Форум > Брестская Крепость

Новости

(1/26) > >>

vasya_r:
Брестский курьер, №35 от 25 августа 2010 года.

Балтийский проект
Получит ли он прописку в крепости-герое?

    Форты Брестской крепости могут быть включены в балтийский проект "Фортификационные сооружения и их роль в развитии туризма".
    "На днях в Брест приедут специалисты из Голландии, Германии, Украины - всего 11 человек. Они обследуют фортификационные сооружения и оценят их состояние, ознакомятся с укреплениями и примут решение о том, могут ли эти сооружения вступить в балтийский проект", - рассказал БелТА секретарь координационного совета по охране историко-культурного наследия при Брестском облисполкоме Леонид Нестерчук.
    Отвечая на вопрос, как идет подготовка досье для внесения некоторых фортификационных сооружений в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО, специалист отметил, что необходимая документация давно подготовлена. Проблема заключается в том, что эти объекты уникальны лишь в локальном смысле - только для жителей Беларуси.
    "Укрепления не представляют большой ценности для ЮНЕСКО, потому что подобных сооружений известно не менее семнадцати. Поэтому шансы попасть в Список Всемирного Наследия у них минимальны", считает Леонид Нестерчук.
    По его словам, еще одна проблема заключается в том, что для того, чтобы попасть в Список Всемирного Наследия, объекты должны быть включены в жизнь, должны работать.
    "Пока мы этим похвастаться не можем. В самой крепости давно наведен порядок, там проходят экскурсии, целиком сохранился пятый форт, который является филиалом мемориального комплекса "Брестская крепость-герой", три объекта используются частными лицами под хозяйственные нужды (склады, мастерские, офисы). Но часть укреплений находятся в полуразрушенном состоянии, их нужно ремонтировать. Так что это очень сложный процесс", - подытожил Л. Нестерчук.
    К фортификационным сооружениям относится сама Брестская крепость, которая состоит из четырех укреплений, расположенных на отдельных островах, - Цитадели, Кобринском, Волынском и Тереспольском. Брестская крепость включает форты в Бресте, Брестском районе и на территории Польши.
    Фортификационные сооружения возводились из кирпича, укреплялись земляными валами. Каждое укрепление могло вместить гарнизон численностью 250 человек и до 20 орудий. Интересно, что сооружения не копировали друг друга. Военные инженеры, которые занимались их строительством, брали за основу типовые проекты, но вносили в них свои коррективы.
    Сегодня на территории Бреста и Брестского района находятся 35 объектов фортификации Брестской крепости с разной степени сохранности. На 100% сохранились 8 объектов, сохранность более 50% имеют 11 объектов, менее 50% - 7, фрагментарно сохранилось 9 укреплений.

vasya_r:
http://news.tut.by/193439.html
(Зайдите туда, там есть небольшое видео).

Рассказывает Светлана Вечорко: Пограничный остров в общественном сознании ассоциируется с Тереспольским укреплением и памятными кадрами кинохроники. В июне 41-го оно стало главным направлением удара фашистских агрессоров. А вскоре по уцелевшему мосту в Брестскую крепость въехали и сами, как им тогда казалось, триумфаторы.
Именно по этой дороге, соединяющей польский Тересполь и Брест, в 41-м году проехали Гитлер с Муссолини, чтобы осмотреть захваченную крепость. Это - знаменитые Тереспольские ворота. Но впервые мы смотрим на них с этой стороны - со стороны Пограничного острова. До сих пор он был закрыт для посторонних. Но, вполне вероятно, в обозримом будущем здесь появится новый пешеходный пункт пропуска.

С одной стороны остров отделен Западным Бугом, с другой - обмелевшим обводным каналом, по которому и проходит государственная граница. Общая площадь не превышает 30 гектаров. А самое широкое место - 400 метров. Здесь, по задумке городских властей, и планируется создать новую туристическую зону.

(Владимир Казаков, директор филиала "Брестреставрацияпроект": "Задача достаточно большая стоит. Я думаю, что, может быть, сегодня еще преждевременно говорить о том, что может получиться. Это - труд большой".)

Перво-наперво остров необходимо очистить от мусора и разминировать. Периодически пограничники находят здесь боеприпасы времен Второй мировой. Тогда взору посетителей можно будет предъявить памятные знаки, посвященные защитникам крепости, и фортификационные сооружения ХІХ века.

