Автор Тема: Фортификация Великобритании  (Прочитано 17176 раз)

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Фортификация Великобритании
« : 20 Октября 2012, 09:53 »
В мае 2011 года мне удалось побывать в Великобритании на стажировке благодаря  программе Благотворительного фонда Владимира Потанина и Британского Совета для руководителей лучших музейных проектов - лауреатов конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" 2009. В программу по моей просьбе была включена крепость в Дувре, а замок Bodiam c комнатой Черчиля в Лондоне был включен в программу руководителями стажировки. Понятное дело, чтобы посмотреть побольше интересующих меня объектов мне приходилось выжимать из свободного и не очень времени все что можно и отправляться лазать по городским помойкам и пустырям побережья Английского канала самостоятельно. Переносить сюда все репортажи не имеет смысла, поэтому на старые я ограничусь ссылками, а последние дам в виде конспекта.
И так, нужные ссылки.

0. Ключ ко всем репортажам о стажировке в Великобритании по дням. Здесь есть все от пушек Имперского военного музея до туалета в Брайтоне или музея современного искусства в  Маргейте http://starcom68.livejournal.com/236081.html

00. Ключ к репортажам по побережью от Фолкстона до Дувра. На восьмой день стажировки я оставил своих коллег и по меловым скалам ушел пешком из Фолкстона в Дувр, коллеги были в шоке, а я получил представление о береговой обороне Великобритании http://starcom68.livejournal.com/323124.html

Теперь подробно об объектах на побережье графства Кент между Фолкстоном и Дувром (даю ссылки только имеющие отношение к фортификации)

3. Фолкстон. Башни Мартелло № 1-3 http://starcom68.livejournal.com/392540.html
4. Фолкстон. Наблюдательные посты на Copt Point http://starcom68.livejournal.com/399119.html
5. Фолкстон. Береговая батарея "Copt Point" 2х6"/50 Mk XI  http://starcom68.livejournal.com/404667.html
6. Фолкстон. Загадочный бункер на Copt Point http://starcom68.livejournal.com/423892.html
9. Фолкстон. Береговая батарея № 424 "Capel-le-Ferne" 3х8"/50 Mk VIII   http://starcom68.livejournal.com/454348.html
10. Capel-le-Ferne  Мемориал летчикам погибшим в битве за Британию   http://starcom68.livejournal.com/582776.html
11. Capel-le-Ferne. Достопримечательности, береговая оборона, база аэростатов http://starcom68.livejournal.com/730398.html
12. Abbot's Cliff. Уши Британии - акустические зеркала   http://starcom68.livejournal.com/732350.html
13. Lydden Spout. Стрельбище   http://starcom68.livejournal.com/733403.html
12. Lydden Spout. Береговая батарея № 423 "Lydden Spout" 3х6" http://starcom68.livejournal.com/913372.html
13. Береговая батарея  "Hougham" 3х8". Часть I - история и устройство http://starcom68.livejournal.com/914695.html

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Lydden Spout. Береговая батарея № 423 3х6"
« Ответ #1 : 20 Октября 2012, 10:08 »
Пройдя от стрельбища еще немного в сторону Дувра мы попадаем на очередную береговую батарею № 423 Lydden Spout. Ныне, после ревитализации ландшафта, здесь практически ничего не напоминает о существовании некогда грозной батареи. Но это только на первый взгляд...

Батарея была построена в 1941 году и в апреле 1941 года вооружена тремя 6" пушками Mk. VII на станках Mk. V. Позднее орудия заменили на Mk.XXIV на тех же станках, что позволило увеличить угол вертикального наведения до 45 градусов и соответственно повысить дальность стрельбы до 24550 метров.


Организационно береговая оборона в районе Дувра была устроена следующим образом. Береговые батареи сведены в три полка.
520 Королевский полк береговой артиллерии, куда входила наша батарея, контролировал местность к западу от Дувра до Фолкстона. В полк входили четыре батареи: № 424 Capel 3х8",   № ... Hougham 3х8", № 423 Lidden Spout 3х6" и батарея "Цитадели крепости Дувр". К сожалению, не все номера береговых батарей мне известны и их названия даны по топонимам.
540 Королевский полк береговой артиллерии в составе батарей: Fan Bay, Wanstone Farm and South Foreland располагался к востоку от Дувра. Батарея Fan Bay была вооружена аналогично батарее Lidden Spout.
519 Королевский полк береговой артиллерии включал в себя остальные (какие ?) батареи.
Управление огнем в районе Дувра было устроено следующим образом. Командный пункт береговой обороны сектора находился в одном из казематов крепости и был совмещен с командным пунктом противовоздушной обороны сектора. На КП имелся планшет-построитель для управления огнем всех береговых батарей сектора. Батареи к западу от Дувра (520 полк) и батареи к востоку от Дувра (540 полк) условно считались западной и восточной крепостью и имели свои КП с планшетными комнатами на батареях Haugham и South Foreland соответственно, откуда можно было управлять огнем батарей крепости. Каждая батарея имела еще и свой батарейный КП с планшетной комнатой, как правило хорошо защищенной. В западной крепости на батарее Haugham батарейная и крепостная планшетные комнаты были расположены в одном бункере, а на батарее  South Foreland они были разнесены и располагались в отдельных сооружениях.
Батарея прекратила свое существование в 1950 в процессе ликвидации в Британии береговой артиллерии (?)
Теперь посмотрим как была устроена батарея на схеме с ресурса Subterranea Britannica Схема составлена John Guy


Несколько фотографий для привлечения внимания
Столовая и кухня батарейного городка


Орудия №№ 2 и 3


В орудийном блоке № 3


Запасной выход, а ныне вход в планшетную комнату


Оборудование планшетной комнаты http://www.subbrit.org.uk/sb-sites/sites/h/hougham_battery_plotting_room/index1.shtml]Источник [url]http://www.subbrit.org.uk/sb-sites/sites/h/hougham_battery_plotting_room/index1.shtml[/url]

Интересно на сколько правильно я перевел экспликацию
4 Коммутатор планшетной комнаты
5 Стол управления огнем (TFD)
6 Масляный насос для TFD
7 Вращающийся преобразователь
8 Планшет - преобразователь координат
9  Панель переключателя передачи Magslip
10 Индикатор отказа кабелей Magslip
11 Трансформаторы системы передачи Magslip
12 Приемники для подземных кабелей передачи Magslip
20 Индикатор времени и полета
21 Указатель дальности и азимута цели

Фотографии интерьеров. на полу разбросаны фильтры 1941 года изготовления (судя по маркировке на ящике) источник фото тот же


Вход в тоннельное убежище. Источник фото тот же


Внутри


Подробно о батарее, планы, исторические и современные фотографии, видео смотрим в моем ЖЖ по ссылке http://starcom68.livejournal.com/913372.html

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Покинув территорию береговой батареи № 423 Lidden Spout практически сразу оказываешься на территории следующей батареи Западной крепости - восьмидюймовой Hougham. Мне не удалось найти номер батареи, т.к. в 1941 году она находилась в стадии строительства и в списке у нее у единственной нет номера.
Материалов по батарее много, поэтому разобью пост на две части. В этой части расскажу об истории и устройстве батареи на основе схем, исторических и современных фотографий. Замечательные исторические фотографии не только иллюстрирую процесс строительства батареи, но и показывают нам всю технологию сооружения британских фортификационных сооружений из железобетона во Вторую мировую войну. Во второй части репортажа подробно расскажу об осмотренных мной сооружения на основе своих фотографий.

Батарея Hougham начата строительством в 1941 году. Однако, судя по историческим фотографиям можно говорить, что орудия были установлены в лучшем случае в 1942 году, т.к. стройка весной 1942 года была еще в самом разгаре. По своему вооружению из трех 8" орудий BL 8/50 Mark VIII, а также по типовым сооружениям батарея близка к расположенной неподалеку и описанной мной ранее береговой батарее № 424 в местечке Capel-le-Ferne. Основным отличием батареи Hougham было расположение на закрытой позиции, в распадке между двумя холмами, один из которых прикрывал ее со стороны моря . Как уже наверное успел заметить читатель, все мной ранее описанные береговые батареи расположены на кромке берегового обрыва и великолепно просматриваются с моря. У батареи Hougham на береговую кромку были вынесены только наблюдательные и визирные посты  с укрытиями для личного состава и сопутствующей инфраструктурой. Еще одним отличием батареи Hougham служило то что ее КП и планшетная комната были совмещены с КП и планшетной комнатой Западной крепости в которую входили четыре береговые батареи 520 полка береговой артиллерии. Соответственно и конструкция планшетной комнаты отличалась от общепринятой.
Использованы фотографии и схемы с сайта История Кента http://www.du.kent-history.co.uk, если не указано иное.
Аэрофотосъемка. В правом верхнем углу видна зенитная батарея среднего калибра, она сохранилась до наших дней. В левом нижнем углу - комплекс сооружений рядом с радаром батареи Lidden Spout

Современное состояние батареи видно на космосъемке Google. Огневые сооружения батареи были засыпаны в 1970 году при очередной попытке построить тоннель под English Channal, Тогда же был снесен городок батареи. Довершило разрушение строительство шоссе А20, которое прошло чуть южнее огневой позиции. В настоящий момент сохранились и условно доступны для осмотра: орудийный блок № 1 (дорога заканчивается у его элеватора, через который возможно проникновение), планшетная комната южнее шоссе А20 (проникновение возможно через аварийный выход), блокгауз рядом, обвалованная водяная цистерна в поле севернее бывшего батарейного городка, наблюдательные (визирные) посты, убежища и прочие объекты по кромке берегового обрыва. Значительная часть сооружений батареи скрыта под землей до лучших времен.
Из современных интересных объектов на фотографии видно два съезда в тоннель с трассы А20 который ведет на отсыпанный из грунта, полученного при строительстве Евротоннеля, ландшафтный парк Samphire Hoe c техническим входом и сооружениями Евротоннеля в восточной части. Вообще местность перегружена всяческим тоннелями. Помимо отмеченных есть еще два железнодорожных (Фолкстон-Дувр), один из порталов которого виден на фото, второй за левым обрезом снимка. Кроме того, толщу меловых скал в этом месте пронизывают тоннели предыдущих проектов Евротоннеля начиная с времен войны с Наполеоном и тоннельные убежища береговых батарей. Вот такой вот муравейник. Круто, да?


Пара фотографий процесса строительства
Видна опалубка из кирпича



Строят британцы свои батареи как-то не по-русски. Сначала погреба на нижнем этаже блока, потом орудийную площадку и верхний этаж орудийного блока и лишь потом устанавливают орудие. наверное поэтому, несмотря на то что строительство батареи началось в 1941 году, орудия на ней установили в лучшем случае в конце 1942, личный состав был сформирован из пенсионеров. А судя по тому, что в списке береговых батарей у этой батареи у единственной отсутствует номер и я так и не нашел никаких данных о ее стрельбах у меня закралось подозрение, что батарея так и не была боеготова до конца войны.

И еще один момент. как и в случае с Capel батареей никакой маскировки строительной площадки - поразительная беспечность? или намеренная демонстрация намерений?

Строительство планшетной комнаты (КП). По проекту совмещены в одном сооружении планшетные комнаты батареи и Западной крепости (группы батарей)


Внутри. Помещение крепостной планшетной комнаты Источник фото http://www.subbrit.org.uk


По всем схемам на том месте должен быть туалет для персонала планшетной комнаты. Но я увидел блокгауз отличный по планировке от туалета и отсутствующий на схемах. Куда туалет девали?


Ну и еще одна картинка как британцы расчищают неожиданно выпавший и остановивший работы по бетонированию снег в феврале 1942 года


Полный репортаж, исторические и современные фото, планы и схемы батареи, видео раскопок орудийного блока в моем ЖЖ http://starcom68.livejournal.com/914695.html

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Re: Фортификация Великобритании
« Ответ #3 : 21 Октября 2012, 17:34 »
Да, кстати, если кто-то подскажет как правильно перевести систему передачи данных Magslip на схеме планшетной комнаты вот отсюда http://www.subbrit.org.uk/sb-sites/sites/h/hougham_battery_plotting_room/index1.shtml Буду благодарен. Пока я условно понял что это самоназвание какой-то бесконтакной системы.

Онлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8373
Re: Фортификация Великобритании
« Ответ #4 : 22 Октября 2012, 08:14 »
Magslip transmission - это синхронная передача на сельсинах. О том, что это такое и как работает - пусть Вам miall с Фортоведа объяснит.

На схеме еще показан кабель синхронной передачи, он же кабель ПУС.

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Re: Фортификация Великобритании
« Ответ #5 : 22 Октября 2012, 16:46 »
сельсинах? Это что за еще такой фрукт?
Ну я примерно так и понял, только криво перевел.
UPD: посомтрел на фортоведе по поисковому слову сельсин. Оно самое. именно бесконтактный как японял и применялся в приборах управления огнем в приемных устройствах.
« Последнее редактирование: 22 Октября 2012, 16:54 от starcom »

Оффлайн vladvitkam

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1260
Re: Фортификация Великобритании
« Ответ #6 : 23 Октября 2012, 20:09 »
про сельсин "на пальцах": электрическая штуковина, внешне похожая на маленький электромоторчик (хотя на самом деле это трансформатор), если два сельсина соединить (правильно) проводами, то поворот вала одного на некоторый угол вызывает поворот вала второго на такой же угол. Что и используется в системах циферблатной передачи команд орудийным наводчикам либо непосредственно для дистанционного управления орудиями

технические подробности наглядно:

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Re: Фортификация Великобритании
« Ответ #7 : 31 Октября 2012, 16:56 »
Спаисбо большое, Владимир Витальевич

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
Продолжаю серию репортажей. На этот раз про постройки батареи Hougham расположенные у берегового обрыва и сохранившиеся до наших дней
Подробно читаем и смотрим здесь: http://starcom68.livejournal.com/927170.html




Что это могло быть у убежища я так и не понял предположил что будка дизельгенератора


Убежище


А вот эта конура с основанием внутри вообще что-то непонятное


Еще написал как мог про систему управления огнем в британской береговой артиллерии. Писал для широкой публики, так что шибко не бейте.

Прошу прощения что качественно пост перетащить не удалось - в дороге. Если кому будет интересно - читайте и смотрите по ссылке.

Оффлайн starcom

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 519
От береговой батареи Hougham до местечка Aycliff
« Ответ #9 : 16 Ноября 2012, 20:36 »
Продолжим фортификационный обзор побережья графства Кент на участке от Фолкстона (Folkestone) до Дувра (Dover).
Если посмотреть от последнего визирного поста береговой батареи Hogham в сторону Дувра, на следующем живописном холме, отвесно обрывающимся к морю меловыми скалами, видно очередное фортификационное сооружение. Чуть дальше видны Шекспировские скалы и портовые сооружения Дувра. Эта местность буквально нашпигована фортификационными сооружениями, что и не мудрено, на противоположной стороне English Channel - расположены в разные времена разной степени недружелюбности Испания, Франция, Германия и страны Варшавского договора. На портовых молах тоже расположены береговые батареи, в том числе сохранившиеся уникальные броневые башни XIX века с паровым приводом. К сожалению, я их посмотрел только в Интернете.
И так, мой путь пролегал дальше в сторону Дувра по тропинке через гребни прибрежных скал. Солнце неумолимо клонилось к закату...

Внизу под скалами можно более детально рассмотреть технические сооружения Евротоннеля, расположенные на отсыпанной из полученного при строительстве грунте площадке. Кстати, края площадки оформлены металлическим шпунтом, ну в точности как горе-проектировщики делают на набережной в Пскове Это место теперь называется Samphire Hoe и  предназначено для прогулок на свежем воздухе и повышения биоразнообразия. В искусственном разервате на меловых почвах в результате самосева произрастают около 200 видов растений. Здесь можно наблюдать за 208 видами птиц (в основном из отряда воробьиных), 13 видами стрекоз, 30 видами бабочек и 170 видами моли. Кроме того в двух загонах пасутся овцы и крупный рогатый скот. Резерват является собственностью Евротоннеля. Прогулочная зона осталась справа за кадром, вид на нее со скал можно посмотреть в предыдущих репортажах. На фото технические сооружения Евротоннеля.
Вот он красавец - ДОТ под номером S0012608
ДОТ построен в ноябре 1940 года на обратном скате высоты и предназначен контролировать долину на западных подступах к Дувру, по ней сейчас проходит трасса А20. Конструкция ДОТа своеобразная. Выполнен ДОТ из кирпича с бетонным перекрытием. Квадратный в плане от имеет по две амбразуры с каждой из сторон с противорикошетными уступами. Перекрытие сильно нависает над амбразурами, прикрывая из от обстрела с воздуха. Правда считается, что при обстреле с земли оно будет обеспечивать рикошеты в амбразуры.

Такие ДОТы встречаются только в районе Дувра, считаются самыми ранними оборонительными постройками времен Второй мировой войны и были выделены исследователями в отдельный нестандартный "квадратный" тип. Схема ДОТа из Википедии
Вид на сектор обстрела. Интересно, что на поле заметна квадратная в плане впадина, которой не видно на космосъемке.

Дувр уже близок


Загадочные рвы с облицовкой из кирпича. Стрелковые траншеи?


Полностью фоторепортаж здесь http://starcom68.livejournal.com/952955.html