторыми поздними переделками дошедший до наших дней. В центре форта располагался плац, западная казарма для солдат и восточная для офицеров, склады боеприпасов и провианта в северной части, часовня у южных ворот и еще один пороховой погреб в юго-восточном бастионе.
С внешней стороны оборона форта была усилена двумя водяными рвами и прикрытым путем между ними. В этом земляном укреплении стрелки могли вести огонь поверх гласиса. На северо-западе и северо-востоке углы прикрытого пути были усилены уникальными зигзагообразными укреплениями, часто присутствующими в проектах De-Gomme. В этих укреплениях находились артиллерийские батареи. Расположение прикрытого пути между двумя водяными рвами является чисто голландской чертой, с которой De-Gomme был знаком и эта система хорошо подходит для плоского рельефа и болотистой почвы Эссекса.
Tilbury Fort. План 1725 года


Северный фронт перед воротами был защищен дополнительным предмостным укреплением в виде равелина, окруженного водой внутреннего рва. Восточные и западные фронты были прикрыты выступающими из прикрытого пути реданами. К северу от крепости для дополнительно защиты приступного фронта и ворот был расположен еще один равелин, окруженный внешним рвом. Через него и систему подъемных мостов проходила дорога в форт.
Если внимательно посмотреть на космосъемку, то и западнее и восточнее внешнего рва читаются остатки еще одной линии земляных укреплений в виде классических равелинов, не нашедшей отражения в проектных чертежах.
Северные ворота крепости (Gate Landport) не были парадным. Напротив, южные Водяные ворота (Water Gate) были парадным входом в крепость, ведь большинство поставок и гостей прибывали по реке. По этой причине Водяные ворота получили впечатляющий декоративный фасад, а северные ворота остались без украшений и выполняли только утилитарную функцию.
Tilbury Fort. Фрагмент плана  1778 года...

Схема огня Tibury Fort и Newtavern Fort.  1778 год


Строительство форта было длительным, отчасти из-за того, что первоначально укрепление возводилось в земляном варианте, чтобы быть сразу готовым к бою. И лишь за тем земляные валы получали одежду крутостей из кирпича. В основном работы были закончены в 1683 году, но мелкие доделки продолжались в течение следующих нескольких лет.
В конце XIX века Форт Tilbury был вновь перевооружен с учетом развития артиллерии. Новые форты были построены ниже по течению, но Tilbury еще сохраняется некоторое значение, наряду с Newtavern Fort на противоположном берегу Темзы. В восточных бастионах крепости были расширены земляные банкеты и устроены орудийные дворики для дальнобойной артиллерии. Батареи вдоль берега реки были также модернизированы.
Во время экскурсии по форту я подробно расскажу о его истории, в том числе и об использовании в ХХ веке. Выше был только краткий очерк для получения общего представления о форте.

Tilbury Fort неоднократно вдохновлял своих современников на создание живописных полотен. Благодаря этому мы можем получить представление о том, как он выглядел в XIX веке.

Tilbury Fort 1773, with the Union flag flying from the Tudor Blockhouse. Источник


Еще есколько картин и гравюр
- Saylmaker del. Panorama of Tilbury Fort. Engraving by Kip, or Kyp. 1773 Источник
- A View of Tilbury Fort from Gravesend, 1783, Источник
- Francis Swain[e] is alleged to have drawn the view below. Just before he died in 1782? Источник
- Tilbury Fort Sketched from the Window of the Pope's Head Tavern, Gravesend 1829 Thomas Stothard 1755-1834 Purchased as part of the Oppé Collection with assistance from the National Lottery through the Heritage Lottery Fund 1996 Источник
- Angleterre, Château, Gravure, England, Stich, Engraving, Essex, Tilbury Fort, 1831. Сильно стилизованное изображение речного фасада.  Источник
- William Clarkson Stanfield. Tilbury Fort. Против ветра. 1853 год. Источник

William Clarkson Stanfield. Tilbury Fort. Против ветра. Для Роберта Стивенсона. Источник


- Tilbury Fort. Печать, 1901 год. Источник

Использованные источники, если не указано иное:
1. British Library - планы и чертежи
2. English Heritage - текст
3. Сообщество любителей бастионов - текст и схемы
4. Wikipedia - текст

Мои материалы про Великобританию:
1.  Ключ ко всем постам http://starcom68.livejournal.com/236081.html

Предыдущие материалы по окрестностям Tilbury
2.  West Tilbury. Станция, SS "Robin", доки http://starcom68.livejournal.com/978191.html
3.  Паром Tilbury, Riverside, паб "The Worlds End" http://starcom68.livejournal.com/981568.html
4.  Tilbury Fort. Голландская крепость на берегах Темзы. История до ХХ века. Полный репортаж  http://starcom68.livejournal.com/992632.html
« Последнее редактирование: 07 Декабря 2012, 12:54 от starcom »

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Tilbury Fort Западная батарея
« Ответ #14 : 30 Декабря 2012, 13:24 »
Продолжаю детальный рассказ о Tilbury Fort.
Первое с чем знакомятся экскурсанты, вступая на территорию форта, это Западная артиллерийская батарея (линия). Батарея построена в 1685 году, неоднократно модернизировалась и была одной из главных батарей форта до 1870-х годов. Батарея была вооружена 17 пушками и 26 кулевринами. Бруствер батареи, вытянутый вдоль берега Темзы, обеспечивал не только защиту орудий и прислуги от огня прорвавшегося противника, но и от затопления во время приливов. В наше время бруствер с напольной стороны был усилен гидротехническим сооружением в виде стены, которая на некоторых участках сливается с бруствером. Осматривать батарею лучше проходя по гребню этой стены по специально предусмотренной дорожке. При этом открывается замечательный вид на форт.

Батарея имеет 15 орудийных двориков. Тринадцать из них однотипные, приспособленные для косоприцельного огня по фарватеру, крайние фланговые дворики имеют индивидуальную планировку. Весь массив батареи разбит на три примерно равные части двумя широкими траверсами с обустроенными внутри погребами. К одному из траверсов сохранился дополнительно пристроенный кирпичный погреб. Так же внутреннее помещение имеет один из левофланговых траверсов. остальные предположительно глухие. Общая длина бруствера батареи 255 метров.


Южные Водяные ворота форта, орудийный дворик и непонятное гидротехническое (?) сооружение на переднем плане. На флагштоке поднят флаг English Heritage


Продолжение следует
Полностью материал:
Tilbury Fort. Западная батарея http://starcom68.livejournal.com/1014546.html

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Tilbury Fort. Восточная батарея
« Ответ #15 : 17 Марта 2013, 19:33 »
Продолжаем познавательную прогулку по Tilbury Fort.
Восточная батарея форта Tilbury изначально была несравненно мощнее Западной батареи, ведь она должна была первой встречать поднимающийся по Темзе флот противника. В настоящее время от батареи практически ничего не осталось - воды Темзы размыли ее. Сохранилась лишь подпорная контрэскарпная стенка бруствера неясной этиологии, расходный пороховой погреб и несколько орудийных двориков на восточном фасе батареи. К сожалению, эти объекты детально я не отснял, но они хорошо видны в Гугле.
Тем не менее маршрут по Восточной батарее не только радует глаз открывающимися видами, но и крайне поучителен в плане сохранения культурных ландшафтов, особенно в контексте ситуации с крепостью Брест-Литовск и проектом "Брест 2019" (резюме в конце). Этот репортаж так же не оставит равнодушными и любителей лошадей.
Резюме:
В этом репортаже видно, что
1. Наличие охранной либо любой другой буферной зоны где запрещена природо-преобразующая деятельность крайне благоприятно сказывается как на сохранении объекта культурного наследия так и на его восприятии, даже на такой сложной территории как Тилбери с высоким коэффициентом антропогенного воздействия. Причем необходимо стремиться к расширению этой зоны ( в Тилбери именно так и происходит), а не искать предлоги для ее сужения или ликвидации.
2. Для придания объекту культурного наследия функций объекта туристического показа совсем не обязательно "воссоздавать" руины, расставлять по всюду сувенирные киоски и точки питания, строить отели и высаживать экзотические растения. Достаточно привести ландшафт к моменту бытования крепости, ухаживать за ним  и оживить его мирно пасущимися лошадьми.

Читаем репортаж и смотрим фоточки здесь http://starcom68.livejournal.com/1085731.html













« Последнее редактирование: 17 Марта 2013, 19:56 от starcom »

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2639
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Re: Фортификация Великобритании
« Ответ #16 : 18 Марта 2013, 07:05 »
Спасибо, хороший репортаж и замечательные выводы.
Жаль только, у нас местные власти считают: а) что казино это круто, либо б) считают доходы цементного заводика в Спасске (с соответствующими последствиями для ландшафтов).

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Re: Фортификация Великобритании
« Ответ #17 : 18 Мая 2013, 10:57 »
Tilbury Fort. Водяные ворота и сувенирка от English Heritage
Немного про парадные ворота форта, пара взглядов во внутренний дворик и про сувенирку от управляющего фортом фондом English Heritage http://starcom68.livejournal.com/1131746.html





Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Re: Фортификация Великобритании
« Ответ #18 : 25 Мая 2013, 01:36 »
Tilbury Fort. Юго-западный бастион
После того как мы вошли в форт Тилбери через Водяные ворота и осмотрели сувенирный киоск, оставив пушки во внутреннем дворе напоследок,  начнем детально осматривать укрепления по часовой стрелке.
Первым нас встречает юго-западный бастион, построенный в 1685 году. В 1868-71 годах бастион был модернизирован под две установки 9" орудий весивших 12 тонн и простреливавших русло Темзы на 7,25 км. Это была батарея второго эшелона. Тогда же был сооружен новый пороховой погреб в горжевой части бастиона.

Подробно http://starcom68.livejournal.com/1142168.html

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Re: Фортификация Великобритании
« Ответ #19 : 25 Мая 2013, 22:36 »
После осмотра юго-западного бастиона форта Тилбери перейдем на следующий.
Северный фронт форта прикрыт двумя бастионами и куртиной между ними. С это йстороны форт помимо куртины прикрывала система из двух водяных рвов с перекинутыми через них подъемными мостами, равелины и прочие классические сооружения периода бастионного строительства. В недавнем прошлом подъемные мосты через рвы были восстановлены фондом British Heritage и считаются чуть ли не единственными деревянными мостами такого типа в Европе. На фото вид на мост с северо-восточного бастиона. Слева северо-западный бастион. На дальнем плане Лондонский порт отделенный от форта буферной зоной. Странно, что англичанам не пришла в голову мысль, застроить противоположный край рва жилыми высотками, а вместо деревянного моста сделать бетонный въезд в форт на две полосы, ведь надо же как-то из него мусор вывозить?


Читать далее: http://starcom68.livejournal.com/1143078.html