Форум > История фортификации. Общий раздел

Сборные ЖБ сооружения 1941 года

<< < (2/10) > >>

gistory:
Из Комаровского:


--- Цитировать ---Вместе нам пришлось решать и возникший тогда серьезный технический конфликт с руководством Главного управления оборонительного строительства НКО. Дело в том, что с помощью сталинградских заводов мы организовали массовое изготовление транспортабельных сборных железобетонных деталей и начали по собствен­ному проекту сооружать из них доты и командные пункты. Эти конструкции предварительно испытали на поражаемость артиллерийским оружием и были уверены в достаточной надежности этих долговременных огневых точек, а также сборных железобетонных командных пунктов. Однако из Москвы поступило телеграфное категорическое требование прекратить «самовольство» и строить эти сооружения только из монолитного железобетона. В условиях жестоких морозов, когда не было ни леса для опалубки, ни каких-либо средств для обогрева тепляков, ни передвижных бетономешалок, применять монолитный бетон было практически невозможно. Посоветовавшись в бюро обкома ВКП(б), мы решили настаивать на осуществлении наших проектов. В конечном счете эти предложения были приняты. Кстати, вся дальнейшая практика строительства не только полевых, но и более капитальных сооружений оборонительного характера показала безусловную целесообразность применения сборных железобетонных элементов, в том числе и крупноразмерных.

За производство железобетонных деталей горячо взялись сталинградские предприятия, в частности сталинградский силикатный завод № 5, руководство и ряд рабочих которого мы поблагодарили и поощрили приказом по армии.

Конструкцию сборных дотов нам удалось, по мере их изготовления и применения, усовершенствовать, сократив число отдельных элементов с 202 до 152 и объем железобетона с 15,2 до 11,5 куб. м. Это сократило стоимость всех сборных дотов на 1,5 млн. руб. и позволило за счет экономии бетона дополнительно сделать около 200 новых дотов.

Наряду со сборными железобетонными дотами, сравнительно громоздкими и тяжелыми, мы организовали из­готовление металлических бронеколпаков, вес отдельных деталей которых составлял всего 300—350 кг вместо 1130 кг для железобетонных дотов.
--- Конец цитаты ---

Если я правильно составил уравнение ))) то при плане 620 комплектов сделали 820.
Непонятно как трактовать 1,5 млн руб удешевления. Может быть это стоимость 200 комплектов? Т.е. один ДОТ - 7500 руб. Это похоже на правду в масштабах цен 1941 года?

Это относится к событиям зимы 1941-1942 годов.
Получается, что к этому времени строительство сборных сооружений считалось "вредным". Отсюда возникают опять вопросы - откуда появились сборные сооружения в Бородино и Москве.
Предположим в Бородино и Филях были построены огневые точки из малоразмерных блоков осенью 1941 г.

В таком случае ДОТы из балок относятся к более позднему периоду? Например, в Москве был использован "сталинградский проект"?

Или так. На можайской линии лета-осени 1941 года строились только монолитные сооружения. Потом, в 1942 году они были дополнены сборными на Смоленском направлении (Бородино), а под Яропольцем и Ильинском линия обороны не восстанавливалась.

gistory:
Попался мне вот такой странный текст про сборные сооружения
http://udarnik.ucoz.ru/index/0-18
там еще 5 страниц
похоже что это какое то современное наставление по строительству сборных ДОТ. Сам текст изрядно попорчен лишними словами, видимо для нужд "продвижения".
Такого же текста не нашел

vvv:
Оригинальное фото строительства сборного дота, авсё вместе это воспроизведение фотоальбома "Москва 1941", 1942 год издания
http://moscow-1941.livejournal.com/4341.html
+ давнишнее обсуждение на старом фортификейшн
http://fortification.ru/oldforum/index.php?action=vthread&forum=3&topic=159

gistory:
Так, значит сборные ДОТы строили в 1941м.
Значит либо существовал еще и "московский" проект, либо вообще тема была настолько очевидная и популярная, что "изобретение" произошло сразу в нескольких местах.

Замечу, что идея сборного строительства - изготовление комплектов в заводских условиях очень похоже на идею гражданских инженеров.

sezin:
Сборные точки строились еще в Севастополе.
Возможно,существовали варианты из Наставления и других докуметов,а были и местные разработки. В "Военно-инж.журнале" рассказывалось про модификацию сборного дота из железобетонных "шпал" весом в 105 кг и сказано,что он получен видоизменением типового проекта.
Нуа вмешательство Москвы в стал.проект может вызвано тем,что сборные точки сначала разрешались только на второстепенных направлениях,а Сталинградское не считалось второстепенным. Например.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии