С далеких берегов Балтики к нам, на Тихий океан, наконец-то добрался второй (седьмой) номер журнала «Балтфорт». Я внимательно прочитал все материалы и, честно говоря, особого желания его «рецензировать» даже и не возникло. Журнал почти полностью избавлен из разного рода «болезней роста». Чувствуется, что редакция просто взяла небольшой тайм-аут, крепко подумала, как улучшить работу и смогла полностью ее перестроить в лучшую сторону. Здесь нет, ни чего-либо подобного «миноносцу Князь Суворов», нет ни одной «теточной» статьи о «катакомбах девятого форта» или о «крепости, пересеченной фортами». Ушли никому не нужные «военные новости региона», которые лучше смотреть на Интернет-сайтах. Похоже, что мысль о том, что должна существовать некоторая разница между журналом и Интернет-сайтом начинает утверждаться в головах редакторов. Даже статья А.Б. Широкорада по сравнению с предыдущими его материалами является, чуть ли не образцом политкорректности. Подбор материалов весьма удачен и хотя какого-то явного чисто «фортификационного гвоздя» здесь нет, но значительная часть материалов все же увязана с историко-фортификационной тематикой. В общем, номер удался и теперь являет резкий контраст с «Цитаделью» (насколько эти издания можно сравнивать) в отношении отсутствия откровенно провальных материалов. Впрочем, будем надеяться на лучшее и с Цитаделью!
Журнал открывается необычным материалом – отчетом о субботнике, проведенном саперами латвийской армии на ДОТе № 1. Ведь еще совсем недавно в Балтфорте была напечатана статья Виктора Тхора об этих оригинальных сооружениях и сразу же такая оперативная положительная реакция со стороны военных! Остается только завидовать.
Материал о сети магазинов для дайвинга и подводной охоты «Батискаф», раскинувшейся от Владивостока до Риги, безусловно, является рекламным и заказным. И, тем не менее, его появление именно в данном выпуске смотрится вполне органично, поскольку наиболее интересный материал – Рижский «Бостон» – как раз и посвящен поиску сбитого над Рижским заливом в 1943 г. советского самолета-торпедоносца «Дуглас А-20 Бостон».
Юрию Мелконову удалось выполнить уникальное журналистское расследование, по обломкам найденного самолета установить фамилии членов экипажа, точную дату боя, проследить дальнейшую судьбу и рыбаков, которые их спасли из воды, но вынуждены были передать немцам, поскольку все побережье залива тогда плотно контролировалось немцами и рыбачьи лодки могли приставать только к причалам специальных контрольных пунктов. Рыбаки потом получили за это серьезные лагерные сроки, хотя виноваты были лишь в том, что спасли тонувших людей. Редко когда реконструкцию событий удается воспроизвести с такой полнотой и достоверностью. Очень сильный материал, пусть и не имеющий отношения к фортификации.
Наиболее интересной для фортечного сообщества статьей является материал исследователя из Таллинна Максима Трутса «Артиллерия сухопутного фронта морской крепости Императора Петра Великого». Изложена история развития батарей сухопутного фронта, дана ее организация, состав и структура войсковых частей, все дано в динамике Первой мировой войны. Особенно интересна информация об использовании на сухопутном фронте 12-дюймовых/52 кал. орудий и строительстве для них стационарных бетонных позиций. Статья иллюстрирована фотографиями артиллерийских орудий, приводится схема расположения тяжелых батарей сухопутного фронта. К сожалению, отсутствуют современные фотографии сохранившихся артиллерийских позиций, но здесь надо понимать, что ограниченные размеры журнала не позволяют проиллюстрировать этот материал в полной мере. Представление текстовой и табличной информации здесь все же важнее.
Автору и редакторам так и не удалось до конца понять разницу между Интернет-сайтом и изданием на бумаге. Номера батарей на схеме приходится разглядывать в увеличительное стекло, а это совершенно недопустимо. Надо было или увеличить размеры букв и цифр, как минимум вдвое, или завалить карту на бок и растянуть ее на всю страницу.
Не поленюсь еще и еще раз повторить рекомендацию начинающим авторам и редакторам, не вполне понимающим специфику публикации чертежей и схем – обязательно выводите чертежи и схемы на бумагу, причем в таком размере, в каком предполагается их реальная публикация в журнале. Тогда все станет понятно и наглядно, что с этими картинками вообще делать!
К статье обещано продолжение и это весьма интригует. Конечно, очень жаль, что материал читателю «вываливается» мелкими кусками. Убежища и потерны – отдельно, артиллерия – тоже отдельно, наверно потом будет еще и какая-нибудь артиллерийская фортификация и т.д. Вообще – чувствуется, что в Таллинне, наконец-то, пошел процесс подготовки серьезных публикаций по истории тамошних оборонительных сооружений, и я лично рассматриваю это как своеобразный праздник для всех любителей истории фортификации – этого момента мы все ждали очень и очень долго! И пусть Максим не обижается по поводу разбора оформительских огрехов – просто хочется, чтобы эти работы были еще лучше, чем они оформлены сейчас, а вообще – мы и с увеличительным стеклом все сможем разобрать, просто очень хорошо, что эта информация есть, а уж как она оформлена – вопрос вторичный, хотя и важный.
Статья молодого исследователя из Владивостока Романа Авилова «От Порт-Артура до Риги. Из истории 3-й Сибирской стрелковой дивизии» больше касается дальневосточной тематики. Я представлял в общих чертах историю этого прославленного соединения, начиная с момента его формирования, но вот история частей, на базе которых оно формировалось, для меня совершенно новая информация. Оказывается, что история дивизии восходят еще к знаменитым линейным батальонам, солдаты которых занимались освоением и охраной только что занятых Россией дальневосточных территорий. Подробно описывается боевой путь дивизии, включая Русско-японскую войну и особенно знаменитый бой под Тюрренченом. В общем, это добротная история соединения, написанная настолько подробно, насколько это позволяли рамки журнальной статьи.
Прежде, чем перейти к рецензированию интереснейшей статьи Александра Борисовича Широкорада «Вооружение Либавской крепости» мне придется сделать паузу и продолжение рецензии, как я надеюсь, появиться завтра.