(Владимир Казаков, директор филиала "Брестреставрацияпроект": "Что сегодня представляет определенную ценность и желательно сохранить, так это карбышевские казармы".)

Добротное здание начала прошлого столетия эксплуатировалось вплоть до середины 90-х. А потому хорошо сохранилось. Уже получено согласие соответствующих ведомств на создание здесь двух музеев - пограничной и таможенной служб. Уникальным объектом пограничной инфраструктуры является и чудом уцелевшая таможенная будка, которой от роду не меньше двух столетий. Пока же здесь никого не впускают и не выпускают, а доступ на Пограничный остров строго ограничен.

(Алексей Савин, начальник службы охраны государственной границы Брестской пограничной группы: "Говоря о перспективах создания здесь пункта пропуска, мы понимаем, что это направление нам придется дополнительно прикрывать пограничными нарядами, техническими средствами охраны госграницы. Нужно будет создать необходимую инфраструктуру для осуществления пограничного и таможенного видов контроля".)

Смелые фантазии авторов проекта ведут не просто в глубь острова. Логическим продолжением его развития может стать восстановление пешеходного моста между Брестом и Тересполем.

(Владимир Казаков, директор филиала "Брестреставрацияпроект": "Хотелось бы, конечно, восстановить. Чтобы, действительно, историческая необходимость соединения этих двух берегов прозвучала".)

Концепция создания новой туристической зоны Брестской крепости в целом одобрена Республиканским советом по охране культурно-исторического наследия. Вопрос статуса зоны пока остается открытым.

OLEG 75:
Вот,про таможенную будку,которой больше двух столетий!!!!!Это сильно!Не хочу показаться гением истории,но какая тогда могла быть таможня в Брест-Литовске,во времена царской империи?И второе :) в том месте нет ворот и не было.Был и есть Варшавский проезд,эта будка,чудом уцелевшая,ну,по типу сегодня КПП на территрию укрепления,крепости.Если ошибаюсь,прошу сильно не бить ;)

sam:
..."В 1795 году, в результате III раздела Речи Посполитой, инспирированного наиболее могущественными империями Европы, земли юго-запада нынешней Беларуси и юго-востока Польши были поделены между Россией и Австрией. Город над Бугом оказался на самой границе, будучи вскоре обозначенным на картах как уездный город Слонимской, затем Литовской, а с 1801 года – Гродненской губернии. Теперь он назывался  Брест-Литовск. В 1807 году было создано Герцогство Варшавское (вассальное государство Франции, Тильзитский договор). Вероятно, тогда же в Брест-Литовске возобновилась активная деятельность таможни, так как торговое значение города было по-прежнему весьма значительным. 1811 году вышло «Положение об устройстве военной стражи на границах западных губерний», в соответствии с которым к охране рубежа приступили особые отряды казаков. Это были пограничные войска. Таможенная граница в империи оберегалась таможенными смотрителями и специальными объездчиками.
После русско-французской войны 1812 года, которая для этих мест отчасти превратилась в гражданскую, таможня в Брест-Литовске восстановилась – теперь уже на границе с Царством Польским (создано в 1815 году). По сути, за Бугом располагался российский протекторат. Однако понадобилось время, чтобы стало возможным отказаться от исполнения таможенных процедур в Брест-Литовске, полностью перенеся последние на внешние границы империи. В 1857 году увидел свет очередной таможенный устав, согласно которому была заново выстроена система таможен и таможенных застав.
«Я с нетерпением высматривал из окна кареты, скоро ли мы остановимся пред оградой бывшей таможни, – писал известный этнограф и литератор П.М. Шпилевский, опубликовавший в 1853-1855 годах серию очерков под общим названием «Путешествие по Полесью и белорусскому краю». – Ныне останавливаются здесь дилижансы потому, что здесь устроена почт-экспедиция и назначена сдача большой почты, привозимой из Варшавы…». Упоминаемая Шпилевским легендарная таможня, расположенная между бывшим брестским предместьем Тересполем и крепостью, стоит в пограничной зоне до сих пор. Несмотря на некоторые изменения, сделанные в 20-х годах прошлого столетия, небольшое здание, построенное более полутора веков назад, в целом сохранило оригинальные черты".
Из книги "Брестская таможня. Доверено страной". (Брест. Полиграфика. 2009).
Больше добавить нечего. Будка действительно крайне историческая.

OLEG 75:
Благодарю SAM за разъяснение!Теперь еще больше появилось желания попасть на Западный остров!

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии