Автор Тема: Форт Ж  (Прочитано 20175 раз)

Оффлайн sam

  • Брест - Под вопросом?
  • Full Member
  • *
  • Сообщений: 218
Форт Ж
« : 17 Августа 2010, 15:41 »
Визитная карточка: остатки головного капонира
« Последнее редактирование: 20 Августа 2010, 20:44 от OLEG 75 »

Оффлайн OLEG 75

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 609
Re: Форт Ж
« Ответ #1 : 19 Ноября 2010, 22:14 »

Оффлайн a_live

  • Модератор
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 1386
Re: Форт Ж
« Ответ #2 : 18 Июня 2011, 08:57 »
Русско-японская война (1904-1905гг) оказала большое влияние на крепостное строительство. С особой горячностью принялись за крепостное дело  в России с 1909 г., когда на пост военного министра был назначен генерал Сухомлинов. Под его непосредственным руководством был составлен план усовершенствования крепости Брест-Литовск новыми типами фортов, проекты которых составлялись на основании опыта Порт-Артура и новых успехов развития артиллерии и инженерной техники.

30 июня 1911 г. был утверждён « проект форта 1-й линии в Волынском отделе под литерой «Ж» по Брест-Литовской крепости». Однако прижилось другое название - «Дубинники», по названию поселения располагавшегося рядом с местом постройки. Форт защищал южные подступы к крепости со стороны «Ковельской » дороги.
 
Схема построения форта вобрала в себя всё лучшее из идей русских военных инженеров начала 20 века,- Малкова-Панина, Буйницкого, Величко.

Фигура форта в плане вытянута в длину по фронту и напоминает треугольник. Таким начертанием достигалось большее рассеивание огня противника по площади.

Земляная насыпь (глассис) для защиты форта с напольной стороны одновременно и стрелковая позиция. По проекту в глассисе предусматривались бетонные укрытия для пехоты.

В качестве преграды – ров, простреливаемый из головного капонира, сам капонир прикрыт земляной маской. В военное время предусматривалось обустройство рва проволочной сетью.

Вал один. В плечевых углах площадки (барбеты) для лёгких орудий, выкатываемых из убежищ по земляным  насыпям (аппарелям ).

Убежища и галереи с насыпями над ними образуют внутреннюю позицию. Дворик форта углублён на 4 метра ниже горизонта и постепенно поднимается к галереям. В случае проникновения противника в форт, дворик мог простреливаться перекрёстным огнём со стрелковых позиций на горжевой казарме.

Горжевая казарма с 8 казематами. К ней примыкали уступчатые промежуточные полукапониры, вооружённые скорострельными 57 мм пушками и пулемётами для обстрела промежутков между соседними фортами и горжевого рва. Уступчатая форма полукапониров уменьшала поражаемость амбразур сооружения с флангов. С горжевой стороны амбразуры прикрывала длинная земляная маска.  Казарма была обсыпана валом, под которым проходили три отходящих от казармы перехода (патерны), прикрытые  выходящими на внутренний дворик форта коленчатыми сквозниками. Сквозники эти служили одновременно и убежищами для гарнизона.

Фланкирование промежутков также осуществлялось двумя полукапонирами, расположенными у траверсов пересекающих боковые фасы и прикрываемые с поля земляными масками.

В проекте предусматривалась установка броневой башни с 3 дм скорострельной пушкой и броневые наблюдательные посты над промежуточными полукапонирами.

Руководил постройкой форта «Ж» военный инженер штабс – капитан Иван Осипович Белинский.

При строительстве одного форта использовалось 33 тысячи кубометров гранитного щебня, 30 тысяч кубометров бетона, 12 тысяч тон цемента. Стоимость сооружения составляла 1,5 миллион  довоенных рублей. Для примера Брестский вокзал оценивался в 2 миллиона.

Каменные и плиточные работы выполняли специальные артели рабочих. Землю на валы возили на лёгких одноконных повозках (грабарках). Камень размельчала дробилка с паровым двигателем. Бетон готовили в бетономешалках с локомобилями. Готовый бетон, щебёнку, песок и цемент подвозили на вагонетках по рельсовым путям. Воду подавали насосы по трубопроводам. Бетон в опалубку набивали без перерыва несколько суток подряд днём и ночью. Бетонщики работали в три смены. Ночью стройплощадку освещали дуговые фонари от электромашины с нефтяным двигателем. Продолжалось строительство 2 года.
« Последнее редактирование: 18 Июня 2011, 08:59 от a_live »

Оффлайн a_live

  • Модератор
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 1386
Re: Форт Ж
« Ответ #3 : 18 Июня 2011, 08:58 »


Проект форта лит. Ж 1912 г.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8370
Re: Форт Ж
« Ответ #4 : 18 Июня 2011, 09:39 »
Все верно, только "позиция на гласисе" - это прикрытый пусть с плацдармами. Кстати, казематы- убежища нп плацдармах прикрытого пути вещь вполне нормальная, что-то подобное было в Осовце.

Оффлайн A_Kuziak

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 451
Re: Форт Ж
« Ответ #5 : 18 Июня 2011, 17:15 »
Кремальерное начертание прикрытого пути дает еще возможность лучшего обстрела ружейным огнем ближних к прикрытому пути участков гласиса.

Оффлайн OLEG 75

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 609
Re: Форт Ж
« Ответ #6 : 18 Июня 2011, 20:56 »
Спасибо a_live за план форта!Весь вечер провел за его изучением!

Оффлайн a_live

  • Модератор
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 1386
Re: Форт Ж
« Ответ #7 : 18 Июня 2011, 23:06 »
Спасибо a_live за план форта!Весь вечер провел за его изучением!

Еще не вечер!  ;D

За информационную поддержку необходимо благодарить в первую очередь Владимира Калинина и Сергея Пивоварчика.

Форт лит. Ж, единственный полностью законченный из литерных фортов,  как-то незаслуженно прибывал в забвении на форуме.  Oleg 75 дал отличный повод, чтобы исправить ситуацию.  :)

Из уничтоженных в 1915 году фортов – именно об утрате форта лит. Ж можно больше всего сожалеть. Ни один из остальных взорванных фортов не может сравниться с фортов лит. Ж по мощи и значимости.  К сожалению, что имеем, то имеем.  :(

Не стоит забывать, что по проекту на форту собирались установить броневую башню, как и по две на форту VIII и лит. И.  ;)

Оффлайн a_live

  • Модератор
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 1386
Re: Форт Ж
« Ответ #8 : 23 Июня 2011, 09:20 »

Оффлайн a_live

  • Модератор
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 1386
Re: Форт Ж
« Ответ #9 : 23 Июня 2011, 09:55 »
Фрагменты капонира: