Будет время выложу свои версии подрыва ж/д моста
моя версия, кем мог быть взорван ж/д мост в Ржеве
Взрыв от детонации ж/д моста вызывает большое сомнение, ибо 10 и 11 октября 1941г. немцы днем бомбили Ржев и старались попасть в ж/д мост. При этом он не взорвался, в ночь с 11 на 12 октября в 23:30, при отсутствии бомбежки вдруг взорвался от детонации. Скорее всего, ответственные за подрыв моста люди ушли от ответственности. 11.10.41 командование всех уровней было в панике по поводу прорвавшихся танков пр-ка со стороны Зубцова:
Переговоры Запфр с 31А __.10.41:
…У апп.Псурцев
У апп. Нач.разведотдела Постников. Слушаю Вас.
Говорит ген м-р Псурцев, доложите обстановку вашей армии для доклада комфронтом. Кто разрешил штарму уходить из Ржева? Отвечайте, только кратко, основное.
- Имеются данные, что группа танков пр-ка прорвалась в Зубцов и действует на Ржев. Приняты меры по установлению этой группы, а также меры по обороне города. Об отъезде штаба армии речи нет.
- Так потрудитесь тогда не создавать панику, иметь людей на вашем узле, которые бы информировали штаб///1стр/ фронта о происходящем. Докладывайте дальше где, ваши части и откуда источники о прорвавшихся танках пр-ка. Как проверены эти слухи?...»
Датировка этих переговоров не представляет труда, если сравнить с оперсводкой Зап.фр №213 к 20:00 11.10.41: «10. … По докладу нач РО 31А 14:00 11.10 группа танков неустановленной численности прорвалась на Зубцов и угрожает г.Ржев. Приняты меры к обороне г.Ржев. Данные требуют проверки»
Есть 2 документа, дающие ключ к пониманию того, кто и как мог взорвать мосты в Ржеве:
ЖБД ЗапФр июль 1941, стр 72 фонд 208 опись 2511 дело 208Приказ войскам западного направления №0070 от 18.07.41
«1. Перед передним краем фронта резервных армий создать полосу заграждений с внешним краем …
2. Для устройства и борьбы на заграждениях выделить в полосе каждой дивизии фронта резервных армий два-три отряда заграждений силой до усиленного б-на с саперами и минно-подрвными средствами.
3. В полосе заграждений подлежат уничтожению искусственные сооружения на дорогах…23-25 противотанковых мин на километр….
4. в полосе каждой дивизии предусмотреть колонные пути и отдельные маршруты для пропуска отходящих частей. Эти маршруты д.б.надежно прикрыты от внезапного захвата пр-ком и обеспечены достаточным к-вом маяков и скрытыми условными знаками, с таким расчетом, чтобы пр-к не мог использовать эти маршруты. Все основные дороги немедленно минировать, а искусственные сооружения на них подготовить к разрушению. Особо выделить следующие основные маршруты:
а) Нелидово, Оленица (д.б. Оленино, прим.мое), Ржев;
б) Колодези, Белый, Бонаково, Булашово, Сычевка;…
На этих маршрутах выделить ответственных командиров штабов армий, инженерных начальников, придав им пехотные и саперные подразделения со средствами связи.
Всю подготовку к обеспечению безотказного разрушения на этих маршрутах и разрушение возложить на этих командиров штаба, фамилии которых донести в штаб фронта 19.7.41 12:00
5. К работам по устройству заграждений приступить немедленно. Время подрывания мостов на дорогах, кроме основных маршрутов, определяется приказом командиров дивизий и в отдельных случаях командиров полком, выделенных на особые направления. Время подрывания на основных маршрутах определяется выделенными командирами штабов армий»
Тимошенко, Булганин, Маландин
и
приказ № оп/06. Штарм 30 Ржев. 19.7.41 г. 19 час. 15 мин. ф. 354, оп. 2597сс, д. 1, лл. 12, 13. Машинописная копия. (
он же ф.219 оп.679 д.13 №60083447 генерал-майор Хоменко)
(119сд входила в это время в состав 30А, прим.мое)
«1. В изменение приказа № 03 от 15.07.41 перед передним краем 30 армии создать полосу заграждения с внешним краем Озерцы, Валуево, …,Костино, Полоцкий мох, станция Жарковский.
а/ 242сд создать полосу заграждения в своих границах определенных боевым приказом № 02 от 14.07.41. Для борьбы на заграждениях выделить три отряда заграждения силой до усиленного батальона каждый, с саперами и минноподрывными средствами.
Подготовить к взрыву плотину у оз.Волго для подъема воды в р.Волга.
Для выполнения данной работы выделить ответственного командира штаба дивизии инженерной службы, придав им необходимое кол-во саперов и стрелковое подразделение со средствами связи.
Взрыв плотины произвести когда все наши части отойдут на восточный берег р. Волга.
Производство взрывных работ согласовать с соседом справа.
б/ 119сд с 587 минно-саперным батальоном создать полосу заграждения в своих границах, определенных боевым приказом № 02 от 14.07.41. Особо выделить основной маршрут: Нелидово — Оленино — Ржев.
Для борьбы на заграждениях выделить три отряда заграждения силой до усиленного батальона каждый, с саперами и минноподрывными средствами.
2. Для подготовки заграждений на основном маршруте Нелидово, Оленино, Ржев выделяются пом.нач.оперотдела штарма 30 капитан Голубев и командир инженерной службы армии майор Симаненко [1] на каковых возлагается вся ответственность за подготовку по обеспечению безотказного разрушения на этом маршруте.
Командиру 119 сд выделить в распоряжение капитана Голубева по его требованию необходимое количество саперных и пехотных подразделений со средствами связи. Капитану Голубеву места мин нанести на кроки, схему, карты так, чтобы легко можно было найти поставленные мины и изъять их при миновании надобности.
Схему установки мин и других заграждений представить в штарм 30 к 10.00 22.07.41…
5…
Время подрывания мостов на маршруте Нелидово, Оленине, Ржев определяется капитаном Голубевым»
Вот так, время подрыва мостов определяет представитель штаба армии капитан Голубев
[1] Майор Симаненко есть в «Списке членов и кандидатов ВКП(б) низовой парторганизации инженерного управления Резервного фронта 25.09.1941» фонд 219 опись 679 дело 333).
Думаю, что капитан Голубев также остался на этом направлении, т.к. только он знал лично все места установки мин.