Автор Тема: Два вопроса - по зенитной артиллерии и железнодорожным батареям  (Прочитано 8568 раз)

Оффлайн Flammy

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 43
Прочитал несколько воспоминаний об обороне Лиепаи в 1941 году, собственноручно написанных участниками событий. В связи с чем возникли два вопроса, ответы на которые хотелось бы получить у специалистов.

1. Вопрос первый - по зенитной артиллерии.
Из воспоминаний гражданского человека, шофёра с молокозавода, латыша (перевод не очень литературный, но точный): "Там был напуган двумя бомбардировками города, самая сильная из которых произошла до часу дня 23 июня. Самолёты летели на высоте до 700 метров, на этой высоте зенитные пушки не были способны причинить им вред [угрожать], ибо стреляли значительно выше."

Была ли это просто неточная стрельба зенитчиков или существовала некая минимальная высота (дистанция), ниже которой снаряды 76-мм зенитных пушек действительно не могли взорваться (или что-то ещё в этом роде) ?

2. Вопрос второй - по железнодорожным батареям.
Из воспоминаний сверхсрочника, главстаршины РККФ из СНиС Либавской ВМБ, при этом отслужившего срочную на флоте ещё в буржуазной Латвии, латыша (перевод не очень литературный, но точный): "Всё время обороны на территории военного городка находились 209-я и 211-я железнодорожные батареи, которые своими 20-см орудиями оказали большую помощь уничтожением танковой колонны, двигавшейся в направлении Лиепаи по Оттаньской дороге [с севера]. Одна батарея 27 числа [июня] на полном ходу вырвалась из окружения по железнодорожной линии Лиепая-Салдус-Рига. Вторая была взорвана (порядок номеров уже не помню)"

"Колонну танков" оставим в покое :) Были ли 200-мм железнодорожные батареи в РККФ или "20-см" это простая приблизительность или ошибка в рассказе ? А какова, собственно, судьба 209-й и 211-й железнодорожных батарей ? Где они находились с 21 по 28 июня 1941 ? Да и были ли таковые вообще ?

Оффлайн Алексей К.

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 564
18-я батарея может сойти за "200 мм" ...
Но вот ВТОРАЯ ...  :o :o :o

Оффлайн Flammy

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 43
Добавлю, что по всем источникам в Либаве на 21 июня 1941 года имелись:
23-я отдельная береговая батарея 4x130 мм Б-13 (стационарная)
27-я отдельная береговая батарея 4x130 мм Б-13 (стационарная)
18-я отдельная железнодорожная батарея 4x180 мм
Все из состава 208-го АД.

Железнодорожная батарея выведена из города к вечеру 22 июня.
Стационарные активно участвовали в обороне и были взорваны 27 июня.

В воспоминаниях других участников, как военных, так и абсолютно гражданских, постоянно упоминаются "стационарные батареи", "береговые батареи", "тяжёлые береговые батареи". По контексту упоминаний и по кое-каким деталям безоговорочно ясно, что речь идёт о 23-й и 27-й батареях. И только главстаршина ни разу (!) не упомянул их, хотя его подразделение дислоцировалось достаточно недалеко от одной из них. С другой стороны только он пишет о железнодорожных батареях, да ещё и явно попутав калибр. Прямо напрашивается, что у человека реально перепутались две берговые с одной железнодорожной, включая их судьбу. Но конкретные номера ? Вот я и хочу выяснить откуда у всего этого "ноги растут".

 

Оффлайн sezin

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 2575

Стрельба зенитными орудиями 76 и 85 мм на небольших высотах опасна для своих войск и населения,так как разрыв дист.гранаты дает осколки не только вбок и вперед,но и назад.
Поэтому для борьбы с самолетами используют МЗА ,снаряды которой взорвутся от самоликвидатора вверху траектории.
По жд батарее - вроде все советские наперечет идругой под Либавой не было. Но какие-то жд установки были у бывших латвийской и эстонской армии.200 мм орудий на них не было, но 6" Кане и 4"-60 кажется были. Не они ли там отметились ?

Оффлайн Алексей К.

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 564
А что там , в Либаве , с "классическими"  ;) БРОНЕПОЕЗДАМИ ? ? ?

P.S.
ФИ 2007/7 "Бронепоезда КА в 1941-45" читал
« Последнее редактирование: 30 Декабря 2009, 13:05 от Алексей К. »

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8385
Интересно, а кто заставляет стралять из зенитных орудий по наземным целям только дистанционными гранатами?

Во Владивостоке, например, было не сколько железнодорожных батарей, вооруженных 76-мм универсальными автоматами 34К, которые отрабатывали и зенитные стрельбы и противотанковые и противокатерные. И все было нормально.

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2639
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Цитировать
Интересно, а кто заставляет стралять из зенитных орудий по наземным целям только дистанционными гранатами?
А кто снабдил бы зенитчиков незенитным боезапасом?
Можно догадываться, что другие задачи положено было резервировать небольшим количеством боезапасаиного назначения, но реальность дает некоторый разброс. Может он и был, кстати, да быстро выплюнули - если по 5-10 ОФ выстрелов на ствол...

Оффлайн Flammy

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 43
А что там , в Либаве , с "классическими"  ;) БРОНЕПОЕЗДАМИ ? ? ?

Всё как-то рядом... В Ирбенском секторе имелся 10-й отдельный артдивизион в составе 193-й и 194-й МЖДАБ (по 3х152-мм Канэ), 1-й и 2-й бронепоезда (по 2х76-мм). А в Либаве, увы ничего такого.

Мне интересно, откуда человек взял эти цифры - 209 и 211 ? Номера чего он мог перепутать с номерами батарей ? Может номера артдивизионов ? Если в Ирбене 207-й АД, в Либаве 208-й АД, то где были 209-й и 211-й ?

Оффлайн Алексей К.

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 564
А для "открытого" , несекретного использования были НОМЕРА батарей ?
Может как раз эти номера и были ( п/я , в/ч , ... ) ? ? ?

Оффлайн Flammy

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 43
А для "открытого" , несекретного использования были НОМЕРА батарей ?
Может как раз эти номера и были ( п/я , в/ч , ... ) ? ? ?

Номера воинских частей, разумеется, были, но четырёхзначные. Интересно ещё были ли какие-то номера у транспортёров в составе батареи или там чисто по порядку - первый, второй... ?