В Кронштадтской крепости еще сохраняются 4 старинных крана. Один из них, на пристани форта «Александр I», три других одинаковых крана находятся на Морских Северных батареях №№ 4 и 6 и на о. Котлин возле Башни футштока и Итальянского пруда. Эти три последних крана (19-тонные) имеют надпись «Завод Берда -1868 - С.Петербургъ». Точно такие же краны находились на пристанях фортов «Обручев» и «Тотлебен», вероятно, такой же кран находился и на форте «Константин».
И хотя краны эти имеют весьма внушительный вид и большое историческое значение, на самом деле они были всего лишь побочной продукцией завода Берда. Речь об этом заводе ниже.
В 1792 г. англичанин Чарльз Берд (он прибыл в Россию по приглашению самой императрицы Екатерины) получил право на строительство завода на Матисовом острове в устье реки Фонтанки (между Галерной верфью и Новым Адмиралтейством). Со временем предприятие стало огромным судостроительным завод, производившим самую различную продукцию не только для флота. Завод Берда стал первым в России по производству металлообрабатывающих станков.
Первый русский пароход был построен на Неве в 1815 г. владельцем механико-литейного завода в Петербурге Карлом Бердом, наследником Чарльза Берда (Карл Николаевич Берд (1766-1843)). По сути, завод произвел только установку в деревянную баржу («тихвинку») собранной им балансирной паровой машины Уатта мощностью 4 л. с. и парового котла, приводивших в действие бортовые колеса. 3 ноября 1815 года пароход сделал первый рейс из Санкт-Петербурга в Кронштадт. С 3 июня 1817 года началась буксировка пароходами грузовых судов по этому же маршруту. Путешествия пароходов за границы России начались в 1824 году.
Кран в горже Северного форта №4
Примечательный факт, что декоративные, чугунные ядра, которые лежат сейчас возле Царь-пушки в Кремле были отлиты в 1835 году тоже на заводе Берда. Царь-пушка не принимала участие в боевых действиях, однако, ее отливали именно как боевое орудие (заряжалась бы, вероятно, картечью). Изначально ДВА самых больших артиллерийских орудия из хранящихся в Московском Кремле (Царь-пушка и Единорог) должны были быть установлены у главных ворот Арсенала. Тогда исполнение заказа по изготовлению лафетов было предложено заводу Берда. Берд определил стоимость каждого лафета в 6 тысяч рублей, а их дальнейшую перевозку в Москву - в 4 тысячи рублей. 16 февраля 1835 года Берд сообщил о полной готовности лафетов, уже окрашенных и приготовленных к отправке в Москву.
Завод занимался изготовлением чугунных и металлических деталей для мостов в Петербурге, таких как подвесной Львиный мост через канал Грибоедова, названый по четырем чугунным скульптурам львов, выполненных скульптором П.П.Соколовым. Изготовление чугунных и металлических частей, а также сборку элементов на месте строительства производил завод Берда. Скульптуры львов были отлиты на Александровском заводе. Первый Инженерный мост (у Летнего Сада), пролет которого составлял 19,35 м, ширина между перилами -- 9,5 м, длина -- 20,05 м. был построен Александровским чугунолитейным заводом (ныне Пролетарский) и заводом Берда.
8(21) сентября 1850 г., в Епифанском уезде Тульской губернии (ныне Куркинский район), на Красном холме Куликова поля, при большом скоплении народа был открыт памятник-монумент Дмитрию Ивановичу Донскому. Отливка чугунных частей памятника, доставка и установка его были осуществлены Ф.К.Бердом.
Во второй половине 19 в. в Петербурге были следующие заводы Берда: коксообжигательный, чугунно-литейный, лесопильный, мукомольный, сахарный.
Первый российский фрегат на паровой тяге был заложен в конце 1864 года на Галерном острове в Петербурге и спущен на воду в августе 1867 года. Броню изготовили на Ижорском заводе. Одновальную энергетическую установку мощностью 2170 индикаторных сил и скоростью чуть более 10 узлов построили на заводе Берда. В то же время завод выпускал двигатели для российских мониторов. Завод были пионером в создании миноносок (минных катеров) в 1870-е гг. В 1870-х гг. завод также строил крейсера для службы на Тихом океане.
Берды развивали и литейное производство. Заводы имели безупречную репутацию. На литейном заводе были изгоотовлены барельефы для Александровской колонны и решетки для сада Михайловского замка, были выполнены уникальные перекрытия Исаакиевского собора.
В 1881 году наследники Берда продали завод анонимному акционерному обществу. Завод стал называться Франко-Русским заводом (бывшим Берда), который затем стал составной частью знаменитых ныне «Адмиралтейских верфей». На нем развернулось строительство крупных военных кораблей.
В 19 в. на заводе развивалось медеплавильное и прокатное производство, создавались конструкции и украшения подвесных петербургских мостов и первого постоянного разводного моста через Неву, прокат из черных и цветных металлов, машиностроение. Династия Бердов (отец Чарльз, сын Фрэнсис и внук Джордж) создали огромное производство, поставлявшее продукцию не только для Военного ведомства, но оставившего замечательные произведения искусства (скульптуры Казанского и Исаакиевского соборов, Александровской колонны, детали конструкций и убранства государственных учреждений, дворцов, особняков).
Кран у стенки Итальянского пруда в Кронштадте
После революции предприятие было национализировано, переименовано в 1922 г. в завод им. Карла Либкнехта и до 1924 г. было закрыто ввиду отсутствия топлива и металла. С 1928 г. – это Государственный медеобрабатывающий завод им. Ворошилова. На нем было развернуто производство продукции из алюминия и алюминиевых сплавов. Здесь в 1930-е гг. был изготовлен первый отечественный цельнометаллический самолет «Максим Горький» и освоен прокат алюминиевой фольги. В годы войны завод был в основном демонтирован и эвакуирован на Урал. На оставшемся оборудовании для нужд фронта наладили выпуск броневого листа, пиротехнических снарядов, минометных взрывателей, снарядных поясков и выполняли правку лопастей воздушных винтов для боевых самолетов.
После войны завод назывался: «Ленинградское Адмиралтейское объединение». В наши дни завод Берда входит в состав завода «Адмиралтейские верфи».