Прочитал несколько воспоминаний об обороне Лиепаи в 1941 году, собственноручно написанных участниками событий. В связи с чем возникли два вопроса, ответы на которые хотелось бы получить у специалистов.
1. Вопрос первый - по зенитной артиллерии.
Из воспоминаний гражданского человека, шофёра с молокозавода, латыша (перевод не очень литературный, но точный): "Там был напуган двумя бомбардировками города, самая сильная из которых произошла до часу дня 23 июня. Самолёты летели на высоте до 700 метров, на этой высоте зенитные пушки не были способны причинить им вред [угрожать], ибо стреляли значительно выше."
Была ли это просто неточная стрельба зенитчиков или существовала некая минимальная высота (дистанция), ниже которой снаряды 76-мм зенитных пушек действительно не могли взорваться (или что-то ещё в этом роде) ?
2. Вопрос второй - по железнодорожным батареям.
Из воспоминаний сверхсрочника, главстаршины РККФ из СНиС Либавской ВМБ, при этом отслужившего срочную на флоте ещё в буржуазной Латвии, латыша (перевод не очень литературный, но точный): "Всё время обороны на территории военного городка находились 209-я и 211-я железнодорожные батареи, которые своими 20-см орудиями оказали большую помощь уничтожением танковой колонны, двигавшейся в направлении Лиепаи по Оттаньской дороге [с севера]. Одна батарея 27 числа [июня] на полном ходу вырвалась из окружения по железнодорожной линии Лиепая-Салдус-Рига. Вторая была взорвана (порядок номеров уже не помню)"
"Колонну танков" оставим в покое
Были ли 200-мм железнодорожные батареи в РККФ или "20-см" это простая приблизительность или ошибка в рассказе ? А какова, собственно, судьба 209-й и 211-й железнодорожных батарей ? Где они находились с 21 по 28 июня 1941 ? Да и были ли таковые вообще ?